г. Москва |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А40-92491/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
помощником судьи Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управы района Новокосино г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2023 по делу N А40-92491/23
по заявлению ООО "КопейкаМосква"
к Управе района Новокосино г. Москвы
о признании недействительным решения от 01.02.2023 г. по делу N НК8-07,
при участии:
от заявителя: |
Кафорин М.В. по доверенности от 10.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Павленко Н.П. по доверенности от 10.03.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решение Управы района Новокосино г. Москвы (ответчик, Управа) об итогах рассмотрения заявления на предоставление единовременной компенсации в форме гранта от 01.02.2023 N НК8-07.
Решением от 28.09.2023 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела общество обратилось в Управу за предоставлением компенсации в форме гранта (Заявление
2378639-2022 от 22.12.2022).
В соответствии с распоряжением Управы района Новокосино г. Москвы в предоставлении ООО "Копейка-Москва" гранта в форме компенсации отказано.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд г.Москвы.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта Управы.
В обоснование оспариваемого отказа Управа ссылается на п. 2.2. приложения N 1 к Совместному приказу Главного контрольного управления города Москвы, департамента торговли и услуг города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 26.05.2022 г. N 30/22/61-02-212/22/ПР-95/22/210 "Об утверждении порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - "Совместный приказ"), Иностранным юридическим лицам, российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Ответчик приводит схему раскрытия юридического лица, а именно: ООО "Копейка-Москва, учредителем которого является ОАО "Тороговый дом "Копейка", учредителем которого является ООО "Агроторг", учредителями которого является ООО "Корпоративный центр Икс 5", учредителями которого являются "Корпоративный цент икс 5 Ритейл Групп Н.В." страна происхождения - Нидерланды, "Спик Глобал Лимитед" страна происхождения -Кипр. 12.
Из материалов дела усматривается, что заявителем была представлена заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации.
Согласно буквальному толкованию п. 2.2. Положения N 1 Совместного приказа Главного контрольного управления города Москвы, департамента торговли и услуг города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 26.05.2022 г. N 30/22/61 -02-212/22/ПР-95/22/210, доля иностранного капитала должна превышать 50 %, а также участие в уставном капитале участие иностранных лиц.
Учредителем ООО "Копейка-Москва" является ОАО "Тороговый дом "Копейка" -является 100% российской компанией.
Пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921-ПП установлено, что компенсация предоставляется гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, уплатившим административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, на основании постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенных в связи с возбуждением и (или) рассмотрением органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 3.18.1 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - штрафы). Пунктом 2.2 Постановления предусмотрены круг лиц кому не предоставляется компенсация: -Гражданам, привлеченным к административной ответственности в связи с несоблюдением ими режима самоизоляции (изоляции) на дому в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. - Иностранным юридическим лицам, российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусма?ривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. - Лицам, которым ранее был осуществлен возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафов или имеющим право на такой возврат. - Лицам, привлеченным к административной ответственности по статье 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, на основании протоколов, составленных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основания, перечисленные в п.2.2. Постановления, не относятся к ООО "Копейка-Москва", соответственно Заявитель имеет право на получение компенсации.
Приказом Главконтроля г. Москвы, ДТиУ г. Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы и Мосгосстройнадзора от 26.05.2022 N 30/22/61-02- 212/22/ПР-95/22/210 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" утверждена форма заявления о предоставлении компенсации в форме гранта.
Пунктом 5 Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций (далее - Порядок) утвержден исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем в МФЦ вместе с заявлением о предоставлении компенсации.
Пунктом 9.2 Порядка предусмотрено, что работник МФЦ при подаче заявления обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или 5 государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа. В связи с тем, что при подаче заявления Заявителем был предоставлен полный комплект документов, ему была выдана Расписка в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя per. N 2378906-2022 от 22.12.2022.
Учитывая изложенное, при приеме документов работник МФЦ проверил их на соответствие перечню документов, установленному 5 Порядка, и не выявил отсутствия каких-либо документов, выдав расписку.
Постановлением правительства города Москвы от 24.05.2022 г. N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" предусмотрена возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 921 компенсация в форме гранта предоставляется в заявительном порядке при обращении в многофункциональный центр предоставления государственных услуг.
