г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А41-78560/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от ИП Рыженкова В.А. - Шабакаев Д.А. по доверенности от 26.07.2016,
от Управления Росреестра по Московской области - Савченко Ю.Ю. по доверенности от 25.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2018 года по делу N А41-78560/18,принятое судьей Бобковой С.Ю.,
по исковому заявлению ИП Рыженкова В.А. к Управлению Росреестра по Московской области, об оспаривании действий регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
ИП Рыженков Виктор Александрович обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным, с учетом уточнения, отказа Управления Росреестра по Московской области N 500-1-303/3102/2018-312, 50/014/013/2018-2085 от 29.10.2018 г. в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ИП Рыженкова Виктора Александровича на здание - объект незавершенного строительства площадью застройки 325,1кв.м, степень готовности здания 65%, расположенный по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96а, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2018 года по делу N А41- 78560/18 признано незаконным решение Управления Росреестра по Московской области N 50-0-1303/3102/2018-312, 50/014/013/2018-2085 от 29.10.2018 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Суд обязал Управление Росреестра по Московской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ИП Рыженкова Виктора Александровича на здание - объект незавершенного строительства площадью застройки 325,1кв.м, степень готовности здания 65%, расположенный по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96а.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ИП Рыженкова В.А. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Постановлением Главы Щелковского муниципального района N 548 от 05 марта 2009 года индивидуальному предпринимателю Рыженкову Виктору Александровичу предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 50:14:050303:346. площадью 900 кв.м, который находится примерно в 80 м по направлению на север ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96, для размещения магазина смешанной торговли.
В силу указанного постановления между Заявителем и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области был заключен Договор аренды земельного участка N 16-1021/09 от 01.12.2009 г.
Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Поскольку по истечении срока действия договора заявитель продолжал пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в силу ст.621 ГК РФ договор был продлен на неопределенный срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года по делу N А41- 44180/14 были удовлетворены исковые требования Заявителя к Администрации городского поселения Щелково об обязании Администрации городского поселения Щелково Московской области выдать разрешение на строительство магазина смешанной торговли на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050303:346 по адресу: установлен относительно ориентира: примерно в 80 м по направлению на север от ориентира жилой дом, адрес ориентира -Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2016 года по делу N А41-44180/2014 произведена замена заинтересованного лица Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области на правопреемника Министерство строительного комплекса Московской области по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Московской области по делу N А41 - 44180/14 в отношении выдачи ИП Рыженкову В.А. разрешения на строительство магазина смешанной торговли на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050303:346 по адресу: установлен относительно ориентира: примерно в 80 м по направлению на север от ориентира жилой дом, адрес ориентира - Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96.
На указанном земельном участке заявителем на основании разрешения на строительство от 24.03.2016 года N RU50-36-4487-2016 со сроком действия до 13.08.2018 г. возведено здание - объект незавершенного строительства, площадью застройки 325,1 кв.м., степень готовности здания 65%.
В целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на возведенное строение заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области.
26 июля 2018 года государственным регистратором было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности до 29 октября 2018 года N 50-0-1-303/3102/2018-312; 5050/014-50/014/013/2018-2085 по основаниям отсутствия документа о присвоении адреса, а также неурегулированности земельных отношений, поскольку согласно сведениям ЕГРП Договор аренды земельного участка от 01.12.2009 N16-1021/09, дата регистрации 27.02.2010, 50-5014/003/2010-346, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области и индивидуальным предпринимателем Рыженковым В.А., зарегистрированный в отношении земельного участка с кастровым номером 50:14:0050303:346, в пределах которого расположен объект незавершенного строительства прекращен 19.12.201г. на основании соответствующего заявления Администрации и уведомления о прекращении договора аренды земельного участка.
31 июля 2018 года заявителем были представлены дополнительные документы о присвоении адреса, однако государственным регистратором принято решение N 50-0-1303/3102/2018-312, 50/014/013/2018-2085 от 29.10.2018 г. об отказе в осуществлении регистрационных действий.
Указанный отказ заявитель считает незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, п.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 15 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" либо возникшего в силу федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации при проведении государственной регистрации прав, в частности, осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Законом.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены в статье 21 Закона о государственной регистрации, в пункте 1 которой определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания для регистрации прав на недвижимое имущество перечислены в статье 14 Закона о государственной регистрации
Основания отказа в государственной регистрации прав указаны в статье 27 Закона о регистрации - в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 29 Закона о государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию, при государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию.
