г. Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А40-206366/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
С.Л. Захарова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Синтез"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2019 по делу N А40-206366/18, принятое судьей Поздняковым В.Д. (93-2435)
по заявлению ОАО "Синтез"
к Федеральному казначейству
третье лицо: Минпромторг России
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Габоев С.С. по дов. от 01.01.2019; |
от ответчика: |
Игашова А.Н. по дов. от 13.12.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" (далее - заявитель, ОАО "Синтез", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Федерального казначейства (далее - заинтересованное лицо) от 29.05.2018 N 18-03-02/10584 в части возмещения ОАО "Синтез" в федеральный бюджет ущерба в сумме 176 927, 46 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, субсидия была предоставлена обоснованно, на основании полного пакета документов ОАО "Синтез". Общество понесло расходы не на новое производство, а на отработку и усовершенствование технологии изготовления медицинских изделий, то есть на цели предоставления субсидии. ОАО "Синтез" не согласно с выводами суда первой инстанции об отсутствии у него программы и методики испытаний продукции, актов приемочной комиссии, подтверждающих выполнение программы испытаний и содержащих оценку результатов испытаний и с фактом нарушения ОАО "Синтез" правил и условий предоставления субсидии на сумму 160 531,36 тыс. в 2016 и 6 231,04 тыс. руб. в 2017 году. Также заявитель полагает, что расходы на аренду складских помещений связано с производственным процессом и подлежат возмещению в рамках предоставления субсидии на сумму 7 473 тыс. руб. в 2016 году и 2692,06 тыс. руб. в 2017 году.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральным казначейством в период с 26.02.2018 по 30.03.2018 на основании приказа от 22.02.2018 N 41п, в соответствии с поручением Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2017 N 2561с в отношении ОАО "Синтез" проведена внеплановая выездная проверка на предмет проверки соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий открытому акционерному обществу "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы.
Проверяемый период: с 01.01.2016 по 31.12.2017.
По результатам проверки составлен Акт от 30.03.2018 г. 29.05.2018 и вынесено Предписание N 18-03-02/10584 о возмещении ущерба Российской Федерации в сумме 177 167,82 тыс. рублей в срок до 01.11.2018 г. (далее - Предписание).
Основанием для вынесения предписания послужили выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Не согласившись с предписанием Федерального казначейства от 29.05.2018 N 18-03-02/10584 в части возмещения ОАО "Синтез" в федеральный бюджет ущерба в сумме 176 927,46 руб., заявитель обжаловал Предписание в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое Предписание вынесено уполномоченным органом.
Также судом первой инстанции сделаны правомерные выводы о том, что у Федерального казначейства имелись правовые основания для вынесения оспариваемого Предписания на основании следующего.
В соответствием с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 г. N 1048 (далее - Правила N 1048).
В силу п.25 Правил N 1048 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 N 464) министерство промышленности и торговли Российской Федерации и органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения российской организацией целей, условий и порядка предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами и договором о предоставлении субсидии.
Пунктом 3 Правил N 1048 установлено, что под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, ограниченный по времени и ресурсам, направленный на организацию высокотехнологичного производства медицинских изделий, в том числе с привлечением третьих лиц, по следующим направлениям: а) медицинские изделия, имплантируемые в организм человека; б) одноразовые медицинские изделия; в) расходные материалы для медицинских изделий; г) технические средства реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся медицинскими изделиями; д) установки для высокоэффективной лучевой терапии ионным пучком; е) медицинские изделия для персонального дистанционного мониторирования пациента; ж) медицинские изделия для офтальмологии.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно п. 2 Правил N 1048 субсидия предоставляются в целях стимулирования инвестиционной активности российских организаций для создания, расширения и модернизации производства медицинских изделий и для достижения следующих целевых показателей:
- доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);
- создание и (или) модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом);
- реализация отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации.
Как следует из п. 4 Правил N 1048 предоставление Субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в данном случае Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на цели, указанные в п. 2 Правил N 1048.
В соответствии с п. 10 Правил N 1048, субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и российской организацией.
Из материалов дела следует, что между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Открытое акционерное общество "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" был заключен договор о предоставлении субсидии от 02.12.2016 N 1048.19.36.
Предметом Договора от 02.12.2016 N 1048.19.36 (п. 1.1) является предоставление субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1048 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий, в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы".
Также п. 1.1 Договора о предоставлении субсидии предусмотрено, что Минпромторг России предоставляет субсидии на возмещение части затрат на реализацию проекта "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий" (далее - Проект), а ОАО "Синтез" обязуется реализовать Проект в соответствии с Планом-графиком реализации проекта (являющимся приложением N 1 к Договору о предоставлении субсидии и являющимся неотъемлемой частью договора).