Правом на получение мер поддержки обладают лица, поименованные в пункте 2.1 Постановления N 921 за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2.2 - 2.2.4 Постановления N 921.
Общество, как лицо уплатившее административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, имеет право на получение дополнительной меры поддержки. Несоответствие требованиям, установленным в Постановлении N 921, уведомление Управы об отказе в предоставлении гранта не содержит.
В соответствии с пунктом 2.2 приложения N 1 к Совместному приказу компенсации не назначаются и не выплачиваются: иностранным юридическим лицам; российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Положения Совместного приказа, для целей принятия решений о назначении и выплаты компенсаций, не предъявляют каких-либо требований к выгодоприобретателям акционеров заявителя, а также к конечным юр. лицам.
Приказ предъявляет квалифицированные требования исключительно к владельцам акций в уставном капитале заявителя и к учредителям данного общества.
Как верно установлено судом первой инстанции, учредителями ООО "Копейка-Москва" являются:
ООО "Альтекс" местом регистрации является 115407, ГОРОД МОСКВА, ЯКОРНАЯ УЛИЦА, 7
ОАО "ТД "Копейка" местом регистрации является 109029, ГОРОД МОСКВА, СРЕДНЯЯ КАЛИТНИКОВСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 28.
Как указано в ст. 1 - 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) закон распространяется свое действие только на Акционерные общества и регулирует их правовое положение.
Организационно-правовая форма заявителя - общество с ограниченной ответственностью. Следовательно, на него не распространяется действие ФЗ "Об акционерных обществах". ООО "Копейка-Москва" регулируется ФЗ "об обществах с ограниченной ответственностью".
Единственными учредителем Заявителя так же является ООО "Альтекс" и АО "ТД "Копейка" Информация об участии в уставном (складочном) капитале общества содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Заявитель является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации.
Понятие уставного капитала и порядок определения доли в уставном капитале общества закреплены в ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об ООО", уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
В п. 2 ст. 14 ФЗ "Об ООО" прямо установлено, что размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. Как установлено судом материалами дела, ООО "Агроторг" является российским юридическим лицом, созданным согласно законодательству Российской Федерации.
У обществ с ограниченной ответственностью нет Акционеров.
Более того, в совместном приказе в п.п. с 5 - 5.8 установлен перечень документов, которые необходимо представить. Список носит исчерпывающий характер.
Исходя из совокупного содержания п. 5, 8 и 9.2 приложения N 1 к Совместному приказу, направляемые с заявлением документы Заявителя не могут изначально содержать каких-либо неточностей, недостоверностей (искажений, неполной информации).
Сведения об учредителях ООО "Копейка-Москва" находятся в выписке из ЕГРЮЛ.
Как верно указал суд первой инстанции, предположения заинтересованного лица о наличии в числе бенефициаров учредителя Общества иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действий, не подтверждено какими-либо доказательствами и имеющейся в ЕГРЮЛ информацией, не может являться законным основанием для отказа Обществу в предоставлении компенсации в форме гранта. Положения Приказа, для целей принятия решений о назначении и выплаты компенсаций, не предъявляют каких-либо требований к выгодоприобретателям акционеров заявителя. Приказ предъявляет квалифицированные требования исключительно к владельцам акций в уставном капитале заявителя.
При таких обстоятельствах, ООО "Копейка-Москва" выполнило все требования, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921-ПП и приказом Главконтроля г. Москвы, ДТиУ г. Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы и Мосгосстройнадзора от 26.05.2022 N30/22/61 -02-212/22/ПР-95/22/210.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ Управы является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управу в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя в установленном законом порядке путем осуществления действий, направленных на предоставление ООО "Копейка-Москва" единовременной компенсации в форме гранта из бюджета по Заявлению Общества от 22.12.2022.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2023 по делу N А40-92491/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92491/2023
Истец: ООО "КОПЕЙКА-МОСКВА"
Ответчик: УПРАВА РАЙОНА НОВОКОСИНО ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53110/2024
12.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5316/2024
17.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80930/2023
28.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-92491/2023