Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 сентября 2019 г. N Ф10-3961/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А64-1683/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Стукалова Анатолия Николаевича на решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 по делу N А64-1683/2018 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Стукалова Анатолия Николаевича (ОГРНИП 306680724900011, ИНН 680701670459) к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права и об обязании осуществить действия по кадастровому учету и государственной регистрации права,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Стукалова Анатолия Николаевича: Стукалов А.Н., лично паспорт РФ, Митронин С.Н., представитель по доверенности от 13.10.2016; Потемкин А.В., представитель по доверенности от 12.04.2019 N 1;
от управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Стукалов Анатолий Николаевич (далее - предприниматель Стукалов, предприниматель, глава крестьянского фермерского хозяйства, Стукалов А.Н.) обратился в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - управление Росреестра по Тамбовской области, управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права от 11.01.2018 N 68/014/294/2017-43 и об обязании регистрирующего органа произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок, образуемый в счет 18 земельных долей согласно проекту межевания от 10.03.2017 и заявлению от 13.03.2017, пересчитав размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:63.
Решением от 24.01.2019 арбитражный суд Тамбовской области отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель Стукалов обратился с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на нарушение судом области норм процессуального права, выразившихся в непривлечении к участию в деле собственников земельных участков с кадастровыми номерами 68:07:000000:2378 и 68:07:0000000:254, поскольку указанные участки сформированы на землях, которые ранее согласованы предпринимателем для выделения принадлежащих ему земельных долей.
По существу заявленных требований предприниматель настаивает на необходимости учитывать пункт 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), согласно которому особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ, Закон N 101-ФЗ).
Как указывает предприниматель, в соответствии с частью 1 статьи 13 названного Федерального закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей. Таким образом, отказ в проведении кадастрового учета и регистрации права собственности неправомерен.
Управление Росреестра по Тамбовской области в представленном письменном отзыве и пояснениях по делу возразило против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В обоснование возражений регистрирующий орган ссылается на то, что рассмотрение настоящего спора не затрагивало непосредственно прав и законных интересов собственников земельных участков, также образованных путем выдела земельных долей участниками общей долевой собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:63, а предприниматель Стукалов в случае несогласия с образованием этих участков вправе обратиться в суд с самостоятельными требованиями по правилам искового производства.
Одновременно регистрирующий орган обращает внимание на наложение границ указанных земельных участков и земельного участка, на выделение которого претендует предприниматель Стукалов, отмечая, что данное обстоятельство делает невозможным регистрацию за ним права собственности на выделенный им земельный участок.
Возражая по существу заявленных требований, управление настаивает на том, что выделение земельного участка в счет части земельных долей противоречит требованиям статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статьи 11.5 Земельного кодекса, в соответствии с которыми при выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера из долей в праве долевой собственности.
Представители управления Росреестра по Тамбовской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, письменных пояснениях сторон по делу, заслушав представителей предпринимателя, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим частичной отмене.
Из материалов дела, следует, что предпринимателю Стукалову А.Н. с 1994 года принадлежала 1 доля на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, в границах плана СХПК им. Ленина, кадастровый номер участка 68:07:0000000663. На момент закрепления земель в собственность количество собственников земельного участка составляло 449 человек.
Из данных Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2018 следует, что первоначальной доле Стукалова А.Н. в праве общей долевой собственности соответствует регистрационная запись от 17.12.2015 N 68-68/014-68/014/292/2015-584/1, доля в праве составляет 1/247.
Впоследствии предпринимателем заключались договоры купли-продажи других земельных долей, каждому из которых соответствует отдельная регистрационная запись. По состоянию на январь 2017 года предпринимателю принадлежало 19 земельных долей указанного земельного участка по 6,55 га каждая.
13.01.2017 было опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельных участков, согласно которому Стукалов А.Н. выделяет земельный участок в счет принадлежащих ему 18 земельных долей. В течение срока, необходимого для предоставления возражений по проекту межевания, одним из собственников исходного участка были поданы возражения относительно местоположения выделяемого участка, которые впоследствии были сняты, что нашло отражение в проекте межевания, утвержденном 10.03.2017.
После принятия решения о выделе земельного участка в счет 18 принадлежащих ему долей предприниматель продолжал приобретать доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000663, в результате чего согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 25.01.2018 общее количество принадлежащих ему долей в праве собственности на земельный участок составляло 29,5 земельных долей или 59/494-х долей в праве общей долевой собственности.
13.03.2017 предприниматель Стукалов обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права на выделяемый земельный участок.
При рассмотрении указанного заявления управлением Росреестра по Тамбовской области было установлено, что Стукалову А.Н. принадлежит 47/494 долей (23,5 земельные доли) в праве общей долевой собственности на земельный участок, тогда как земельный участок, образованный согласно межевому плану от 10.03.2017, образован в счет 18/247 долей (18 земельных долей) в праве общей долевой собственности, что противоречит требованиям статьи 252 Гражданского кодекса и статьи 11.5 Земельного кодекса.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостанавливались 24.03.2017 по заявлению Стукалова А.Н., а также в связи с выявлением указанных выше обстоятельств 10.10.2017 по инициативе регистрирующего органа.