Согласно Плану-графику реализация Проекта предусмотрена в три этапа: Этап 1. "Модернизация существующего производства, закупка дополнительного оборудования, комплектующих, выпуск установочной партии, проведение технических и токсилогических испытаний: катетеров подключичных и наборов катетеризации по Сельдингеру (Шифр 19МП7); контейнеров полимерных и магистралей для двукратного плазмафереза (аппаратный и неаппаратный) (Шифр 19МП80); контейнеров пластиковых для крови (Гемасины) (Шифр 19МП80);контейнеров пластиковых для крови - Криоконсервация (Шифр 19МП80); системы для переливания крови и вливания растворов, в том числе контейнеров пластиковых (Шифр 19МП80)".
В рамках данного этапа:
в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 предусматривалась - закупка и поставка комплектующих, расходных материалов и оборудования; произведение модернизации производства, ремонт оборудования; проведение технических и токсилогических испытаний; отработка технологий на новом оборудовании; выпуск серийной продукции;
в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 предусматривалось начать реализацию изделий медицинского назначения.
Этап 2. "Расширение высокотехнологичного производства и реализация продукции и увеличение доли рынка по реализации изделий в рамках Проекта на 2017 г." (далее по тексту - Этап 2 План-графика реализации Проекта). В рамках данного этапа в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 предусматривалось реализовывать изделия медицинского назначения.
Этап 3. "Выход на проектную мощность и увеличение доли рынка по реализации изделий в рамках проекта на 2018 г." (далее по тексту - Этап 3 План графика реализации Проекта). В рамках данного этапа в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 предусматривалось реализовывать изделия медицинского назначения.
Согласно Расчету субсидии на возмещение затрат ОАО "Синтез" на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии медицинских изделий, в рамках реализации Проекта в сумме 160 531,36 тыс. рублей, проверкой установлено, что ОАО "Синтез" фактически приняты к возмещению расходы в сумме 321 062,72 тыс. рублей на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для текущего производства медицинских изделий, а не на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии, медицинских изделий.
Так Календарным планом реализации проекта, плана выпуска медицинских изделий, п. 3.2 Бизнес-плана Проекта "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий", утвержденного генеральным директором ЗАО "ФАРМ-ЦЕНТР" УК ОАО "Синтез" Загорским A.Ю. этапом 1 "Модернизация существующего производства, закупка дополнительного оборудования, комплектующих, выпуск установочной партии, проведение технических и токсикологических испытаний катетеров подключичных и наборов катетеризации по Сельдингеру, Шифр 19МП7, контейнеров полимерных и магистралей для двукратного плазмафереза (аппаратный и неаппаратный), Шифр 19МП80, контейнеров пластиковых для крови (Гемасины), Шифр 19МП80, контейнеров пластиковых для крови - Криоконсервация, Шифр 19МП80, Систем для переливания крови и вливания растворов, в т. ч. контейнеров пластиковых Шифр 19МП80" в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 предусмотрены следующие этапы работ:
- закупка и поставка комплектующих, расходных материалов и оборудования,
- проведение модернизации производства, ремонт оборудования,
- проведение технических и токсикологических испытаний,
- отработка технологий на новом оборудовании,
- выпуск серийной продукции, и контрольные события реализации проекта:
- заключение договоров поставки комплектующих,
- заключение договоров поставки оборудования,
- ТЗ на ремонтные работы. Протоколы проведения ПНР,
- заключение договоров на проведение испытаний,
- выпуск установочной партии катетеров подключичных и наборов по катетеризации по Сельдингеру, контейнеров полимерных и магистралей для двухкратного плазмафереза (аппаратный и неаппаратный), контейнеров пластиковых для крови (Гемасины), контейнеров пластиковых для крови -Криоконсервация, систем для переливания крови и вливания растворов, в том числе контейнеров пластиковых.
Проверкой результатов (подтверждающих документов) вышеуказанного этапа работ Федеральным казначейством установлено следующее.
При изготовлении медицинских изделий согласно Бизнес-плану проекта было задействовано следующее производственное оборудование:
- автомат роликового зажима с трубкой ФЗ,1 мм (с целью механизации процесса сборки полуфабрикатов для устройств переливания крови и растворов);
- вакуумупаковочная линия NFF 415640 Frimak (с целью увеличения срока годности хранения контейнеров для крови, улучшение внешнего вида упаковки);
- загрузчик вакуумный SAL 800G2-3 и загрузчик однофазный вакуумный SP-4 (с целью подача гранул полимерных материалов на литьевые машины);
- машина инжекционно-литьевая для пластмасс мод. Si-100-6-FD200D(с целью изготовления деталей из полимерных материалов, входящих в состав медицинских изделий);
- пресс-кривошипный КД 2324 усилием 25 т (с целью изготовление фильтра инфузионных устройств (устройства для переливания растворов));
- сборочный автомат Sortimat М 10-1801 в комплекте с бункером (с целью автоматизации сборки инфузионных устройств (устройства для переливания растворов));
- термопластавтомат КМ 125-390 С2, термопластавтомат КМ 90 С2 термопластавтомат КМ 150/520 С1, термопластавтомат КМ 150/520 С1 (с целью изготовления деталей из полимерных материалов, входящих в состав медицинских изделий);
- центрифуга РС-6 УХЛ 4,2 (с целью контроля качества медицинских изделий - проверки на герметичность контейнеров для крови);
- лифт ПГ 1005 г/п 1 тн на 4 остановки (с целью транспортировки деталей, полуфабрикатов, готового изделия по участкам);
- магнетрон для установки радиационной стерилизации (с целью получения электромагнитных колебаний высокой частоты для ускорения электронов).
