Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф05-13893/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А41-92450/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ракша А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиа Сфера" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2019 по делу N А41-92450/18, принятое судьей Е.С. Криворучко по заявлению ООО "Медиа Сфера" к Главному управлению по информационной политике Московской области о признании незаконным отказов,
при участии в заседании:
от ООО "Медиа Сфера" - Ермилова Т.А. по доверенности от09.01.2019,
от Главного управления по информационной политике Московской области - Лалаян К.В. по доверенности от 22.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медиа Сфера" (далее - ООО "Медиа Сфера", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению по информационной политике Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) с требованиями (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений заявленных требований):
- о признании незаконными отказов выразившихся в письмах N 35Исх-4393 от 09.10.2018, N 35Исх-5050 от 16.11.2018, N 35Исх-5456 от 10.12.2018, N 36Исх-246 от 23.01.2019, N 36Исх-536 от 11.02.2019 в согласовании внесения изменений в Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Московской области по следующим адресам (местам) установок рекламных конструкций в Московской области: г. Люберцы, Новорязанское шоссе, 22 км, уч. 5/1, с привязкой к автодороге М-5 "Урал", Новорязанское шоссе, 22 км + 010 м слева от Москвы; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 98 км + 100 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 98 км + 856 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 100 км + 290 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 100 км + 733 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 100 км + 883 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 101 км + 350 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 101 км + 500 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 101 км + 805 м; г.о. Балашиха, МКАД, внешняя сторона, 101 км + 955 м; г.о. Балашиха, МКАД 98 км + 250 м; г.о. Балашиха, МКАД 98 км + 470 м; г.о. Балашиха, МКАД 98 км + 710 м; г.о. Балашиха, МКАД 99 км + 120 м; г.о. Балашиха, МКАД 99 км + 340 м; г.о. Балашиха, МКАД 99 км + 550 м; г.о. Балашиха, МКАД 99 км + 750 м; г.о. Балашиха, МКАД 100 км + 030 м; г.о. Балашиха, МКАД 100 км + 450 м; г.о. Балашиха, МКАД 100 км + 550 м; г.о. Балашиха, МКАД 101 км + 200 м; г.о. Балашиха, МКАД 101 км + 650 м; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 33; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 39; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 74; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 65; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 108; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 127; Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Рузино, Кутузовское шоссе, 1 км +150 м от Пятницкого шоссе, слева; Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Рузино, Кутузовское шоссе, 1 км +600 м от Пятницкого шоссе, слева; Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Рузино, Кутузовское шоссе, 2 км +000 м от Пятницкого шоссе, слева; Солнечногорский район, д. Дубинино, уч. N 54 расположен в юговосточной части кад. кв. 50:09:0020207 с привязкой к а/д М-10 "Россия", Ленинградское шоссе, 60 км 210 м справа от Москвы; Солнечногорский район, д. Жилино, Пятницкое шоссе, 35 км + 500-м справа от г. Солнечногорск (26 км + 500 м слева от МКАД); Солнечногорский район, д. Жилино, Пятницкое шоссе, 35 км+ 600-м справа от г. Солнечногорск (25 км + 400 м слева от МКАД); Солнечногорский район, д. Жилино, Пятницкое шоссе, 36 км+ОООм справа от г. Солнечногорск (26 км + 000 м слева от МКАД); Солнечногорский район, д. Жилино, Пятницкое шоссе, 36 км+ 120 м справа от г. Солнечногорск; Солнечногорский район, д. Юрлово, Пятницкое шоссе, 50 км+770 м справа от г. Солнечногорск (11 км+230 м слева от МКАД); Солнечногорский район, д. Жилино, Пятницкое шоссе, 35 км+ 800-м справа от г. Солнечногорска (26 км + 200 м слева от МКАД); Солнечногорский район, д. Жилино, Пятницкое шоссе, 35 км+ 700-м справа от г. Солнечногорска (26 км + 300 м слева от МКАД); Солнечногорский район, вблизи д. Юрлово, Пятницкое шоссе, 50 км+215 м справа от г. Солнечногорск (11 км+785 м слева от МКАД); Пушкинский район, Старое Ярославское шоссе, 10 км + 740 м левая сторона по ходу движения в Москву; Пушкинский район, Старое Ярославское шоссе, 10 км + 790 м левая сторона по ходу движения в Москву; Пушкинский район, с. Пушкино, Ярославское шоссе, 31 км +545 м,правая сторона по ходу движения из Москвы; Пушкинский район, с. Пушкино, Ярославское шоссе, 31 км +435 м, правая сторона по ходу движения из Москвы; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 95 км + 320 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 280 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 430 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 580 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 720 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 