11.01.2018 в связи с истечением срока приостановления и неустранением препятствующих государственной регистрации причин управлением Росреестра по Тамбовской области было вынесено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права N 68/014/294/2017-43.
Посчитав, что отказ управления Росреестра по Тамбовской области от 11.01.2018 N 68/014/294/2017-43 в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок не соответствует закону и нарушает его права, предприниматель Стукалов обратился в суд с соответствующими требованиями.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности выводов регистрирующего органа о нарушении предпринимателем требований статей 252 Гражданского кодекса и 11.5 Земельного кодекса в совокупности с положениями статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
С указанными выводами суда области апелляционная инстанция согласиться не может, исходя при этом из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Федеральный закон от 13.07.2015 N 21-ФЗ, Закон N 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса (часть 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
При этом положениями статьи 47 Закона N 218-ФЗ закреплены особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Так, частью 6 указанной статьи установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены:
- заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав) - в случае, если выдел осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ);
- проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка - в случае, если выдел осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ;
Размер земельной доли может быть определен в виде простой правильной дроби или иным способом, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (часть 8 статьи 47 Закона N 218-ФЗ).
При этом, как следует из пункта 9 статьи 47 Закона N 218-ФЗ, в случае, если право на исходный земельный участок, находящийся в долевой собственности, зарегистрировано в порядке, установленном названным Федеральным законом, то при государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении исходного земельного участка без заявления о государственной регистрации прав осуществляется государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности участника общей долевой собственности, осуществившего выдел земельного участка в счет данной доли.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона N 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в государственной регистрации прав является, как это следует из статьи 27 Закона N 218-ФЗ, неустранение в течение срока приостановления государственной регистрации причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 названного Закона.
В силу положений части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, в частности, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений; при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным; отличие площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права собственности предпринимателя Стукалова на объект недвижимости - земельный участок в счет 18 земельных долей площадью 1179000 кв.м. с кадастровым номером 68:07:00000002212, послужило требование регистрирующего органа привести сведения о размере выделяемого земельного участка, содержащиеся в проекте межевания, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно статьями 252 Гражданского кодекса и 11.5 Земельного кодекса, предусматривающими, по мнению регистрирующего органа, обязательное единовременное выделение всех принадлежащих участнику долевой собственности на земельный участок долей и прекращение (утрату) право долевой собственности на измененный земельный участок.
Между тем управлением Росреестра по Тамбовской области не было учтено следующее.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 252 Гражданского кодекса имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
В силу положений статьи 11.5 Земельного кодекса, выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 13 названного закона установлено, что земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 этой же статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3 статьи 13 3акона N 101-ФЗ).
Если указанное в пункте 3 статьи 13 Закона N 101-ФЗ решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Закона N 101-ФЗ (пункт 6).
Согласно пунктам 9 - 11 статьи 13.1 Закона N 101-ФЗ проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, в том числе, кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 13.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 статьи 13.1 Закона N 101-ФЗ, возражения направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто регистрирующим органом, предпринимателем Стукаловым в полном объеме была соблюдена установленная законодательством процедура выделения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет 18 долей из принадлежащих ему на момент обращения с заявлением о государственной регистрации 23,5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:63.
В частности, 13.01.2017 в газете "Тамбовская жизнь" N 2 (26650) на стр.17 было опубликовано извещение о проведении согласования размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с указанием реквизитов как выделяемого участка, так и предпринимателя и кадастрового инженера (т.1 л.д.52-53).
Такие возражения были представлены Кузьминой Е.Е. 22.01.2017, однако впоследствии были сняты (т.1 л.д.54-55).
Проект межевания земельных участков был согласован 10.03.2017 в отсутствие возражений других участников общей долевой собственности. При этом, как следует из указанного проекта, выделяемый земельный участок составляет 1179000 кв.м., то есть 18 земельных долей, принадлежащих предпринимателю Стукалову на праве общей долевой собственности согласно данным Единого государственного реестра недвижимости от 21.12.2016. Выделяемый земельный участок соответствует требованиям о предельных (максимальных и минимальных) размерах, установленных Законом Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" (т.1 л.д.31).
Доказательств обратного регистрирующим органом в материалы дела представлено не было.
Следовательно, у регистрирующего органа не имелось оснований для принятия решений о приостановлении и последующем отказе в государственной регистрации права в рассматриваемом случае.
Довод управления Росреестра по Тамбовской области о невозможности выделения земельного участка за счет части принадлежащих предпринимателю земельных долей с сохранением за ним права общей долевой собственности на другие оставшиеся доли, с которым согласился суд области, основаны на неверном понимании требований статей 252 Гражданского кодекса и 11.5 Земельного кодекса, поскольку данные нормы не ограничивают участника общей долевой собственности в праве распоряжения как всеми принадлежащими ему долями в целом, так и их частью, не допуская лишь выдела в счет части единственной доли, принадлежащей участнику долевой собственности (дробление доли).
