30 мая 2019 г. |
Дело N А83-421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Букшановой М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Нерсисян Гарика Гензеловича, Муниципального казенного учреждения "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство", Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.01.2019 года по делу N А83-421/2018 (судья Лагутина Н.М.),
по иску Заместителя прокурора Республики Крым в интересах Муниципального образования Черноморского сельского поселения Республики Крым в лице Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Муниципальному казенному учреждению "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство", индивидуальному предпринимателю Нерсисян Гарику Ганзеловичу, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Черноморского сельского совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым
о признании договоров недействительными,
установил:
Заместитель прокурора Республики Крым (далее - Прокурор) в интересах Муниципального образования Черноморского сельского поселения Республики Крым в лице Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ответчик 1, МКУ Черноморское ЖКХ"), индивидуальному предпринимателю Нерсисян Гарику Ганзеловичу (далее - ответчик 2), в котором просит суд признать недействительными договоры о предоставлении торгового места на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения, заключенные между Муниципальным казенным учреждением "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство и индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Ганзеловичем от 09.01.2017 N 12, N 13, N 14, N 15, N 16.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 января 2019 года по делу N А83-421/2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, индивидуальный предприниматель Нерсисян Гарик Гензелович, Муниципальное казенное учреждение "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" и Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционных жалоб Муниципальное казенное учреждение "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" и Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым указывают на то, что судом первой инстанции не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства. Так, по мнению апеллянтов, договор о предоставлении торговых мест является договором возмездного оказания услуг. Возможность оснащения торговых мест, выделенных для проведения ярмарки, павильонами - временными сооружениями для ведения хозяйственной деятельности, не противоречит оспариваемым договорам и Порядком проведения ярмарок. В населенном пункте Черноморское муниципальную функцию по проведению ярмарок выполняет МКУ "Черноморское ЖКХ", которое муниципальной функцией по предоставлению земельных участков не наделено. Кроме того, в силу прямого законодательного запрета МКУ "Черноморское ЖКХ" не вправе распоряжаться земельным участком (его частью), предоставив в аренду иным лицам как на торгах (часть 7 пункта 8 статьи 39.11. Земельного кодекса Российской Федерации), так и без их проведения (пункт 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, заявители апелляционных жалоб полагают, что судом первой инстанции не установлено, что сооружения сконструированы таким образом, что не позволяют провести их демонтаж без какого-либо ущерба для самой конструкции, осуществить их перенос или демонтаж, в случае окончания ярмарки или изменения дислокации торговых мест без существенных материальных потерь.
Судом первой инстанции не установлено допустимых доказательств сговора между участниками сделки, направленного на выделение земельного участка в аренду с последующим сокрытием этой сделки путем заключения ничтожных договоров. Также следует обратить внимание на тот факт, что границы земельных участков, якобы переданные в аренду, не определены в натуре, соответственно не определен объект аренды. Следует отметить, что кроме установленных павильонов по месту их установки отсутствуют ограждения и иные конструкции, препятствующие доступу на земельные участки. Что также свидетельствует о фактическом использовании исключительно мест для торговли, а не земельного участка в целом.
Также заявители апелляционных жалоб указывают на то, что прокурором не предоставлено, а судом первой инстанции не установлено ни единого нарушения ответчиками каких-либо разделов Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 года N 532.
Кроме того, по мнению апеллянтов, суд первой инстанции не принял во внимание, что решение N 210 от 11.09.2015 года Черноморского сельского совета Черноморского района Республики Крым "О проведении ярмарки строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым" принято с нарушением норм действующего законодательства. Данное решение не отменено, и не признано недействительным.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Нерсисян Гарика Гензеловича, Муниципального казенного учреждения "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство", Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым приняты к производству суда апелляционной инстанции и назначены к совместному рассмотрению.
10.04.2019 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" от Совета министров Республики Крым поступили пояснения на апелляционную жалобу, в которых третье лицо просит оставить решение суда без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 произведена замена судьи Остаповой Е.А. на судью Евдокимова И.В.