94 км + 440 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 94 км + 590 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 94 км + 730 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 94 км + 880 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 95 км + 030 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 95 км + 170 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 95 км + 620 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 95 км + 775 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 95 км + 925 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 070 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 870 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 96 км + 1020 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 97 км + 090 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 97 км + 250 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 97 км + 400 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 97 км + 550 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 97 км + 700 м; г.о. Мытищи, МКАД, внешняя сторона, 97 км + 840 м; Ленинский р-н, с/о Булатниковский в районе пос. Дубровский (31 км МКАД), уч. N 18ю (адрес с привязкой внешняя сторона МКАД, 30 км + 500 м); Ленинский р-н, Картинский со, дер. Апаринки, уч. 47; г. Долгопрудный, старая трасса Дмитровского шоссе, (адрес с привязкой: Дмитровское шоссе, 24 км+620 м слева при движении из г. Москвы); г. Котельники, 12 км МКАД, уч. 1 (адрес с привязкой: внешняя сторона МКАД, 11 км+590 м); Красногорский р-н, д. Гольево, ул. Центральная, д. 38 (привязка к адресу: Ильинское шоссе, 0+400 слева от Новорижского шоссе); г.о. Подольск, пос. Железнодорожный, ул. Б. Серпуховская, д. 229 (адрес с привязкой к дороге: ул. Б. Серпуховская, левая сторона при движении из Москвы, конец дома 229 "А"); г.о. Подольск, пос. Железнодорожный, ул. Б. Серпуховская, д. 229 (адрес с привязкой к дороге: ул. Б. Серпуховская, левая сторона при движении из Москвы, начало дома 229 "Б"); г.о. Подольск, пос. Железнодорожный, ул. Б. Серпуховская, д. 229 (адрес с привязкой к дороге: в конце дома 229 "А", напротив кругового движения при пересечении с ул. Б. Серпуховской, ул. Симфиропольской и Южным обходом Подольска); г.о. Подольск, пос. Железнодорожный, ул. Б. Серпуховская, д. 229 (адрес с привязкой к дороге: ул. Южный обход Подольска, возле д. 229 "Д"); Одинцовский район, д. Осоргино, Железнодорожный пр., д. 1 с привязкой к а/д: Минское шоссе, 29 км + 645 м слева от Москвы; Одинцовский р-н, со. Мамоновский, дер. Мамоново, ул. Колхозная, д. 74; Одинцовский р-н, в районе д.п. Лесной городок (привязка: Минское ш. 29+520 слева от Москвы); Одинцовский р-н, в районе д.п. Лесной городок (привязка: Минское ш. 29+400 слева от Москвы); Ленинский р-н, п. Горки Ленинские, в районе п. Ленинский, уч. N 7 (с привязкой к автодороге 0 км + 700 м от съезда с М-4 Дон слева при движении от Москвы; Ленинский р-н, п. Горки Ленинские, в районе п. Ленинский, уч. N 7 (с привязкой к автодороге 0 км + 770 м от съезда с М-4 Дон слева при движении от Москвы; Ленинский район, с привязкой к автодороге М-4 "Дон", 21 км+480 м от МКАД; Ленинский район, с привязкой к автодороге М-4 "Дон", 21 км+600 м от МКАД; Ленинский район, с привязкой к автодороге М-4 "Дон", 21 км+680 м от МКАД; Ленинский район, с привязкой к автодороге М-4 "Дон", 21 км+800 м от МКАД; г.о.Мытищи, д.Грибки, Дмитровское шоссе, уч.29Б, левая сторона из Москвы; г.Балашиха, квартал Соколовка, ул.Ореховая, уч.35 (с привязкой к автодороге: Леоновское шоссе, 100 м до поворота на ул.Ореховая, справа при движении в сторону Горьковского шоссе); Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, рабочий поселок Новоивановское, ул. Дорожная, уч. 1 (адрес с привязкой к автодороге: Минское шоссе, 19 км + 510 м слева при движении из г. Москвы; Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, рабочий поселок Новоивановское, ул. Дорожная, уч. 1 (адрес с привязкой к автодороге: Минское шоссе, 19 км + 370 м слева при движении из г. Москвы; Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, рабочий поселок Новоивановское, ул. Дорожная, уч. 1 (адрес с привязкой к автодороге: Минское шоссе, 19 км + 230 м слева при движении из г. Москвы; г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 90 (с привязкой к автодороге Щёлковское шоссе, 16 км + 900 м, право); г. Балашиха, квартал Абрамцево, внешняя сторона МКАД, 102 км + 100 м; г. Балашиха, ул. Владимирская, д. 125 (привязка к дороге: Горьковское шоссе, 28 км + 630 м слева; Балашихинский район, г. Балашиха, 17-й км автодороги М-7 "Волга", Горьковское шоссе, 17 км+410 м, слева при движении из Москвы; Балашихинский район, г. Балашиха, 17-й км автодороги М-7 "Волга", Горьковское шоссе, 17 км+500 м, слева при движении из Москвы; г. Балашиха, 18-й км автодороги М-7 "Волга", Горьковское шоссе, 17 км+590 м, слева при движении из Москвы; Балашихинский район, г. Балашиха, 29-й км автодороги М-7 "Волга", Горьковское шоссе, 29 км+200 м, справа при движении из Москвы; Одинцовский район, Ликинский со., в районе д. Соломоново, 32 км автодороги Москва-Минск, левая сторона (с привязкой к автодороге: Минское ш. 31 км + 970 м слева); Солнечногорский р-н, с.п. Луневское, д. Чёрная Грязь, уч. 2 (с привязкой к автодороге: Ленинградское ш., 32 км +260 м справа); г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, владение 82 (с привязкой к автодороге: Горьковское шоссе, 24 км + 620 м справа); г. Балашиха, 20-км автодороги М-7 "Волга", левая сторона от Москвы (с привязкой к автодороге: Горьковское шоссе, 20 км + 070 м слева);
