Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2019 г. N Ф07-10355/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А26-9483/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Лебедева Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Бартенева Д.Г. по дов. от 10.01.2019
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3321/2019) ООО "Медицинская клиника "Онегомед" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2018 по делу N А26-9483/2018 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску (заявлению) общество с ограниченной ответственностью "Медицинская клиника "Онегомед"
к Министерство здравоохранения Республики Карелия
3-е лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская клиника "Онегомед" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 13.08.2018 года N 7019/13.1-15/МЗ-и решения Министерства здравоохранения Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) об отказе в создании на базе Общества врачебной комиссии по проведению психиатрического освидетельствования, а также об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем принятия решения о создании на базе общества с ограниченной ответственностью "Медицинская клиника "Онегомед" врачебной комиссии по проведению психиатрического освидетельствования.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Решением суда от 26.12.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности, не учтено, что нормативное регулирование постановлением Правительства Республики Карелия от 18.07.2016 N 260-П вопросов организации медицинских экспертиз и создания врачебных комиссий по проведению психиатрического освидетельствования противоречит имеющему большую юридическую силу Трудовому кодексу (статья 213) и Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации" (пункт 4 статьи 65).
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит решение суда оставить без изменения.
Во исполнение определения апелляционного суда от 28.03.2019 Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 21.05.2019 N 12-5/603 изложило позицию по спорному вопросу, отметив, что означенная позиция не является официальным разъяснением законодательства.
Представитель заявителя в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что, в силу статей 156, 266 АПК РФ, не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская клиника "Онегомед", являясь держателем лицензии на осуществление медицинской деятельности от 30 мая 2018 г. N ЛО-10-01-001194, выданной Министерством, 12.07.2018 обратилось в Министерство здравоохранения Республики Карелия с заявлением о создании на базе Общества врачебной комиссии по проведению психиатрического освидетельствования.
Решением, изложенным в письме от 13.08.2018 N 7019/13.1-15/МЗ-и, Министерство отказало в удовлетворении заявления Общества. Ссылаясь на Положение о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденное постановлением Правительства Республики Карелия от 18.07.2016 г. N 260-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия", Министерство указало на отсутствие у него полномочий по изданию нормативно-правовых и иных актов для организации медицинского, в том числе психиатрического освидетельствования, на базе ООО "Медицинская клиника "Онегомед".
Означенное решение Общество обжаловало в судебном порядке.
Отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Нормативными актами, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе вопросы оказания психиатрической помощи и психиатрического освидетельствования регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (далее - Закон N 3185-1), Правилами прохождения психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 (далее - Правила N 695).
Согласно статье 65 Закона N 323-ФЗ медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (часть 1).
В силу пункта 2 части 2 статьи 65 Закона N 323-ФЗ одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование.
Частью 5 статьи 65 Закона N 323-ФЗ определено, что психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 3185-1 обязательное психиатрическое освидетельствование работников проводят врачебные комиссии, которые создаются органом управления здравоохранением. По результатам обязательного психиатрического освидетельствования гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Пунктом 3 Правил прохождения психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, предусмотрено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 695 освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется - комиссия).
Как верно констатировал суд первой инстанции, вопрос о наличии/отсутствии оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о Министерстве здравоохранения Республики Карелия, утвержденное постановлением Правительства Республики Карелия от 18.07.2016 г. N 260-П "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Карелия"
Согласно постановлению N 260-П Министерство здравоохранения Республики Карелия организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в подведомственных медицинских организациях; для реализации своих полномочий в установленном порядке издаёт в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению.
В порядке реализации полномочий по организации психиатрического освидетельствования в подведомственных организациях Министерством издан приказ от 30 мая 2017 года N 673 "Об утверждении врачебных комиссий по проведению психиатрического освидетельствования граждан, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности". Означенные врачебные комиссии созданы на базе подведомственных Министерству лечебных учреждений в соответствии с полномочиями, предоставленными постановлением N 260-П и Правилами N 695.
При таких обстоятельствах следует признать, что выраженное в письме от 13.08.2018 года N 7019/13.1-15/МЗ-и решение Министерства, обусловленное отсутствием полномочий на создание комиссии по проведению психиатрического освидетельствования на базе медицинской организации, не подведомственной Министерству, не противоречит положениям приведенных норм, а потому оснований для признания такого решения незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит ограничений (исключений) для проведения психиатрического освидетельствования в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление психиатрического освидетельствования и не являющимися государственными или муниципальными, отклоняются судом, поскольку названное основание отказа не приведено в тексте обжалуемого Обществом решения Министерства.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2018 по делу N А26-9483/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.