В этой связи ОАО "Синтез" была произведена закупка и установка следующего оборудования:
1) по договору от 11.02.2015 N 19-2014/ЭСФ-ОБ, заключенному с ООО "Эн.Си.Фармасьютикалз", ОАО "Синтез" было принято оборудование в количестве четырех единиц на основании актов о приеме-передаче объекта основных средств: - от 16.09.2016 N 1587 - Машина инжекционная литьевая для пластмасс Si-100-6-FD200D, заводской N 1771232, инвентарный N 8-8523 (дата ввода в эксплуатацию сентябрь 2016 года); - от 16.09.2016 N 1587/1 - Машина инжекционная литьевая для пластмасс Si-100-6-FD2Q0D, заводской N 1771233, инвентарный N 8-8524 (дата ввода в эксплуатацию сентябрь 2016 года); - от 16.09.2016 N 1587/2 - Машина инжекционная литьевая для пластмасс Si-100-6-FD200D, заводской N 1771236, инвентарный N 8-8525 (дата ввода в эксплуатацию сентябрь 2016 года);- от 16.09.2016 N 1587/3 - Машина инжекционная литьевая для пластмасс Si-100-6-FD200D, заводской N 1771237, инвентарный N 8-8526 (дата ввода в эксплуатацию сентябрь 2016 года).
Данное оборудование было использовано при производстве продукции, предусмотренной Бизнес-планом проекта.
2) По договору от 11.08.2014 N 19-2014/ЭСФ-ОБ, заключенному с ООО "Эн.Си.Фармасьютикалз", ОАО "Синтез" была получена на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств от 13.04.2015N 1432 Термоформовочная машина FRIMAC TFF 415640, заводской N 02542014, инвентарный N 8-8515 (дата ввода в эксплуатацию 29.04.2015).
Данное оборудование было использовано при производстве следующей продукции предусмотренной Бизнес-планом проекта: - Гемасин 500/400 с раствором ЦФДА (исп.3) в вакуумформованной таре (код продукции 09398901645); - Гемасин 500/400 Фаглюцид (исп3З) в вакуумформованной таре (код продукции 09398901642).
С целью отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии медицинских изделий на вышеназванном и ином оборудовании Обществом осуществлены расходы в 2015-2016 годах по приобретению расходных материалов, сырья и комплектующих (заявленных к возмещению) согласно пояснению Исполнительного директора ОАО "Синтез" Жорова Б.М. на сумму 339 782,00 тыс. рублей.
Также этим пояснением определено, что "отработка технологии в рамках проекта "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий" осуществлялась в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".
При этом Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 21.04.1994 N 118 утвержден ГОСТ Р 15.013-94 "Государственный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Медицинские изделия". Данный Стандарт устанавливает порядок разработки, проведения испытаний, приемки образцов новых и модернизированных медицинских изделий, а также порядок выдачи разрешений для их серийного производства. Стандарт утратил силу в 2002 году, вместе с тем, пункт 6.2 относительно испытания установочной серии имеет ссылку на действующий до 01.07.2017 "ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" (далее по тексту ГОСТ Р 15.201-2000, государственный стандарт) принят и введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 17.10.2000 N 263-ст.
Стандарт определяет стадии и виды работ жизненного цикла продукции, а именно разработку и производство продукции: Стадия "Разработка", вид работ "Опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке продукции"; Стадия "Производство", вид работ "Постановка на производство".
Исходя из системного толкования положений ГОСТа Р 15.201-2000 производству установочной серии предшествует длительная процедура. Разработка и постановка продукции, согласно п. 4.8. ГОСТа Р 15.201-2000 предусматривает: 1) разработку технического задания (ТЗ) на опытно-конструкторскую работу (ОКР); 2) проведение ОКР, включающей разработку технической документации (конструкторской (КД) и технологической (ТД), - изготовление опытных образцов, - испытания опытных образцов, - приемку результатов ОКР; 3) постановку на производство, включающую: подготовку производства, освоение производства: изготовление установочной серии и квалификационные испытания.
Согласно п. 1.4.29 рекомендаций "Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения Р 50-605-80-93", утвержденных приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18 "Освоение производства - составная часть постановки продукции на производство, включающая отработку, и проверку подготовленного технологического процесса и овладение практическими приемами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объеме выпуска. Освоение является завершающим этапом постановки продукции на производство, после которого начинается установившееся производство".
Таким образом, исходя из смысла государственного стандарта, отработка технологии производства предполагает подготовку и освоение производства по результатам разработки технической документации и проведенных испытаний опытных образцов.
Однако проверкой Федерального казначейства установлено, что разработка технической документации и проведенных испытаний опытных образцов в ОАО "Синтез" документально не подтверждена.
К такому выводу пришел и суд первой инстанции, сопоставив требования государственного стандарта и представленные Обществом документы.
