Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2019 г. N Ф07-9403/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А56-121455/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Мякшин А.Г. по дов. от 01.04.2019 (до и после перерыва)
от ответчика: 1) Тарасов А.А. по дов. от 20.06.2018 (до и после перерыва); 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5905/2019) ООО "Торговый Дом Альфастар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2019 по делу N А56-121455/2018 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Торговый Дом Альфастар"
к Центральной акцизной таможне; Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный)
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Альфастар" (далее - Обществ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) от 12.09.2018 по уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 28.01.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ввезенный им самоходный льдозаливочный комбайн на колесном шасси с двигателем внутреннего сгорания не является объектом начисления и уплаты утилизационного сбора, ибо такой вид самоходной машине отсутствует в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель таможни против требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 15.05.2019 объявлен перерыв до 22.05.2019. После перерыва заседание продолжено.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Обществом на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированном) Центральной акцизной таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10009198/270818/0001198, в которой заявлены сведения о товаре - самоходный льдозаливочный комбайн на колесном шасси, год выпуска 2007, серийный N 106505, мощность двигателя 83 л.с, классификационный код товара 8479100000 ТН ВЭД ЕАЭС. Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе проверки правильности исчисления и уплаты утилизационного сбора таможней установлен факт неуплаты Обществом утилизационного сбора в размере 1 880 250 руб. в отношении ввезенной самоходной техники по ДТ N 10009198/270818/0001198. Письмом от 12.09.2018 N 45-14-09/6003 Общество проинформировано о необходимости уплатить утилизационный сбор.
Общество, считая, что у него отсутствует обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенной самоходной машины, оспорило указанное письмо в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила взимания утилизационного сбора).
Как отмечено в преамбуле Закона об отходах производства и потребления, данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Утвержденный постановлением Правительства РФ N 81 Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, служит для правильности исчисления подлежащего уплате утилизационного сбора.
В соответствии с Перечнем машины, классифицируемые по коду 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ввоз которых предусматривает уплату утилизационного сбора, указаны в разделе X Перечня, - "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0)".
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что утилизационный сбор не подлежит уплате, поскольку спорная машина не предназначена для содержания дорог, в связи с чем не соответствует наименованию раздела X Перечня, уже был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Как верно установил суд, код 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которым классифицируются "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ", Общество указало в графе 33 ДТ. Данный код принят таможенным органом; изменения в ДТ в установленном таможенным законодательством порядке не внесены; решение по классификации товара иным кодом ТН ВЭД ЕАЭС не принималось.
По мнению апелляционной коллегии, правильность классификации в данном случае не относится к обстоятельствам, подлежащим установлению в рамках данного спора.
Вместе с тем, согласно сноске "4" Перечня основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Код ТН ВЭД указан в каждом разделе Перечня.
В сноске "6" Перечня указано, что в случае, если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что идентификация самоходной машины, подлежащей обложению утилизационным сбором, осуществляется прежде всего применительно к коду ТН ВЭД, а не по наименованию разделов Перечня.
Код, определенный Обществом в ДТ и принятый таможней, - 8479 10 000 0, указан в разделе X Перечня, соответственно, ввезенная Обществом самоходная машина подлежит обложению утилизационным сбором в порядке, определенном в этом разделе.
Закрытый перечень транспортных средств (под которыми понимаются: транспортное средство (шасси), самоходная машина, прицеп), в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор, определен законодателем в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, и ввезенная Обществом самоходная техника в данный перечень не входит.
Также следует признать верным вывод суда о том, что утвержденные постановлением Правительства N 81 Правила взимания утилизационного сбора лишь классифицируют транспортные средства для расчета утилизационного сбора, но не устанавливают дополнительные критерии для его неуплаты, ибо такие исключения уже определены законодателем в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Из содержания положений пунктов 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Общество не оспаривает то обстоятельство, что самоходная техника ввезена им для целей эксплуатации по назначению, а, следовательно, по окончании эксплуатации будет подлежать утилизации, что потребует затрат вредного воздействия на окружающую среду, компенсируемых уплатой утилизационного сбора.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2019 по делу N А56-121455/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.