г. Чита |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А19-31681/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Добежиной Лилии Васильевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2019 года по делу N А19-31681/2018 (суд первой инстанции - Яцкевич Ю.С.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Добежина Лилия Васильевна (ОГРНИП 304381033600097, ИНН 381000193441, далее - истец, ИП Добежина Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация) о признании незаконным отказа в продлении действия договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан у дома N 20 площадью 6 кв.м с кадастровым номером 38:36:000009:125, выраженного в письме от 27.11.2018 N 505-74-19814/8, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации; об обязании Администрации города Иркутска устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем продления действия договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007 сроком до 31.12.2020 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2019 года по делу N А19-31681/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Добежина Л.В. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В обоснование доводов жалобы предприниматель сослался на неправильное применение судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального права (статей 450.1, 610, 619, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15 статьи 39.8, подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11, статьи 39.16, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"), и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. В частности, предприниматель указал на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для продления (заключения на новый срок) договора аренды земельного участка без проведения торгов. Кроме того, предприниматель сослался на необоснованное неприменение судами концепции "Развитие торговли в городе Иркутске до 2027 года", утвержденной распоряжением заместителя мэра - председателя комитета экономики администрации города Иркутска от 31.05.2017 N 182-02-383/7-1. По мнению предпринимателя, у него имелись основания для использования спорного земельного участка и размещения на нем киоска ввиду наличия сведений о месте размещения этого объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска.
Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 27.04.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Иркутска (арендодателем) и Индивидуальным предпринимателем Добежиной Лилией Васильевной (арендатором) на основании распоряжения заместителя главы администрации - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 18.10.2007 года N 504-02-3184/7 "О заключении договора аренды земельного участка под размещение киоска, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Сибирских Партизан у дома N 20", 18.10.2017 заключен договор аренды земельного участка N 795-ВС, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:36:000009:125, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан, у дома N 20, площадью 6 кв.м., для установки и размещения временного сооружения без права возведения капитальных строений (под киоск) с целью осуществления розничной торговли продуктами (п.п. 1.1, 1.2, 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.5 договора, срок действия - с 01.10.2007 по 31.08.2008. Сторонами договор неоднократно пролонгирован путем заключения сторонами дополнительных соглашений.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения N 224 (Е) от 12.09.2018 к договору аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007 срок действия договора продлен до 31.12.2018.
В силу пункта 2.4.3 договора аренды N 795-ВС от 18.10.2007 г. стороны обозначили право арендатора на продление договора при надлежащем выполнении всех его условий и при отсутствии муниципальных нужд по использованию объекта.
В этой связи, арендатор, 14.11.2018, руководствуясь пунктом 3.3.4 Положения о КУМИ администрации г. Иркутская, на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Иркутска, утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (в ред. от 29.12.2017 N 031-06-1319/7), обратился к ответчику о продлении договора аренды земельного участка N 795-ВС на срок до 31.12.2020 г. (т.1 л.д.12).
По результатам рассмотрения заявления арендатора от 14.11.2018 г. Администрация письмом от 27.11.2018 N 505-74-19814/8 отказала в продлении договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007 г., сославшись на наличие решения Арбитражного суда Иркутской области от 09.11.2018 по делу N А19-2564/2018, которым исковые требования ИП Добежиной Л.В. оставлены без удовлетворения.
Истец, считая отказ Администрации города Иркутска в продлении действия договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007 года, выраженный в письме от 27.11.2018 N 505-74-19814/8, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" от 28.12.2009 года N 381-ФЗ, пункту 3.3.4 Положения о КУМИ администрации г. Иркутска, а также пункту 2.4.3 договора аренды земельного участка N 795-ВС, а так же Концепции "Развития торговли в г. Иркутске до 2027 года", утвержденной распоряжением заместителя мэра-председателя комитета по экономики Администрации города Иркутска от 31.05.2017 года N 182-02-383/7-1, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и осуществлении торгового процесса, обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении иска и признавая отказ администрации от продления договора аренды земельного участка правомерным, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 432, 450.1, 606, 607, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 39.1, 39.6, 39.8, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и исходил из отсутствия оснований для продления договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Указанные выводы суда являются правильными и соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
На основании пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и со статьей 621 ГК РФ по истечении срока договора аренды земельного участка преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды.
Согласно пункту 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) пункту 3 статьи 22 ЗК РФ утратил силу с 01.03.2015, при этом названным законом (пункт 21 статьи 1) ЗК РФ дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В силу пункта 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Из разъяснений, приведенных в пункте 4.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73) следует, что в силу части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4.2 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
С 01.03.2015 случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 названного Кодекса граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 ЗК РФ условия реализации такого права, при наличии в совокупности которых, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях, а именно: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в действующей редакции) предусмотрены исчерпывающие случаи предоставления земельных участок в аренду без проведения торгов.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто заявителем, что в данном случае отсутствует условие, предусмотренное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не имеется оснований, установленных подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса.
На основании статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности до 01.03.2018 предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (п. 1 названной статьи).
Законодателем установлена возможность завершения уже начатой процедуры предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка.
Как установлено судом, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих обращение предпринимателя к арендодателю с заявлением о продлении срока действия договора аренды земельного участка от N 795-ВС от 18.10.2007 до 01.03.2015.
Пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ при отсутствии в совокупности условий пункта 3 и пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона.
Учитывая, что спорный земельный участок испрашивается заявителем для размещения НТО, в данном случае земельный участок может быть предоставлен как посредством заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта или договора аренды земельного участка с соблюдением установленного законом порядка (на торгах).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.33. ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, законодательно предусмотрена возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления посредством заключения иного договора, например договора на установку и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, в том числе на конкурентной основе в соответствии с порядком, разработанным и утвержденным на территории соответствующего муниципального образования.
Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
На дату обращения предпринимателя с требованием о продлении срока договора аренды (14.11.2018) на территории города Иркутска действовало Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденное Постановление администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8.
На основании Положения, размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 февраля 2010 года N 67. Предметом торгов является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта. Организатором и инициатором торгов от имени администрации города Иркутска выступает комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
Доводы предпринимателя о необоснованности отказа администрации в продлении договора аренды земельного участка ввиду наличия сведений о месте размещения принадлежащего ему киоска в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района города Иркутска, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (сроком размещения до 01.01.2019), несостоятельны в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусмотрена аналогичная норма о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 этой статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако такое положение, вопреки позиции предпринимателя, не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом необходимость оформления в установленном порядке права пользования земельным участком (в том числе путем заключения соответствующих договоров).
Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Указанная схема является инструментом систематизации размещения таких объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их (таково содержание схемы, утвержденной в городе Иркутске постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11).
Как было указано ранее, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель должны быть оформлены посредством заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта или договора аренды земельного участка.
Данный правовой подход к разрешению вопроса реализации права на размещение нестационарного торгового объекта изложен в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12.
Исходя из изложенного выше, наличие сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта в схеме их размещения само по себе не предоставляет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения конкурентных процедур.
Довод заявителя на наличие Концепции развития торговли в городе Иркутске до 2027 года, утвержденной распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по экономики администрации города Иркутска от 31.05.2017 N 182-02-383/7-1, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не дает правовых оснований понудить Администрацию к продлению спорного договора на истребуемый истцом срок.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции учитывая, что срок действия спорного договора аренды истек 31.12.2018, оснований, установленных земельным законодательством, для продления срока договора аренды не установлено, в связи с чем пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2019 года по делу N А19-31681/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.