Так, согласно п. 6.5. "Испытания опытных образцов продукции" ГОСТа Р 15.201-2000 опытные образцы (опытная партия) продукции подвергается контрольным испытаниям.
Согласно п.п. 6.5.7 предварительные и приемочные испытания проводят по соответствующим программам и методикам испытаний, разрабатываемым и утверждаемым стороной, несущей ответственность за проведение этих испытаний.
Программы и методики испытаний, разработанные ОАО "Синтез" во исполнение указанных пунктом ГОСТа Р 15.201-2000 не представлены (отсутствуют) как на стадии проверки, так и в суд.
В соответствии с п. 7.1. ГОСТа Р 15.201-2000 результаты разработки продукции оценивает приемочная комиссия, в состав которой входят представители: заказчика, разработчика и изготовителя. В работе комиссии могут участвовать эксперты сторонних организаций, а по продукции, на которую установлены обязательные требования, - органы государственного надзора (или представлено заключение этих органов).
Согласно п. 7.4. ГОСТа Р 15.201-2000 по результатам проведения приемочных испытаний и рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт, в котором указывает:
1) соответствие образцов разработанной (изготовленной) продукции Заданным в ТЗ требованиям, допустимость ее производства (сдачи потребителю);
2) результаты оценки технического уровня и конкурентоспособности продукции, в том числе в патентно-правовом аспекте;
3) результаты оценки разработанной технической документации (включая проект ТУ);
4) рекомендации о возможности дальнейшего использования опытных образцов продукции;
5) рекомендации по изготовлению установочной серии и ее объемепри выполнении работ по постановке продукции на производство;
6) замечания и предложения по доработке продукции и документации (при необходимости);
7) другие рекомендации, замечания и предложения приемочной комиссии.
Согласно п. 1.4.16 рекомендаций "Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения Р 50-605-80-93", утвержденных приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18 "Приемочные испытания - испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые с целью решения о целесообразности постановки этой продукции на производство использованию по назначению (ГОСТ 16504-81)". Акт приемочной комиссии утверждает заказчик.
ОАО "Синтез" акты приемочной комиссии также в ходе проверки не представлены (отсутствуют), рекомендации по изготовлению установочной серии и ее объеме при выполнении работ по постановке документально не подтверждены как на стадии проверки, так и в суд первой инстанции.
Утверждение акта приемочной комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ (если оно не распространяется на дальнейшие работы), согласование технической документации.
Непосредственно в ходе отработки технологи производства, в силу п. 8.5. ГОСТа Р 15.201-2000 изготовитель на этапе подготовки производства должен выполнить работы, обеспечивающие технологическую готовность предприятия к изготовлению продукции в оговоренные контрактом (договором) сроки в заданных объемах, в соответствии с требованиями КД и законодательства Российской Федерации, а также следующие основные работы: - разработку технической документации (или корректировку полученной ТД) на изготовление продукции для поставки, контроля и испытаний; - отработку конструкции на технологичность с учетом стандартов ЕСТД; - заключение договоров (контрактов) с поставщиками комплектующих изделий и материалов и лицензионных соглашений с правообладателями на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности; - подготовку и представление в территориальные органы Госстандарта России каталожного листа продукции в установленном порядке; - другие работы.
Подготовку производства считают законченной, когда изготовителем продукции получена вся необходимая документация, разработана (отработана) техническая документация на изготовление продукции, опробованы и отлажены средства технологического оснащения и технологические процессы, подготовлен персонал, занятый при изготовлении, испытаниях и контроле продукции, и установлена готовность к освоению производства продукции.
ОАО "Синтез" был представлен приказ Общества от 12.01.2015 N 01/ТД "Об отработке технологии производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов". На основании данного приказа назначена комиссия по отработке технологии в составе четырех человек.
Согласно п. 1 данного приказа начальник ОГТ осуществляет поиск оборудования для обеспечения технологического процесса: литья деталей из пластмасс, автоматической сборки устройств переливания крови и вливания растворов; проводит поиск поставщиков сырья для производства медицинских изделий: пластиката ПВХ медицинский для экструзии трубки, леска полиамидная (мононить) диаметром 0,14 мм для тканья фильтра устройств переливания.
Согласно п. 2 данного приказа начальник цеха N 8 отрабатывает технологию литья деталей на приобретенных литьевых автоматах, осуществляет запуск сборочного оборудования для устройств переливания, подбирает оптимальные режимы сварки контейнеров для крови и ее компонентов, отрабатывает технологию стерилизации контейнеров полимерных, осуществляет наработку опытных партий образцов медицинских изделий с использованием приобретенного оборудования и новых видов сырья и материалов, изготовленных на отработанных технологических режимах.
Согласно п. 1.3.7 Рекомендаций "Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения Р 50-605-80-93", утвержденных приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18 "Опытная партия - совокупность опытных образцов или определенный объем нештучной продукции, изготовленной за установленный интервал времени по вновь разработанной одной и той Dice документации для контроля соответствия продукции заданным требованиям и принятия решения о постановке ее на производство".
