г. Ессентуки |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А63-709/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.05.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей Егорченко И.Н., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Проспект" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу N А63-709/2019 (судья Ващенко А.А.),
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601962657,
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Проспект", г. Ставрополь, ОГРН 1142651016474,
о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения в размере 689 029, 51 руб.,
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарной предприятие "Водоканал" г. Ставрополя (далее - МУП "Водоканал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Проспект" (далее - ООО "Проспект", компания, ответчик) о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения в размере 689 029, 51 руб. за период с 01.05.2018 по 31.10.2018.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец изменил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность в размере 589 672, 19 руб., от иска в остальной части отказался, которые приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу N А63-709/2019 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено, исковые требования удовлетворены в полном объёме. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Проспект", г. Ставрополь, в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя, задолженность в размере 589 672, 19 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 793 руб. В части взыскания задолженности в размере 99 357, 32 руб. производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда от 25.02.2019 по делу N А63-709/2019, управляющая компания обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Определением от 03.04.2019 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 13.05.2019.
В судебное заседание 13.05.2019 представители сторон, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суд не известили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба по делу рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу N А63-709/2018 надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.03.2015 МУП "Водоканал" города Ставрополя (организация ВКХ) и общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "МУП ЖЭУ-14 (абонент) в настоящее время ООО УК "Проспект") заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 608/7175/15, по условиям которого организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть питьевую воду установленного качества и в объёме, определённом договором, а также осуществлять приём сточных вод абонента (от управляемых им многоквартирных домов) в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект (водоотведение), а абонент обязуется производить оплату за принятую воду и водоотведение, соблюдать предусмотренный договором режим потребления воды, принимать меры к обеспечению безопасности эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправности используемых им приборов учёта (пункт 1.1 договора).
В пункте 6.1 договора стороны установили, что расчётным периодом для определения объёма поданной организацией ВКХ питьевой воды и принятых от абонента сточных вод является календарный месяц.
Согласно пункту 6.3 договора по многоквартирному дому, оборудованному общедомовым прибором учёта холодного водоснабжения и водоотведения, расчётный объем коммунального ресурса определяется на основании показаний соответствующего прибора учёта. Показания приборов учёта записываются абонентом ежемесячно в журнал учёта показаний.
Расчётный объем сточных вод по каждому многоквартирному дому принимается равным объёму поданной в этот многоквартирный дом питьевой воды (пункт 6.5 договора).
Согласно разделу 8 договора цена договора формируется из стоимости коммунальных ресурсов, определяемой в каждый расчётный период действия договора. Стоимость коммунальных ресурсов определяется в каждый расчётный период исходя из действующих в соответствующий период тарифов (цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах, а также в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, и расчётных объёмов коммунальных ресурсов, определённых за соответствующий расчётный период. Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются для организации ВКХ на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимаются сторонами в бесспорном порядке и вводятся в сроки, оговорённые указанными нормативными правовыми актами. Изменение тарифов на коммунальные ресурсы в период действия договора не является изменением условий договора (пункты 8.1-8.3 договора).
В разделе 9 договора стороны согласовали, что организация ВКХ выставляет абоненту счета на оплату коммунальных ресурсов, исходя из показаний общедомовых приборов учёта. Оплата за коммунальные ресурсы осуществляется в денежной форме. Датой оплаты считается поступления денежных средств на банковский счёт или в кассу организации ВКХ. Срок оплаты абонентом стоимости коммунальных ресурсов устанавливается до 15 числа месяца, следующего за расчётным, вне зависимости от применяемого сторонами способа расчётов. Последним днём срока оплаты, приходящимся на выходные или праздничные дни, считается день, следующий за ними (пункты 9.1, 9.3, 9.8 договора).
01 сентября 2015 года между ОАО "СГРЦ", МУП "Водоканал" города Ставрополя (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "МУП ЖЭУ-14" (исполнитель) было заключено соглашение о порядке перечисления денежных средств за водоснабжение и водоотведение, в соответствии с которым ОАО "СГРЦ" по поручению исполнителя обязалось осуществлять перечисление денежных средств, принятых от потребителей за полученную питьевую воду и водоотведение по агентскому договору от 09.09.2014 N 23514, заключённому с исполнителем, в адрес ресурсоснабжающей организации. Денежные средства, принятые от потребителей исполнителя по услуге водоснабжения и водоотведения, перечисляются ОАО "СГРЦ" на специальный счёт предприятия в полном объёме (пункты 1.1, 1.2, 1.3 соглашения).