Это же прямо следует из нормы, закрепленной в части 9 статьи 47 Закона N 218-ФЗ, согласно которой при государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый за счет выделяемой земельной доли или земельных долей, в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности участника общей долевой собственности, осуществившего выдел земельного участка, только в счет данной, то есть выделенной доли (долей).
В отношении оставшихся долей или доли право собственности у этого участника долевой собственности на измененный земельный участок сохраняется также, как и у других участников долевой собственности, с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности, что закреплено в пункте 2 статьи 11.5 Земельного кодекса.
Аналогичное понимание приведенных положений земельного и гражданского законодательства, включающего в себя законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в их совокупности и взаимосвязи, приводится в представленном в материалы дела письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.11.2018 N ОГ-Д23-10953, данному в ответ на обращение предпринимателя Стукалова, согласно которому в случае, если в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о праве собственности участника долевой собственности отдельно на каждую земельную долю, то положения Закона N 101-ФЗ не запрещают выдел нескольких земельных долей, принадлежащих одному лицу, при условии соблюдения требований к образуемым земельным участкам. Действия собственника земельной доли, не запрещенные законом, не нуждаются в дополнительном обосновании (пункты 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса).
Учитывая, что материалами дела подтверждена государственная регистрация за предпринимателем Стукаловым права на отдельные доли в земельном участке с кадастровым номером 68:07:0000000:63 в количестве 19 на момент принятия им решения о выделе земельного участка в счет 18 принадлежащих ему долей, у регистрирующего органа не было оснований ни для приостановления государственной регистрации, ни для последующего отказа в государственной регистрации.
В указанной связи требования предпринимателя Стукалова о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права от 11.01.2018 N 68/014/294/2017-43 подлежат удовлетворению, а решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в этой части подлежит отмене.
В то же время, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении требований об обязании регистрирующего органа произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок, образуемый в счет 18 земельных долей согласно проекту межевания от 10.03.2017 и заявлению от 13.03.2017, пересчитав размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:63, исходя при этом из следующего.
Согласно документам, представленным в материалы дела регистрирующим органом, не оспариваемым предпринимателем Стукаловым, после отказа ему в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый в счет 18 земельных долей, выделенных из исходного земельного участка с кадастровым номером 68:07:0000000:63, из того же участка были выделены земельные участки с кадастровыми номерами 68:07:0000000:2378 и 68:07:0000000:2544 в счет земельных долей иных участников долевой собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:2378 был поставлен на кадастровый учет 07.06.2018, земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:2544 - 12.11.2018.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства того, что предприниматель Стукалов возражал в порядке, установленном статьей 13.1 Закона N 101-ФЗ, против согласования проекта межевания этих земельных участков.
Между тем, согласно представленному управлением Росреестра пояснению от 08.05.2019 N 204-1480-СМ и приложенной к нему схеме, составленной федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, границы указанных земельных участков пересекаются с границами земельного участка, выделенного предпринимателем Стукаловым, что исключает возможность постановки данного земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации прав на него.
При этом апелляционная коллегия не усматривает оснований для привлечения собственников указанных земельных участков к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц исходя из того, что такое участие не будет способствовать разрешению спора, возникшего между предпринимателем Стукаловым и регистрирующим органом.
Возможный спор о границах земельных участков между предпринимателем Стукаловым и собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 68:07:0000000:2378 и 68:07:0000000:2544 не может быть разрешен в настоящем деле, так как его характер не связан с характером спора, возникшим между предпринимателем и регистрирующим органом.
Выявившееся пересечение границ земельных участков не являлось основанием для отказа предпринимателю Стукалову в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на выделенный им земельный участок.
В указанной связи апелляционная коллегия соглашается с правомерностью отказа суда области в привлечении собственников земельных участков с кадастровыми номерами 68:07:0000000:2378 и 68:07:0000000:2544 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса, так как их участие в рассматриваемом деле в указанном качестве не может обеспечить реализацию соответствующих принадлежащих им прав, также как и реализацию права предпринимателя Стукалова на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на выделенный им земельный участок.
Вместе с тем, с учетом изложенного суд области обоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя Стукалова о об обязании регистрирующего органа произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок, образуемый в счет 18 земельных долей согласно проекту межевания от 10.03.2017 и заявлению от 13.03.2017, пересчитав размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:63.
В данной части решение суда области отмене или изменению не подлежит.
Таким образом, апелляционная жалоба предпринимателя Стукалова подлежит частичному удовлетворению, а решение арбитражного суда Тамбовской области подлежит частичной отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы предпринимателя Стукалова по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в сумме 450 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса, пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" и пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", относятся на регистрирующий орган, относятся на регистрирующий орган.
Так как при обращении с апелляционной жалобой предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. по чеку-ордеру от 22.02.2019 N 1, излишне уплаченная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Стукалова Анатолия Николаевича удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 по делу N А64-1683/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права.
Признать незаконным отказ управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права от 11.01.2018 N 68/014/294/2017-43.
Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Стукалова Анатолия Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 450 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского фермерского хозяйства Стукалову Анатолию Николаевичу из федерального бюджета 2 850 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. Выдать справку на возврат.
В остальной части решение арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2019 по делу N А64-1683/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Стукалова Анатолия Николаевича без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.