23.05.2019 участники процесса в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Муниципальным казенным учреждением "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (организатор ярмарки) заключены с индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Ганзеловичем (участник ярмарки) договоры от 09.01.2017 N N 12,13,14,15,16 о предоставлении торговых мест на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения (далее - Договоры).
Согласно разделу 1 Договора от 09.01.2017 N 12 Организатором ярмарки для участия в ярмарке строительных материалов Участнику ярмарки предоставлено торговое место N 1 в соответствии со Схемой размещения торговых мест на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Аналогичные положения о предоставлении торговых мест N N 2-5 предусмотрены разделами 1 Договоров от 09.01.2017 NN 13-15.
Размер оплаты за торговое место установлен фиксированной суммой, оплата осуществляется по безналичному расчету платежным поручением путем перечисления Участником ярмарки денежных средств на расчетный счет Организатора ярмарки (раздел 3 Договора).
Срок действия Договора установлен в разделе 5 Договора, до 31.12.2021.
Прокуратурой Черноморского района Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства при проведении ярмарок на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ИП Нерсисяном Г.Г. возведен торговый объект, имеющий признаки капитального строения.
Из пояснений заместителя председателя Черноморского сельского совета следует, что Организатором ярмарки - МКУ "Черноморское ЖКХ" предоставлены участникам ярмарки для участия в ярмарке строительных материалов торговые места на территории Черноморского сельского поселения. При этом торговые места предоставлены в отсутствие расположенных на них строений.
Указанное, по мнению прокурора, свидетельствует о предоставлении Организатором ярмарки на длительный срок под видом права на организацию и проведение ежедневной ярмарки строительных материалов, земельных участков в пользование отдельным субъектам предпринимательства, что приводит к ограничению конкуренции и не поступлению в бюджет муниципального образования платежей за фактическое использование земельных участков.
По мнению прокурора, сторонами для сокрытия иной сделки - договора аренды недвижимого имущества, заключены спорные договоры от 09.01.2017 N N 12,13,14,15,16.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора Республики Крым в арбитражный суд с исковыми требованиями о признании недействительными договоров о предоставлении торгового места на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения, заключенные между Муниципальным казенным учреждением "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство и индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Ганзеловичем от 09.01.2017 N 12, N 13, N 14, N 15, N 16.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла к следующему.
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Согласно статье 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Согласно пункту 8 статьи 83 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, а именно:
- управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии е федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством;
- издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым;
- осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым;
- принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением, случаев, установленных пунктом 9 части 2 данной статьи.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы права требовать признания сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10).
Как установлено судом, данное исковое заявление предъявлено прокурором на основании пункта 4 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в защиту прав и законных интересов Республики Крым в лице Совета министров Республики Крым и Министерства транспорта Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, АПК РФ) начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регулируется порядок организации ярмарок и продажи товаров на них (далее - Федеральный закон N 381- ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 381-ФЗ ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
В силу части 6 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532 утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым.
В силу пункта 2 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532, ярмарка - мероприятие, проводимое по решению исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым для розничной продажи товаров, организуемое в определенном месте (вне пределов розничных рынков) и на установленный срок с целью повышения доступности товаров для населения; в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными: на универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
Торговое место - место на ярмарке (в том числе павильон, киоск, палатка, тележка, автолавка, автофургон, лоток, корзина), отведенное участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что между Муниципальным казённым учреждением "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" и Индивидуальным предпринимателем Нерсисян Г.Г. 09.01.2017 заключены договоры N N 12, 13,14,15,16 о предоставлении торгового места на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения.
Из пояснений заместителя председателя Черноморского сельского совета следует, что организатор ярмарки - МКУ "Черноморское ЖКХ" предоставило участникам ярмарки для участия в ярмарке строительных материалов торговые места на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения. Торговые места сдавались без строений.