Пунктом 1.4 соглашения от 01.01.2015 предусмотрено, что перечисленные ОАО "СГРЦ" денежные средства засчитываются ресурсоснабжающей организацией в счёт платежей исполнителя за водоснабжение и водоотведение по договорам водоснабжения и водоотведения в соответствии с приложением N 3.
Уведомлением от 30.08.2018 N 1851 ответчик известил истца о смене наименования юридического лица с общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "МУП ЖЭУ-14" на общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Проспект".
Во исполнение договорных обязательств предприятие в период с 01.05.2018 по 31.10.2018 подало ответчику по водопроводным вводам холодную воду и приняло от него сточные воды на общую сумму 898 886 руб. 63 коп., что подтверждается актами оказанных услуг водоснабжения и водоотведения.
Возражений относительно полученных от истца объёмов питьевой воды и переданных ему сточных вод управляющей компанией предприятию не предъявлялось, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
В связи с тем, что обязательства по оплате оказанных услуг управляющей компанией исполнены ненадлежащим образом, предприятие направило претензию N 17877-10 от 04.12.2018 о погашении долга, которая была исполнена частично, что явилось основанием для обращения в суд с иском о взыскании долга размер 689 029, 51 руб.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), и нормами жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются для договоров водоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, именно ответчик в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на содержание общего имущества ресурсоснабжающей организации.
Доводы управляющей компании о невозможности проверить достоверность расчета истца, поскольку денежные средства от потребителей не поступают на счет управляющей компании, судом апелляционной инстанции отклоняются исходя из следующих норм действующего законодательства.
Как следует из пункта 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая компания не оспаривает тот факт, что спорные многоквартирные дома согласно приложению к договору ресурсоснабжения N 608/7175/15 от 26.03.2015, в том числе жилой дом 46 по ул. Доваторцев г. Ставрополя, в отношении которого возник спор по оплате, находится у него в управлении.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 именно на исполнителе лежит обязанность по проверке состояния приборов учётов и проверок достоверности сведений о показаниях приборов учётов, представленных потребителями.
ООО Управляющая компания "Проспект" как управляющая компания для достижения целей управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объёма коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учёта, составлению актов о временно проживающих потребителей и другие.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определённых по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объёмом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учёта - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
В пунктах 5.1.7. договора предусмотрено, что управляющая компания обязана вести учет показаний общедомовых приборов учёта, снятых в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг, и передавать такие показания организации ВКХ для составления соответствующего акта.
В разделе 6 договора предусмотрен порядок определения объёма поданных (принятых) организацией ВКХ коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 6.2 расчётные объёмы коммунальных ресурсов определяются по каждому многоквартирному дому в соответствии с порядком определения общедомового потребления коммунальных услуг, установленных в многоквартирных домах и принятых в эксплуатацию представителем организации ВКХ в соответствии с действующим законодательством, а также с использованием показаний индивидуальных приборов учёта холодной (горячей) воды, и исходя из действующих нормативов потребления коммунальных услуг.
В пунктах 9.1 и 9.2 договора указано, что организация ВКХ выставляет абоненту счёт на оплату коммунальных ресурсов исходя из показаний общедомовых приборов и показаний индивидуальных приборов учёта или исходя из действующих нормативов потребления коммунальных услуг, и произведённой оплаты потребителями услуг.
Следовательно, управляющая компания обязана производить оплату разницы между поставляемых коммунальных ресурсов в жилой дом и оплатой коммунальных ресурсов потребителями и принимать меры к уменьшению объёма потребления на содержание общего имущества.
