г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А56-161795/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): Руденко В.В. по доверенности 26.12.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8753/2019) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2019 по делу N А56-161795/2018(судья Н.А.Мильгевская), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, Москва, ул. Басманная Нов., д. 2; адрес для корреспонденции: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2; далее - Общество, ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Октябрьского территориального отдела (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 10.10.2018 N 1557.
Решением суда от 21.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "РЖД" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ОАО "РЖД" отсутствует. Также податель жалобы указывает, что у Общества отсутствует обязанность по выполнению шумозащитных мероприятий вне рамок реконструкции или нового строительства. Помимо этого Общество указывает, что протокол измерений уровня шума составлен с существенными нарушениями.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 27.09.2018 по 10.10.2018 на основании распоряжения от 20.09.2018 Управлением проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Обществом санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проверки выявлено превышение уровня шума по адресу: Санкт-Петербург, улица Староорловская, дом 45, корпус 2; установлено, что источником шума является железнодорожный и автомобильный транспорт, в результате эксплуатации железнодорожного пути, расположенного в непосредственной близости от жилого дома.
Согласно экспертному заключению N 01.Л.873 от 07.09.2018 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге" уровень шума по адресу: Санкт-Петербург, улица Староорловская, дом 45, корпус 2, превышает допустимый уровень (ДУ) шума, установленный требованиями пункта 6 "СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы", утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36 (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96), для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам: в дневное время - при прохождении грузового железнодорожного состава (точка 1) по эквивалентному уровню звука на 4 дБА, при прохождении пригородных электропоездов (точка 2, 3) по эквивалентным уровням звука на 2 - 6 дБА; в ночное время - при прохождении локомотива (точка 2) по эквивалентномууровню звука на 9 дБА, при прохождении пригородных электропоездов (точка 2, 3) по эквивалентным уровням звука на 10 - 12 дБА, по максимальным уровням звука - на 1 - 2 дБА установленных нормативными требованиями для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункта 6 СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Управлением 10.10.2018 вынесено предписание N 1557 об устранении нарушений законодательства, которым Обществу в срок до 15.02.2019 предписано разработать и выполнить мероприятия, направленные на прекращение негативного воздействия шума и повышения комфортности проживания населения вблизи указанных источников шума на территории, прилегающей к жилому дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Староорловская, дом 45, к. 2; представить план мероприятий с отметкой и его реализации: представить протоколы замеров шума по реализации мероприятий по снижению уровней шума на границе полосы отвода железной дороги и жилой застройки в районе вышеуказанного адреса.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии предписания положениям действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74, для автомагистралей, линий железнодорожного транспорт, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значения гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натуральных исследований и измерений.
Согласно статьям 1, 2, 22 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктуры и перевозчиками в сфере железнодорожного транспорта.
В силу статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний).
По смыслу статей 2, 12-28, 37, 38 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются в санитарных правилах, разрабатываемых в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, для различных сфер среды обитания человека, в частности к жилым помещениям, к эксплуатации транспорта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Исходя из приведенных норм, обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами являются санитарные правила и гигиенические нормативы, сфера действия которых распространяется на осуществляемую данными лицами деятельность.
Санитарные правила (в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций, линейных объектов (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарные нормы и правила распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека.
Из буквального толкования положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что распространяются они только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов.
Согласно материалам дела, ОАО "РЖД" не осуществляло строительство и/или реконструкцию объектов транспорта вблизи жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Староорловская, дом 45, корпус 2.
В рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено, что железнодорожная линия по Выборгскому направлению Октябрьской железной дороги (Железная дорога Рийхимяки - Санкт-Петербург) эксплуатируется с 1870 года, станции Шувалова и Парголово построены в 1869 году.
Согласно сведениям с сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии означенный жилой дом введен в эксплуатацию в 2007 году.
Установленными и действовавшими ранее градостроительными правилами, жилую застройку необходимо отделять от железной дороги санитарно-защитной зоной не менее 100 метров от железнодорожного пути. Согласно пункту 8.20 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути.
Вместе с тем, при проведении проверки Управлением не исследован вопрос о соблюдении требований о санитарно-защитной зоне при строительстве жилого дома по указанному адресу. Не установлено юридическое лицо, являвшееся застройщиком означенного дома.
При этом частью 1 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Указанная обязанность при вынесении оспариваемого предписания Управлением не исполнена, факт нарушения ОАО "РЖД" санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации транспорта, в частности, железнодорожного транспорта не доказан, документально не подтвержден.
Сама по себе деятельность ОАО "РЖД" по осуществлению перевозок железнодорожным транспортом противоправной не является.
Апелляционный суд также считает необходимым отметить следующее.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления и застройщиками.
В соответствии с пунктом 4.10.4.7 Правил при расположении жилых зданий (а не наоборот) вдоль железнодорожной магистрали следует устраивать шумозащитные экраны, насыпи, выямки, валы, стенки-барьеры или здания-экраны различного функционального назначения, размещаемые на прилегающей территории в сочетании с зелеными насаждениями.
Согласно пункту 4.10.4.8 Правил выбор тех или иных средств защиты от шума, определение необходимости и целесообразности их применения следует производить на основе акустического расчета уровней звука на территории жилой застройки.
При этом вопросы благоустройства и обеспечения акустического благополучия на территории жилой застройки находятся в компетенции исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов государственного контроля и надзора, местного самоуправления и застройщиков.
Также апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что в оспариваемом предписании Управление указывает на необходимость разработать и выполнить мероприятия, направленные на прекращение негативного воздействия шума и повышения комфортности проживания населения вблизи указанных источников шума на территории, прилегающей к жилому дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Староорловская, дом 45, к. 2.
Согласно Правилам пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264, Положением о порядке использования земель Федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц и Правилами установления и использования полосы отвода и охранных зон железнодорожных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 ОАО "РЖД" наделено правом пользования полосой отвода железной дороги с установленным определенным режимом использования.
Таким образом, требования предписания заведомо не исполнимы, ОАО "РЖД" не имеет правовых оснований по благоустройству указанной в предписании территории.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции приходит к выводу несоответствии оспариваемого предписания положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, заявленные ООО "РЖД" требования о признании недействительным предписания от 10.10.2018 N 1557 следует удовлетворить. Решение суда первой инстанции в связи с этим подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2019 по делу N А56-161795/2018 отменить. Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту от 10.10.2018 N 1557 об устранении нарушений законодательства.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту в пользу ОАО "Российские железные дороги" 4500 рублей расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 28.03.2019 N 1936503 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.