Согласно п. 3 приказа от 12.01.2015 N 01/ТД начальник ОКК осуществляет контроль опытных партий медицинских изделий на соответствие действующим техническим условиям.
Согласно п. 4 приказа от 12.01.2015 N 01/ТД комиссия по отработке технологии на основании полученных результатов ОКК принимает решение о возможности внедрения в серийное производство медицинских изделии новых технологических режимов, сырья и оборудования.
Также Обществом представлено "Технико-экономическое обоснование (ТЭО)отработки технологии производства изделий медицинского назначения в рамках реализации проекта "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий" от 25.11.2016 N 12251/ТЭО (далее по тексту - ТЭО) за подписью директора по финансам и экономики ОАО "Синтез" Доможировой С.В.
Согласно ТЭО, Обществом были проведены многосерийные испытания по следующим видам медицинских изделий: 1. Катетеры подключичные и наборы катетеризации по Сельдингеру; 2. Контейнеры пластиковые для крови (в том числе контейнеры для кровикомплекта для плазмафереза и контейнеры для криоконсервации). Контейнерыпластиковые для крови (Гемасины); 3. Системы для переливания крови и вливания растворов, в том числе контейнеры пластиковые.
В процессе опробования, согласно ТЭО, было использовано различного сырья на сумму 332 900,00 тыс. рублей.
По результатам отработки технологии составлен: акт списания сырья и материалов, приложенный к ТЭО (составленный датой позже даты составления ТЭО).
Так, согласно Акту на списание расходных материалов, и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии, медицинских изделий от 28.11.2016 ОАО "Синтез" по цеху N 8 "Производство изделий медицинского назначения из полимеров (изделия службы крови, изделия медицинской техники) и готовых лекарственных форм (инфузионных растворов в пластиковых пакетах" 08000) за расчетный период с 01.01.2015 по 25.11.2016, представленному к проверке, было произведено 10848 тыс. единиц продукции.
В результате проведенных испытаний, согласно данному акту, было израсходовано расходных материалов, сырья и комплектующих, которые подлежат списанию на сумму 332 947 664,06 рублей.
При этом согласно ТЭО, сырье на сумму 332 900,00 тыс. рублей было использовано в процессе опробования. Информация о производстве установочной серии в ТЭО отсутствует.
Таким образом, заявителем не подтвержден процесс прохождения отработки технологи производства на основании ГОСТа Р 15.201-2000, в связи с чем судом первой инстанции признан несостоятельным довод заявителя о том, что основным документом, подтверждающим удовлетворительный результат опытных работ, является паспорт о соответствии установочной партии требованиям НД, выданный отделом контроля качества.
Согласно разделу 2 "Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики" Учетной политики на 2016 год, утвержденной приказам ОАО "Синтез" от 30.12.2015 N 615, основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики ОАО "Синтез", в том числе являются: "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н", положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 09.06.01 положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, "План бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению", утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N94н.
Согласно п. 17 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расходов (денежной, натуральной и иной).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
На основании п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, в том числе и в случае, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов.
С учетом вышеизложенного, расходы в бухгалтерском учете признаются в том периоде, в котором они имели место независимо от того, получен организацией доход или нет.
Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В процессе опробования Общество несет расходы в связи с освоением технологии, в результате чего будет налажен выпуск продукции на модернизированном оборудовании.
Из п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" следует, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов.
Поэтому затраты, связанные с организацией производства, являются затратами, приводящими в будущем к созданию актива - готовой продукции.
Согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" на счете 97 "Расходы будущих периодов" учитываются, в том числе расходы, связанные с освоением производств.
Таким образом, после того, как будет налажен выпуск продукции, накопленные на счете 97 "Расходы будущих периодов" расходы должны быть перенесены на ее себестоимость и соответственно отражены проводкой: Дебет 20 Кредит 97 - расходы будущих периодов отнесены на себестоимость продукции.
В ходе проверки Обществом представлена Главная книга за период 2016 года.
Согласно информации, отраженной в данном документе обороты по счету 97 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" отсутствуют.
Главным бухгалтером ОАО "Синтез" Бавкуновой М.В. даны пояснения "по учету опытных образцов по проекту "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий", согласно которым "все расходы на совершенствование технологии и организации производства, осуществляемые в ходе производственного (технологического) процесса, в том числе изготовление опытных образцов, включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они имели место, согласно п. 18 ПБУ 10/99".
Таким образом, Федеральным казначейством сделан обоснованный вывод о том, что Обществом процесс опробования документально не подтвержден, в данных бухгалтерского учета в соответствии с нормами действующего законодательства не отражен, документы, подтверждающие фактическое проведение отработки технологии производства изделий медицинского назначения в рамках реализации Проекта не представлены (отсутствуют) как на стадии проверки, так и в материалах дела в суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы на модернизацию не выделялись отдельно, а отражались на общих счетах, не принимаются судом, так как в таком случае также невозможно отделить расходы на модернизацию от расходов на текущее производство.
