Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2019 г. N Ф05-13718/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А41-62050/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от АО "Буньковский экспериментальный завод": Пушкин С.С. по доверенности от 31.01.2019;
от администрации Богородского городского округа Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Богородского городского округа Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 февраля 2019 года по делу N А41-62050/18,
принятое судьей Кулаковой И.А.,
по заявлению акционерного общества "Буньковский экспериментальный завод"
к администрации Богородского городского округа Московской области
при участии в деле третьего лица: Министерство имущественных отношений Московской области
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Буньковский экспериментальный завод" (далее - заявитель, завод, АО "БЭЗ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 40) к администрации Богородского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просило суд о нижеследующем:
1) признать незаконным бездействие администрации по обращению АО "БЭЗ" от 02.04.2018 о принятии в муниципальную собственность "Внеплощадочной теплотрассы";
2) обязать администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность по акту приема-передачи от АО "БЭЗ" "Внеплощадочную теплотрассу", 1970 года постройки, расположенную по адресу Московская область, Ногинский район, дер. Большое Буньково, пос. Демонстрационный, состоящую из:
- системы отопления: от дома N 17 до дома N 5 -142-м, D-80 мм; от дома N 5 до дома N 10 - 170-м, D-^мм; от дома N 10 до дома N 23 -130-м, D-125 мм; от дома N 16 до дома N 23 -75-м, D-100 мм; от дома N 23 до больницы -360-м, D-150 мм; от больницы до дома N 11 - 292-м, D-150 мм; от теплотрассы до дома N 24 - 140-м, D-80 мм; от больницы до проходной - 350-м, D-200 мм;
- системы горячего водоснабжения: от дома N 17 до дома N 5 -142-м, D-50 мм, 100 мм; от дома N 5 до дома N 10 - 170-м, D-80 мм, 100 мм; от дома N 10 до дома N 23 -130-м, D-80 мм, 100 мм; от дома N 16 до дома N 23 -100-м, D-50 мм, 100 мм; от дома N 23 до больницы -361-м, D-125 мм, 150 мм; от больницы до дома N 11 - 292-м, D-125 мм, 150 мм; от теплотрассы до дома N 24 - 280-м, D-50 мм; от больницы до проходной - 350-м, D-125 мм, 150 мм.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2019 года по делу N А41-62050/18 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 48-49).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации и Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "БЭЗ" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя АО "БЭЗ", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы администрации Ногинского района Московской области от 16.08.1993 N 2887, в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", было зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Буньковский экспериментальный завод" путем его перерегистрации из арендного предприятия "Буньковский экспериментальный завод по производству деталей домов для села" (т. 1 л. д. 23).
Согласно пункту 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытое акционерное общество (приложение N 3 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 N 66), со дня регистрации акционерного общества на его баланс передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставной капитал акционерного общества.
При этом в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал акционерного общества, не включаются и передаются обществу по договору объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации и объекты социально-бытового, социально-культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Плана приватизации арендных предприятий и организаций, входящих в ассоциацию "Мособлстройматериалы" (с правом выкупа) от 30.03.1992, утвержденного и.о. Председателя Мособлкомимущества Клешневым В.С. и Приложению N 1 к договору о купле-продаже государственного имущества арендного предприятия "Буньковского экспериментального завода по производству деталей домов для села" от 30.04.1992, заключенными между арендным предприятием "Буньковский экспериментальный завод по производству деталей домов для села" и Комитетом по управлению имуществом Московской области, трудовому коллективу заявителя был передан по перечню жилищный фонд с прилегающими коммуникациями (Внеплощадочная теплотрасса), которые не вошли в перечень приватизированного имущества, однако после завершения процесса приватизации находятся на балансе АО "БЭЗ" (т. 1 л. д. 16-18).
Постановлениями Главы администрации Ногинского района Московской области от 20.06.1995 N 2156 и от 01.09.1995 N 3047 предусмотрено, что жилые дома в количестве 25 штук были переданы заявителем Комитету по управлению имуществом Ногинского района по актам приема-передачи (т. 1 л. д. 214-215).
Заявитель ссылается на тот факт, что ввиду отсутствия у него права собственника на теплотрассу, он не осуществлял мероприятий по техническому или кадастровому учету указанного имущества.
Согласно представленным заявителем паспортам, спорный объект 1970 года постройки, расположен по адресу: Московская область, Ногинский район, дер. Большое Буньково, пос. Демонстрационный, и состоит из:
- системы отопления: от дома N 17 до дома N 5 -142-м, Б-80 мм; от дома N 5 до дома N 10 - 170-м, Б-125 мм; от дома N 10 до дома N 23 -130-м, Б-125 мм; от дома N 16 до дома N 23 -75-м, Б-100 мм; от дома N 23 до больницы -360-м, Б-150 мм; от больницы до дома N 11 - 292-м, Б-150 мм; от теплотрассы до дома N 24 - 140-м, Б-80 мм; от больницы до проходной - 350-м, Б-200 мм;
- системы горячего водоснабжения: от дома N 17 до дома N 5 -142-м, Б-50 мм, 100 мм; от дома N 5 до дома N 10 - 170-м, Б-80 мм, 100 мм; от дома N 10 до дома N 23 -130-м, Б-80 мм, 100 мм; от дома N 16 до дома N 23 -100-м, Б-50 мм, 100 мм; от дома N 23 до больницы -361-м, Б-125 мм, 150 мм; от больницы до дома N 11 - 292-м, Б-125 мм, 150 мм; от теплотрассы до дома N 24 - 280-м, Б-50 мм; от больницы до проходной - 350-м, Б-125 мм, 150 мм.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, в частности объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с обращением от 02.04.2018 N 02/04/2018 о принятии в муниципальную собственность вышеуказанного имущества, однако по существу обращения администрация ответа не дала.
Ссылаясь на то, что бездействие администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "БЭЗ" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пунктом 2 Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества предприятий.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, право собственности на спорный объект возникло у муниципального образования с момента разграничения государственной собственности, в силу норм Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 и обязанность по принятию спорного имущества в муниципальную собственность должна быть исполнена администрацией Богородского городского округа Московской области.
Доказательств, свидетельствующих о совершении действий, связанных с принятием имущества в муниципальную собственность администрация в материалы дела не представила.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Администрацией не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2019 года по делу N А41-62050/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.