Согласно статье 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В ч. 1 ст. 20 указанного закона предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
При этом Законом о регистрации (п. 2 ст. 17) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.8 ст.24 Закона о регистрации сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено ч. 6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст.40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разращения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с ч.1, 4 ст.71 Закона о регистрации в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
Заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий.
Доводы Управления Росреестра по Московской области, аналогично указанные в апелляционной жалобе, об отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок, со ссылкой на то, что на момент обращения Заявителя в Управление, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:346 от 01.12.2009 N 16-1021/09, по мнению регистрационного органа, прекратил свое действие, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Истечение срока действия договора аренды земельного участка не может быть признано основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку на момент строительства объекта указанный правоустанавливающий документ, а также разрешение на строительство действовали.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком. При этом судам следует иметь в виду, что указанное положение не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек. В связи с этим отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что срок аренды земельного участка, на котором был возведен объект незавершенного строительства, истек, противоречит закону. Вместе с тем, если при проведении правовой экспертизы регистрирующий орган придет к выводу о том, что объект незавершенного строительства как самостоятельная недвижимая вещь отсутствует (например, на объекте не полностью завершены фундаментные работы и т.п.), то отказ в государственной регистрации прав является правомерным.
При таких условиях вывод регистрирующего органа о прекращении к моменту подачи заявления Заявителя в регистрирующий орган действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:346 от 01.12.2009 N 16-1021/09, не имеет правового значения для проведения испрашиваемых Заявителем государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и не мог являться законным основанием для отказа в них.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы для совершения учетных и регистрационных действий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации и государственном кадастровом учете.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылаясь на положения п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ указал, что из представленных на государственную регистрацию документов не следует, что спорный объект начат строительством в период действия вышеуказанного договора аренды земельного участка 50:14:0050303:346.
Заявитель считает, что при таких обстоятельствах, у государственного регистратора возникли обоснованные сомнения о том: был ли представлен указанный земельный участок заявителю на момент начала строительства, либо на момент начала строительства аренда земельного участка была прекращена.
Сомнения регистратора нашли отражение в названных сообщениях о приостановке кадастрового учета и регистрации прав.
В том случае, если аренда земельного участка на момент начала строительства была прекращена, т.е. земельный участок уже не был предоставлен Заявителю в предусмотренном законом порядке, то спорный объект является самовольной постройкой и права на него в силу п. 4 ст.222 ГК РФ регистрации не подлежат, и постановка на кадастровый учет осуществлена быть не может.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, в связи со следующим.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2014 года но Делу N А41-44180/14 были удовлетворены исковые требования Заявителя к Администрации городского поселения Щелково, суд обязал Администрацию городского поселения Щелково Московской области выдать разрешение на строительство магазина смешанной торговли на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050303:346 по адресу: установлен относительно ориентира: примерно в 80 м ио направлению на север от ориентира жилой дом, адрес ориентира -Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96. Определением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2016 года ио Делу N А41-44180/2014 произведена замена заинтересованного лица Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области на правопреемника Министерство строительного комплекса Московской области по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Московской области по делу N А41-44180/14 в отношении выдачи ИИ Рыженкову В.А. разрешения на строительство магазина смешанной торговли на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0050303:346 по адресу: установлен относительно ориентира: примерно в 80 м по направлению на север от ориентира жилой дом, адрес ориентира - Московская область, г.Щелково, ул.Заречная, д.96.
На указанном земельном участке Заявителем на основании разрешения на строительство от 24.03.2016 года N RU50-36-4487-2016 возведено здание - объект незавершенного строительства, площадью застройки 325,1 кв.м., степень готовности здания 65%.