Освоение является завершающим этапом постановки продукции на производство, после которого начинается установившееся производство. Решение об освоении продукции принимается по результатам квалификационных испытаний.
Согласно п.п. 3 п. 4.8. ГОСТа Р 15.201-2000 постановка на производство, включает подготовку производства и освоение производства, которое в свою очередь включает в себя изготовление установочной серии и квалификационные испытания.
В соответствии с п. 3.1.8 Межгосударственного стандарта Единой системы конструкторской документации ГОСТ 2Л 03-2013 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Стадии разработки (с поправкой)": Установочной серией является первая промышленная партия изделий, изготовленная в период освоения производства по документации серийного или массового производства с целью подтверждения готовности производства к выпуску продукции с установленными требованиями и в заданных объемах.
Согласно п. 8.6. ГОСТа Р 15.201-2000 на этапе освоения производства выполняют: -изготовление установленного договором (контрактом) либо иным документом количества единиц продукции установочной серии (первой промышленной партии) в соответствии с требованиями конструкторской документации (литеры или более высокой), доработку разработанного технологического процесса для производства продукции по технической документации (литеры или более высокой); -квалификационные испытания; - дальнейшую отработку (при необходимости) конструкции на технологичность; -утверждение конструкторской документации и технической документации с присвоением литеры А.
В соответствии п. 8.10. ГОСТа Р 15.201-2000 квалификационные испытания проводят по программе, разработанной изготовителем с участием разработчика продукции и согласованной с заказчиком (при его наличии).
Согласно п. 45 ГОСТа 16504-81 "Испытание и контроль качества продукции. Основные термины и определения" квалификационные испытания - это контрольные испытания установочной серии или первой промышленной партии, проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа в заданном объеме.
Пунктом 8.11. ГОСТа Р 15.201-2000 определено, что квалификационные испытания организует и обеспечивает их проведение изготовитель (поставщик) продукции. Квалификационные испытания проводит комиссия, в состав которой входят представители изготовителя, разработчика продукции, разработчиков и поставщиков комплектующих изделий и, при необходимости, органов государственного надзора и других заинтересованных сторон (например, страховых организаций, общественных организаций по защите прав потребителей и др.).
В соответствии с п. 8.12. ГОСТа Р 15.201-2000 проведение испытаний оформляют протоколами испытаний, в которых отражают фактические данные проверок, осмотров, контроля, измерений и другие данные, которые должны быть подписаны членами комиссии и лицами, участвующими в конкретном виде испытаний.
На основании п. 8.13. ГОСТа Р 15.201-2000 результаты квалификационных испытаний считают положительными, если продукция (установочная серия) выдержала испытания по всем пунктам программы квалификационных испытаний, положительно оценена технологическая оснащенность производства и стабильность технологического процесса изготовления для возможности выпуска в заданных объемах продукции, соответствующей конструкторской документацией, а также технической документацией.
Положительные результаты оформляют актом, в котором указывают: -соответствие продукции обязательным требованиям и конструкторской документации, результаты рассмотрения представленных комиссии материалов, результаты выборочного контроля технологического процесса изготовления (сборки) продукции (деталей, сборочных единиц) на рабочих местах; - рекомендации об установлении эталонов для установившегося промышленного производства (при необходимости); -оценку готовности изготовителя к производству серийной продукции для реализации договора (контракта) и готовности КД, ТД к утверждению в установленном порядке с присвоением литеры А; -рекомендации о возможности поставки продукции из числа изготовленной в процессе освоения производства (при обязательном уведомлении потребителей об этом и реализации такой продукции только при их согласии и после проведения приемосдаточных испытаний в установленном порядке).
Пункт 8.14. ГОСТа Р 15.201-2000 допускает поставку продукции в период освоения ее производства, если изготовитель может подтвердить соответствие данной продукции обязательным требованиям. Единицы продукции установочной серии не относят к товарной продукции, вследствие чего ОТК осуществляет только их контроль, а приемку для поставки - только по просьбе потребителя.
В силу п. 8.15. ГОСТа Р 15.201-2000 при положительных результатах квалификационных испытаний освоение производства считается законченным.
Таким образом, Федеральным казначейством сделан обоснованный вывод о том, что Обществом процесс освоения производства, которое в свою очередь включает изготовление установочной серии, и квалификационные испытания документально не подтвержден, в данных бухгалтерского учета не отражен, документы, подтверждающие фактическое проведение отработки технологии производства изделий медицинского назначения в рамках реализации Проекта не представлены, ни на стадии проверки, ни в суд.
Ввиду того, что Обществом не велся раздельный учет затрат (в разрезе видов затрат, возмещение которых определено п. 8 Правил N 1048 и п. 1.2 Договора о предоставлении субсидии), источником финансового обеспечения которых являлась субсидия, установить фактический размер затрат на отработку технологии производства, включая изготовление установочной серии, медицинских изделий не представляется возможным.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Синтез" процесс отработки технологии производства по Проекту в данных бухгалтерского учета не отражен, первичные документы и документы, предусмотренные ГОСТа Р 15.201-2000, подтверждающие фактическое проведение отработки технологии производства изделий медицинского назначения, в рамках реализации Проекта в ОАО "Синтез" не представлены (отсутствуют).