- об обязании согласовать внесение изменений в схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Московской области путем внесения в Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Московской области мест установки рекламных конструкций по указанным адресам.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.03.2019 по делу N А41-92450/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Медиа Сфера" обратилось в Главное управление по информационной политике Московской области с заявлениями о согласовании внесении изменений в Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Московской области путем включения в Схемы места установок рекламных конструкций по указанным адресам.
Управление по результатам рассмотрения данного заявления принято решение об отказе в согласовании внесении изменений (дополнений) в Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Московской области, изложенные в письмах N 35Исх-4393 от 09.10.2018, N 35Исх-5050 от 16.11.2018, N 35Исх-5456 от 10.12.2018, N 36Исх-246 от 23.01.2019, N 36Исх-536 от 11.02.2019, указав что внесение изменений в Схемы на территории Московской области путем включения отдельностоящих рекламных конструкций сетевого формата в ближайшее время не планируется.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в рассматриваемым заявлением арбитражный суд
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены в Закон о рекламе изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций. Статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.8, согласно которой органы местного самоуправления обязаны до 01.01.2014 утвердить схему размещения рекламных конструкций независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
На соответствующих территориях действует схема размещения рекламных конструкций, в которой отсутствуют интересующие общество адреса.
Процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная пунктом 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможности участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Действующее законодательство не возлагает на управление обязанность вносить рекламные конструкции в схему размещения рекламных конструкций по заявлениям заинтересованных лиц.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2017 N 305-КГ17-15806 по делу N А41-78618/2016, Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 03.04.2017 по делу N А41-57836/2016.
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является управление, установлен порядок взаимодействия органа местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; порядок взаимодействия с заинтересованными лицами указанный нормативный правовой акт не регламентирует.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Поскольку у управления отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций, в том числе на земельных участках, находящихся в частной собственности, обращение общества о внесении изменений в схему рассмотрено в установленном порядке, на него был дан ответ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки выводам заявителя, согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе утверждение схем размещения рекламных конструкций, а равно внесение изменений в них относится к полномочиям органов местного самоуправления, а не Главного управления, которое в данном случае, в силу пунктов 6 и 9 Порядка лишь "согласовывает" представленные ему органом местного самоуправления материалы, в связи с чем, заинтересованное лицо не вправе "включать в Схемы размещения рекламных конструкций установленные рекламные конструкции, имеющие действующие разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций".
Кроме того, для согласования вносимых изменений необходимо также получить согласование Министерства финансов Московской области, Министерства экономики Московской области и Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (пункт 8 Порядка согласования).
Таким образом, при внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций они согласовываются в соответствии с Порядком и лишь по заявлению органов местного самоуправления, которые в данном случае располагаются в разных районах Московской области (Одинцовский район, Ленинский район, Балашихинский район, Солнечногорский район, Красногорский район, Пушкинский район, городские округа Люберцы, Балашиха, Мытищи, Подольск, г. Долгопрудный, г. Котельники).
Следовательно, у Главного управления не было оснований для выдачи заявителю согласования внесения изменений в Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципальных образований Московской области
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.03.2019 по делу N А41-92450/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.