Управляющая компания не представила доказательств того, что акты на оказание услуг на водоснабжение и водоотведение, выставленные на оплату счета и счёт-фактуры за спорный период не соответствуют количеству поступившей холодной воды в жилой дом, контр расчёты суду не представлены, доказательств оплаты принятой питьевой воды и сброшенных сточных вод в полном объёме также не представлено.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности и взаимосвязи, пришёл к выводу о том, что неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему услуг по водоснабжению и водоотведению в срок, которой уже наступил, непредставление суду в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств погашения долга, а также, что в силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, заявленные требования о взыскании задолженности за период с 01.05.2018 по 31.10.2018 с учётом уменьшения заявленных требований до 589 672, 19 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины правомерно возложены на ответчика и взысканы в пользу истца.
В соответствии со статьёй 49 и пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца отказался от иска в части взыскания 99 357 руб. 32 коп., заявленный отказа от иска в этой части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому суд первой инстанции правомерно принял отказ от иска и прекратил производство по делу в указанной части.
Факт того, что потребители коммунальных услуг осуществляли оплату коммунальных ресурсов через агента АО "СГРЦ", не освобождает управляющую компанию от оплаты долга по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 608/7175/15 от 26.03.2015 в соответствии с условиями договора.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что условия договора холодного водоснабжения и водоотведения N 608/7175/15 от 26.03.2015 не оспорены, договор недействительным не признан.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
Суд апелляционной инстанции также учитывает следующие нормы действующего законодательства.
Согласно нормам, изложенным в частях 1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации или товарищества собственников жилья к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 41-КГ17-18).
Таким образом, из указанных норм следует, что в отсутствие решения собственников о распределении сверхнормативного потребления воды на общедомовые нужды между всеми помещениями пропорционально размеру площади управляющая организация или товарищество собственников жилья обязаны оплачивать сверхнормативное потребление воды на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключён в письменной форме или путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключённым на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно пункту 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к указанным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, принято решение о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, разъяснил о том, что по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация или товарищество собственником жилья оплачивает за счёт собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Сведения, используемые истцом при определении сверхнормативного объема потребления холодной воды на общедомовые нужды, предоставлены в ресурсоснабжающую организацию собственниками помещений, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что оснований усомниться в их достоверности не имеется.
Истцом представлены сведения о показаниях общедомовых приборов учёта, а сведения об индивидуальном потреблении собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений предоставлены истцу АО "СГРЦ" при оплате потребителями коммунального ресурса, в соответствии с которыми производился расчёт сверхнормативных объёмов на содержание общего имущества.
При этом ответчик не обосновал неправильность расчёта истцом объёма коммунального ресурса, контр расчёт задолженности не представлен ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2018 по делу N А63-20083/2017.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что при выставлении объёма поставленного ресурса в квартирах с нулевыми показаниями приборов учёта, следует исходит из следующего.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 354 об объёме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчётный период (Vпотр) превышает или равна величине объёма коммунального ресурса, определённого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за расчётный период (Vодпу), не исключают перерасчёт.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчётных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учёта. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчётных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, управляющая компания вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за осуществлением перерасчёта при установлении несоответствия фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учёта. (Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2018 N Ф09-5137/18 по делу N А71-14317/2017, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2018 N Ф07-4912/2018 по делу N А26-5265/2017).
Судом апелляционной инстанции установлено, что управляющая компания не обращалась к предприятию с предложением о проведении сверки расчётов и корректировки оплаты и объёмов потреблённого ресурса за спорный период.
Учитывая, что корректировки возможны после принятия судебного акта суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае указанное обстоятельство не влияет на судебный акт, принятый судом первой инстанции.
Кроме того, в силу подпунктов "г", "е", "ж", "с" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан не только заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, но и производить расчёт размера платы за предоставленные коммунальные услуги, ежемесячно снимать показания коллективного (общедомового) прибора учёта (при его наличии), принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта, проводить проверки состояния указанных приборов учёта и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, обеспечивать установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта.
Суд апелляционной считает, что в данном случае позиция управляющей компании, по существу, сводится к освобождению управляющей компании от оплаты стоимости ресурса, отпущенного в МКД, в том числе на содержание общего имущества, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учётом установленных обстоятельств, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу N А63-709/2019 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу N А63-709/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.