В проверяемом периоде (включая 2015 год) Обществом фактически приняты к возмещению расходы в сумме 321 062,72 тыс. рублей на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для текущего производства медицинских изделий, а не на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии, медицинских изделий.
Таким образом, в связи принятием Обществом затрат не связанных с приобретением расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии медицинских изделий, в рамках реализации Проекта на общую сумму 321 062,72 тыс. рублей (без НДС), ОАО "Синтез" в нарушении ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. "д" п. 8, п.п. "а" п. 16 Правил, п. 1.2., п.3.1.1 п. 3.1. Договора о предоставлении субсидии неправомерно получена субсидия в 2016 году в сумме 160 531,36 тыс. рублей
При этом утверждение заявителя, что перед заключением договора о предоставлении субсидии от 02.12.2016 N 1048.19.36 Минпромторг России проводил экспертизу всех документов и только после предоставления полного пакета документов, подтверждающих право на предоставление субсидии ОАО "Синтез", Минпромторг России было принято положителъное решение о заключении вышеуказанного договора, не свидетельствует о дальнейшем подтверждении заявителем расходов на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии, медицинских изделий
Также согласно Расчету субсидии на возмещение затрат ОАО "Синтез" на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии, медицинских изделий в рамках реализации Проекта в сумме 6 231,04 тыс. рублей. установлено, что сумма расходов по одному заключенному договору составляет 12 462,07 тыс. рублей (без НДС).
При этом принятие данных расходов к возмещению затрат, противоречит п. 3.2. Бизнес-плана Проекта ОАО "Синтез" и План-графику реализации проекта, поскольку приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии медицинских изделий, в рамках реализации Проекта предусматривалась только в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 Этапом 1 План-графика реализации Проекта.
Согласно Этапу 2 Бизнес-плана Проекта и План-графика реализации Проекта в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 предусмотрено только реализовывать изделия медицинского назначения, а приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии медицинских изделий, в рамках реализации Проекта не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного, в результате принятия Обществом к необоснованному возмещению затрат на приобретение расходных материалов, сырья и комплектующих для отработки технологии производства, включая изготовление установочной серии (документально не подтвержденной) медицинских изделий, в рамках реализации Проекта на сумму 12 462,07 тыс. рублей, ОАО "Синтез" в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. "д" п. 8, п. 16 Правил N 1048, п. 1.2, п.п. 3.1.1. п. 3.1 Договора о предоставлении субсидии от 02.12.2016 N 1048.19.36 неправомерно в 2017 году получена субсидия в сумме 6 231,04 тыс. рублей.
Кроме того согласно Расчету субсидии на возмещение затрат ОАО"Синтез" на услуги иных сторонних организаций в рамках реализации проекта, следует, что сумма расходов по 3 договорам составляет 14 946,00 тыс. рублей (без НДС). Возмещение затрат за счет субсидии предусмотрено в сумме 7 473,00 тыс. рублей.
В расчет заявлены договоры аренды нежилого помещения: от 01.04.2014 N С-ХИ-Г-14 с суммой платежей по договору - 1 272 000,00 рублей, от 01.04.2015 N С-ХИ-Г-15 с суммой платежей по договору - 6 996 000,00 рублей, от 01.03.2016 N С-ХИ-Г-16 с суммой платежей по договору - 6 678 000,00 рублей, заключенные с ООО "Холдинг-Интеграл" на услуги по предоставлению в аренду нежилого помещения, являющегося частью склада N 2 - склад площадью 1823,0 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, дер. Еремино, д.100Р, общей площадью 6003,9 кв.м, инв.N 6890, лит. А.
При этом склад, арендуемый ОАО "Синтез" по вышеназванным договорам, используется для хранения не только медицинских изделий, но и лекарственных средств, и препаратов, возмещение затрат по которым п. 1.2 Договора о предоставлении субсидии не предусмотрено.
Факт наличия медицинских изделий, а также находящихся лекарственных препаратов на складе по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Еремино 100Р, склад Центра продаж ОАО "Синтез" и Склад карантинного Центра продаж подтвержден инвентаризацией товарно-материальных ценностей по состоянию на 06.10.2016, проведенной на основании приказов исполнительного директора Общества Чекалова А.В. от 14.09.2016 N 451 "О проведении инвентаризации за 2016 год", от 05.10.2016 N 489 "О внесении изменений в приказ N 451 от 14.09.2016 "О проведении инвентаризации за 2016 год"", распоряжения начальника Центра продаж ОАО "Синтез" Минина А.В. и инвентаризационной описью от 30.09.2016 N 8 "готовая продукция ОАО "Синтез" склад Центр продаж г. Москва", инвентаризационной описью от 30.09.2016 N 12 "готовая продукция ОАО "Синтез" карантинный склад г. Москва Центр продаж".
При этом согласно п. 10.1 Договора о предоставлении субсидии от 02.12.2016 N 1048.19.36 неотъемлемой частью настоящего договора является Приложение N 4 "График движения денежных средств в рамках реализации проекта".