При этом, в материалы дела было представлено Дополнительное соглашение N 3 от 27.11.2017 к договору N 14 от 09 января 2017 года о предоставлении торгового места на ярмарке по реализации строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения, заключенный межу МКУ "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым и ИП Нерсисян Г.Г., согласно пункту 2 которого стороны решили: Раздел 2 "Права и обязанности сторон" Договора дополнить пунктом 2.6: "2.6. Разместить торговый павильон на территории торгового места".
Однако, земельные участки, расположенные под ярмаркой являются собственностью муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, при этом какого-либо разрешения на размещение ответчиком торгового павильона на территории торгового места администрация не давала.
Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что названный пункт Дополнительного соглашения N 3 от 27.11.2017 к договору N 14 от 09.01.2017 года противоречит положениям пункта 2 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции относительно того, что организатором ярмарки фактически предоставляется земельный участок в постоянное пользование индивидуальному предпринимателю под видом договора о предоставлении торгового места.
Как верно указал суд первой инстанции, правоотношения, возникшие из заключенной между сторонами сделки, подлежат регулированию нормами, предусмотренными главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (аренда).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Суть правовой природы правоотношений аренды заключается в ограниченном во времени правом владения и пользования имуществом, необходимым арендатору, в том числе для осуществления хозяйственной или иной деятельности.
Способы защиты гражданских прав определены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными законами, одним из которых является признание сделки недействительной. Суд первой инстанции верно указал на право прокурора по обращению в арбитражный суд с требованием о признании сделки недействительной, поскольку обращение с таким иском преследует цель защиты интересов публично-правового образования и общественных интересов и сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемой сделкой.
В силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.
Согласно указанной норме права признаком притворности является отсутствие волеизъявления на ее исполнение у обеих сторон, а также намерение сторон фактически прикрыть другую сделку.
В пункте 87 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна.
В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
В пункте 88 Постановления N 25 указано, что применяя правила о притворных сделках, следует учитывать, что для прикрытия сделки может быть совершена не только одна, но и несколько сделок. В таком случае прикрывающие сделки являются ничтожными, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование апелляционных жалоб Муниципальное казенное учреждение "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство" и Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым указывают на то, что судом первой инстанции не установлены следующие обстоятельства.
Так, ответчиками указано, что исходя из качества оказываемых услуг торговли строительными материалами, а также учитывая расположение объектов, для торговли розничной скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах, Нерсисян Гариком Ганзеловичем было принято решение смонтировать, на представленных торговых местах, временные сооружения - павильоны для обслуживания посетителей. Указанные сооружения позволяют провести их демонтаж без какого-либо ущерба для самой конструкции, в случае необходимости, что позволяло осуществить их перенос или демонтаж, в случае окончания ярмарки или изменения дислокации торговых мест без существенных материальных потерь.
По мнению апеллянтов, названные объекты не являются капитальными, не имеют фундамента (смонтированы на существующей площадке), не имеет стационарных сетей. На указанный объект у Нерсисян Г.Г. нет прав, которые подлежали бы обязательной регистрации (права собственности) либо иных документов, которые бы закрепляли права за ним.
Кроме того, заявители апелляционных жалоб полагают, что индивидуальные предприниматели в рамках спорных договоров могут оснастить свое торговое место павильонами. Возможность оснащения торговых мест, выделенных для проведения ярмарки, павильонами - временными сооружениями для ведения хозяйственной деятельности, не противоречит спорным договорам. Границы земельных участков, якобы переданные в аренду, не определены в натуре, соответственно не определен объект аренды. Также указали на то, что кроме установленных павильонов по месту их установки отсутствуют ограждения и иные конструкции, препятствующие доступу на земельные участки, что также свидетельствует о фактическом использовании исключительно мест для торговли, а не земельного участка в целом.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами, поскольку считает их несостоятельными и такими, что не соответствуют представленным в материалы дела документам, а также ввиду следующего.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что между МКУ "Черноморское ЖКХ" с ИП Нерсисян Г.Г. заключены договоры N 12, 13, 14, 15, 16 о предоставлении торговых мест на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения сроком действия до 31.12.2021.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора организатор ярмарки предоставляет 1 (одно) торговое место в соответствии со схемой размещения торговых мест.
Согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 N 532 "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым" торговым местом является место на ярмарке (в том числе павильон, киоск, палатка, тележка, автолавка, автофургон, лоток, корзина), отведенное участнику ярмарки для осуществления деятельности по продаже товаров.
В тоже время, как установлено прокурором при проведении проверки, МКУ "Черноморское ЖКХ" предоставлены ИП Нерсисян Г.Г. исключительно земельные участки без вспомогательных торговых сооружений.
Под видом предоставления права на организацию и проведение ежедневной ярмарки на длительный срок организатор ярмарки фактически предоставляет земельные участки в пользование отдельным субъектам предпринимательства, что приводит к ограничению конкуренции и не поступлению в бюджет муниципального образования платежей по арендной плате за использование земельных участков.
Следует отметить, что ярмарка - это периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.
Как установлено судами обоих инстанций и не опровергалось ответчиками в ходе рассмотрения дела, деятельность ИП Нерсисян Г.Г. осуществляется регулярно на постоянной основе.
В ходе обследования территории с выездом на место и фотофиксацией совместно с организатором ярмарки установлено, что ИП Нерсисяном Г.Г. в коммерческих целях используется 5 земельных участков "торговых мест", произведен осмотр объектов, расположенных на территории, предоставленной в пользование ИП Нерсисяну Г.Г., в ходе которого установлено, что строения, возведенные на указанных земельных участках, имеют признаки капитальных строений, а именно - фундамент, как усматривается из акта осмотра, который имеется в материалах дела.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, положения пункта 2.6 Дополнительного соглашения N 3 от 27.11.2017 к договору N 14 от 09.01.2017 года, согласно которому стороны решили разместить торговый павильон на территории торгового места, противоречат положениям пункта 2 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Республики Крым.
Какого-либо разрешения на постройку и размещение строений органами местного самоуправления района не выдавались, в схему дислокации нестационарных торговых объектов возведенное ИП Нерсисян Г.Г. строения (сооружения) не вносилось.
Самовольное возведение индивидуальным предпринимателем торговых павильонов для осуществления постоянной торговой деятельности на занимаемом земельном участке фактически подтверждается отзывом МКУ "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство".
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в обоснование апелляционных жалоб заявители указывают исключительно на несостоятельность доказательств, при этом, не оспаривая возведение сооружений индивидуальным предпринимателем на занимаемом земельном участке и факт постоянной торговой деятельности.
Учитывая, что действительная воля сторон договора направлена на заключение договора аренды, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что договоры о предоставлении торгового места на ярмарке строительных материалов на территории Черноморского сельского поселения, заключенные между Муниципальным казенным учреждением "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство и индивидуальным предпринимателем Нерсисян Гариком Ганзеловичем от 09.01.2017 N 12, N 13, N 14, N 15, N 16 являются недействительными.
В силу положений части 1, пункта 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обязательно соблюдение конкурсных процедур при заключении предприятием сделок, предусматривающих передачу в аренду третьим лицам недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно того, что ответчики нарушили требования статьи 295 ГК РФ, статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", процедуру передачи собственности в аренду (пользование) и в отсутствие соответствующего согласия собственника.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2019 по делу N А83-10179/2018.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Заместителем прокурора Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым исковые требования в полном объеме, в связи с нарушением ответчиками интересов Республики Крым.
Оценивая, изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, апелляционным судом не установлено, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 января 2019 года по делу N А83-421/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Нерсисян Гарика Гензеловича, Муниципального казенного учреждения "Черноморское жилищно-коммунальное хозяйство", Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.