Кроме того, разрешение на строительство является действующим до настоящего времени (с 31.01.2018 г. по 30.04.2019 г.), в связи с чем, доводы Заинтересованного лица о самовольности возведенного строения, не являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права па вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявителем на законных основаниях в соответствии с договором аренды земельного участка и разрешением на строительство на спорном земельном участке возведен объект, являющийся недвижимой вещью (объектом незавершенного строительством) независимо от государственной регистрации прав нее.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом по эту недвижимость частью земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации or 25.01.2011 N 10661/10, принятие публичными органами распорядительных актов, разрешающих осуществление строительства, следует расценивать как согласие публичного образования, от имени которого они действуют, с размещением на принадлежащем ему земельном участке объекта недвижимого имущества, в то время как возвращение участка предполагает его освобождение от находящегося на нем недвижимого имущества, что нарушает права и законные интересы Заявителя.
Схожая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N14381/10, согласно которой прекращение договора аренды, в том числе, в связи с отказом от договора со стороны арендодателя, не лишает арендатора права пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости.
В связи с вышеизложенным, и в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", истечение срока действия договора аренды земельного участка не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав па недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение(обременение)прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав па недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В ч. 1 ст. 20 указанного закона предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации. При этом Законом о регистрации (п. 2 ст. 17) не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заявителем представлены все необходимые документы для государственной регистрации, в связи с чем, судом обоснованно принят судебный акт, законность которого, поставлена Заинтересованным лицом под сомнение.
В целях государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на возведенное строение Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, однако, заявителю было отказано в кадастровом учете и регистрации права в связи с тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра Договор аренды земельного участка от 01.12.2009 N 16-1021/09, дата регистрации 27.02.2010, N 50-50-14/003/2010-346, заключенный между Администрацией Щелковского Муниципального района Московской области и индивидуальным предпринимателем Рыженковым В.А., зарегистрированный в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:346, в пределах которого расположен объект незавершенного в отношении которого заявителем подано заявление о государственном кадастровом учете и регистрации права, прекращен 19.12.2017 года за N 50:14:0050303:346-50/014/2017-1 на основании заявления Администрации о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права (ограничения (обременения) права) от 07.09.2017 N 50-50/014-50/014/012/2017-7691 и уведомления о прекращении договора аренды земельного участка от 30.05.2017 N14,2/330.
Таким образом, Администрация, воспользовавшись правом, предусмотренным ст.610 Гражданского кодекса РФ отказалась от Договора аренды в 2017 году, хотя продолжала до настоящего времени принимать арендные платежи. Кроме того, Администрация на обращение Заявителя от 06.02.2018 года сообщила о том, что Договор считается действующим и заключенным на неопределенный срок, в соответствии с п.2 ст.621 ГК РФ.
В связи с вышеизложенным государственным регистратором принято решение об отказе в снятии приостановления от 03 августа 2018 года N 50-0-1-303/3102/2018- 312; 50-50/014-50/014/013/2018-2085.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии правоустанавливающего документа на земельный участок, со ссылкой на то, что на момент обращения Заявителя в Управление, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:346 от 01.12.2009 N 16-1021/09, по мнению регистрационного органа, прекратил свое действие, нельзя признать состоятельным, по следующим основаниям.
Истечение срока действия договора аренды земельного участка не может быть признано основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку на момент строительства объекта указанный правоустанавливающий документ, а также разрешение на строительство действовали.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком. При этом судам следует иметь в виду, что указанное положение не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек. В связи с этим отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что срок аренды земельного участка, на котором был возведен объект незавершенного строительства, истек, противоречит закону. Вместе с тем, если при проведении правовой экспертизы регистрирующий орган придет к выводу о том, что объект незавершенного строительства как самостоятельная недвижимая вещь отсутствует (например, на объекте не полностью завершены фундаментные работы и т.п.), то отказ в государственной регистрации прав является правомерным.
Вывод регистрирующего органа о прекращении к моменту подачи заявления Заявителя в регистрирующий орган действия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:346 от 01.12.2009 N 16-1021/09, не имеет правового значения для проведения испрашиваемых Заявителем государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и не мог являться законным основанием для отказа в них.
Также, несостоятельна ссылка заявителя апелляционной жалобы, о применении судом закона, не подлежащего применению, а именно Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который не действует с 01.01.2017 года, а также постановлением Пленума ВАС, который разъясняет применение не действующих норм, поскольку, применение судом данных норм связно с длящимся характером спорных правоотношений, возведением Заявителем спорного строения в период действия применяемой судом нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2018 года по делу N А41-78560/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.