Согласно Графику движения денежных средств в рамках реализации проекта, согласованному директором Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России, в лице Колотиловой О.Н., и подписанному со стороны ОАО "Синтез" генеральным директором ЗАО "ФАРМ-ЦЕНТРА" УК ОАО "Синтез", в лице Загорского А.Ю., оплата услуг сторонних организаций в 2016 году не предусмотрена.
Таким образом, исходя из вышеизложенного в расчет необоснованно включены затраты в сумме 14946,00 тыс. рублей на услуги иных сторонних организаций в рамках реализации Проекта, что повлекло в нарушении ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 16 Правил, п.п.3.1.1 п.3.1 Договора о предоставлении субсидии, неправомерное получение Обществом субсидии в 2016 году в сумме 7473,00 тыс. рублей
Также согласно представленному Расчету субсидии на возмещение затрат ОАО "Синтез" на услуги иных сторонних организаций в рамках реализации Проекта следует, что сумма заявленных расходов составляет 5 384,13 тыс. рублей (без НДС). Возмещение расходов предусмотрено в сумме 2 692,06 тыс. рублей.
В расчет Обществом заявлены договоры аренды нежилого помещения от 01.03.2016 N С-ХИ-Г-16 с суммой платежей по договору в размере 667,80 тыс. рублей, от 01.02.2017 N С-ХИ-Г-17 с суммой платежей по договору в размере 4716,33 тыс. рублей, заключенные с ООО "Холдинг-Интеграл" на предоставление в аренду нежилого помещения площадью 1823 кв.м на первом этаже здания, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, дер. Еремино, д.100Р, и являющиеся частью помещения N 3 общей площадью 6003,9 кв.м, инв.N 6890, лит. А.
При этом арендуемые ОАО "Синтез" нежилые помещения по вышеназванным договором используются для хранения не только медицинских изделий, но и лекарственных средств и препаратов.
Факт нахождения медицинских изделий, и находящихся лекарственных препаратов в арендуемых нежилых помещениях по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Еремино 100Р подтвержден инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (готовой продукцией на складе Московской области) N 5 от 02.11.2017, составленной по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей за 2017 год, проведенной на основании приказа ОАО "Синтез" от 30.10.2017 N 528 "О проведении инвентаризации за 2017 год", подписанный Генеральным директором АО "ФАРМ-ЦЕНТР" управляющей организации ОАО "Синтез" Болотовым А.А.
При этом согласно пункту 10.1 Договора о предоставлении субсидии от 02.12.2016 N 1048.19.36 неотъемлемой частью настоящего договора является Приложение N 4 "График движения денежных средств в рамках реализации проекта".
Согласно Графику движения денежных средств в рамках реализации проекта (в ред. приложения N 1 к Дополнительному соглашению от 19.06.2017 N 1 к Договору о предоставлении субсидии), согласованному Минпромторгом России 19.06.2017, в лице директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности А.В. Алехина, и согласованному 16.05.2017 со стороны ОАО "Синтез" генеральным директором ЗАО "ФАРМ-ЦЕНТРА" Управляющей компании ОАО "Синтез" А.Ю. Загорским, оплата услуг сторонних организаций в 2017 году не предусмотрена.
Принятие расходов на услуги иных сторонних организаций в рамках реализации Проекта к возмещению затрат, противоречит п. 3.2. Бизнес-плана Проекта ОАО "Синтез" и Плану-графику реализации проекта, поскольку возмещение этих затрат за счет Субсидии предусматривалась в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 Этапом 1 План-графика реализации Проекта. А согласно Этапу 2 Бизнес-плана Проекта и План-графика реализации Проекта в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 предусмотрено только реализовывать изделия медицинского назначения.
Таким образом, в результате принятия Обществом к необоснованному возмещению затрат на услуги иных сторонних организаций (аренда нежилых помещений) в рамках реализации Проекта на сумму 5 384,13 тыс. рублей, ОАО "Синтез" в нарушении ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 8, п. 16 Правил N 1048, п. 1.2., п.п. 3.1.1. п.3.1 Договора о предоставлении субсидии от 02.12.2016 N 1048.19.36 неправомерно в 2017 году получена субсидия в сумме 2 692,06 тыс. рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы на аренду складских помещений должны покрываться субсидией, отклоняются, так как ввиду отсутствия ведения раздельного учета, Обществом не обоснован размер заявленных расходов, осуществленных только в рамках Проекта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции отклоняются и доводы жалобы о том, что Общество не должно было самостоятельно представлять документы, об отсутствии которых указано заинтересованным лицом. Отсутствующие документы не представлены ни в ходе проверки, ни в суд первой инстанции. Ссылки заявителя на представление каких-либо иных документов взамен отсутствующих также отклоняются, как не предусмотренные ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство", на основании которого должна была проводиться отработка технологии в рамках проекта "Модернизация и расширение высокотехнологичного производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов для медицинских изделий".
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2019 по делу N А40-206366/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.