Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 сентября 2019 г. N Ф10-3964/19 настоящее постановление оставлено без изменения
31 мая 2019 г. |
Дело N А83-6256/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А. и Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Замятиной М.О.,
при участии представителей:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" - Гуровой Ирины Александровны по доверенности от 09.01.2019 N 052-Д, Мухина Сергея Владимировича по доверенности от 09.01.2019 N 164-Д,
от федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" - Влаха Евгения Геннадьевича по доверенности от 10.01.2019 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 декабря 2018 года по делу N А83-6256/2018 (судья Ищенко И.А.),
по исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" к государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" о разрешении разногласий, возникших при заключении государственного контракта энергоснабжения
установил:
федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэнерго" об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта энергоснабжения от 10 ноября 2017 года N 4329/36 по условиям, содержащимся в приложении N3.1.а и приложении N7.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.12.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда о том, что срок действия контракта истек, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению, являются несостоятельными, так как у ГУП Республики Крым "Крымэнерго" имеются претензии финансового характера к истцу, суть которых вытекает из неурегулированных разногласий. Кроме того, истец обратился с иском об урегулировании разногласий в соответствии с требованиями закона - в течение 6 месяцев с момента их возникновения.
По мнению апеллянта, документы о конкретных объектах электроэнергетики подтверждают, что объекты электроэнергетики ШС-6, ШС-9, ШУ жилого дома, КЛ-0,4 от ШУ жилого дома не принадлежат истцу и являются объектами с признаками бесхозяйного имущества.
Иные доводы и обоснования изложены в апелляционной жалобе.
От ГУП Республики Крым "Крымэнерго" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.05.2018 до 28.05.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Представитель ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ГУП Республики Крым "Крымэнерго" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считают его законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2017 года от ГУП РК "Крымэнерго" в ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" поступил проект государственного контракта энергоснабжения N 4329/36 на период октябрь - декабрь 2017 года.
7 ноября 2017 года был подписан протокол разногласий к указанному проекту договора энергоснабжения, 10 ноября 2017 года в ГУП РК "Крымэнерго" был направлен проект государственного контракта энергоснабжения, который был подписан с протоколом разногласий. 17 ноября 2017 года в ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" поступило письмо из ГУП РК "Крымэнерго" (исх. N 86/1-1023-5535 от 7 ноября 2017 года), в котором ответчик отклонил протокол разногласий санатория и направил протокол согласования разногласий, спорные положения которого не были согласованы ГУП РК "Крымэнерго".
С целью урегулирования возникших разногласий ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" передало их на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, а именно 16 апреля 2018 года.
Спор по условиям, содержащихся приложении N 3.1.а (Перечень точек поставки, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию и мощность потребителей, присоединенных к сетям ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии", рассчитывающихся по прямым договорам с гарантирующим поставщиком) и приложении N 7 (Акт N 015/2193/266/18 от 30.01.2018 разграничения эксплуатационной ответственности сторон) возник в связи с тем, что через принадлежащие ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" сети присоединен жилищный фонд.
При этом истец сослался на то, что объекты электроэнергетики, находящиеся на праве оперативного управления ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии", через которые опосредовано получает электроэнергию не принадлежащий санаторию жилищный фонд, заканчиваются на конце электрокабеля (ААБ 3*95+1*35 L=440-м), выходящего к объекту ШС-9 и кабеля (ААБ 3*95+1*35 L=330-м), присоединенным к прибору учета электроэнергии N 114248389, находящегося в ШС-6, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.01.2017 N 90:25:040103:788-90/090/2017-2 на указанный кабель. Объектов потребления электроэнергии санатория "Ратник", находящихся за пределами приборов учета N 114248389 и N 111107323, установленных на указанных кабелях, не имеется.
Согласно актов разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющихся приложениями N 6 и N 7 к государственному контракту N 4329, ГУП РК "Крымэнерго" включило в наименование электроустановок (оборудования) заявителя, а следовательно, и в границы балансовой и эксплуатационной принадлежности санатория "Ратник" такие объекты, как ШС-6, ШУ жилого фонда, КЛ-0,4кВ от ШУ жилого дома к нагрузке, ШС-9, однако истец возражает против включения указанных объектов в наименование электроустановок (оборудования), поскольку данные объекты санаторию не передавались, из публичной кадастровой карты и схем электросети усматривается, что данные объекты находятся за пределами электросети и земельного участка санатория.
Таким образом, истец полагает, что для приведения приложения N 7 нормам действующего законодательства, волеизъявлению стороны при заключении договора и целям договора необходимо из указанного приложения исключить объекты, не принадлежащие санаторию: ШС-6, ШУ жилого фонда, КЛ-0,4кВ от ШУ жилого дома к нагрузке, ШС-9 и определить границу балансовой принадлежности потребителя, там же должен осуществляться учет по приборам учета электроэнергии N11203682, N114248389, N 711270307253389, N 0711270307927792, что и предполагает редакция данного приложения в протоколе разногласий санатория.
Разделом 6 контракта определен порядок расчетов за потребленную энергию, подпунктом 6.3 контракта определено, что стоимость потребленной энергии в расчетном периоде определяется исходя из количества потребления энергии (мощности), определенного согласно разделу 5 контракта.
Согласно подпункту 5.4 контракта сведения об элементах средств коммерческого учета энергии, используемых для расчетов по контракту, приведены в приложении N 3.1 к контракту.
Приложением N 3.1 определено, что для потребителей жилищного фонда по Кореизскому шоссе д.2 определен прибор учета N 114248389 в качестве расчетного и переучетного к общему прибору учета N 111203682, для потребителей жилищного фонда по Севастопольскому шоссе, д. 47 определен прибор учета N 111107323 в качестве расчетного и переучетного к общему прибору учета N 111203682.
Однако учет потребленной электрической энергии ГУП РК "Крымэнерго" ведет согласно приложению N 3.1.а, данные, указанные в строках 3 и 4 которого прямо противоречат данным, указанным в приложении N 3.1. В приложении 3.1.а в строках 3 и 4 прописано, что приборы учета N 114248389 и N 111107323 являются переучетными от общего расхода по открытым лицевым счетам.
Таким образом, при производстве расчетов потребленной ГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" электрической энергии по государственному контракту N 4329 ГУП РК "Крымэнерго" учитывает разницу между показаниями индивидуальных приборов учета электрической энергии абонентов жилищного фонда, имеющих опосредованное присоединение к сетям ГУП РК "Крымэнерго", через электрические сети ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" и заключивших договоры энергоснабжения непосредственно с ГУП РК "Крымэнерго" и приборами учета электрической энергии, находящихся на сетях ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" под номерами N 114248389 и N 111107323.
В указанном случае учитывается электрическая энергия за пределами сетей ГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" и предъявляется, как потребленная электрическая энергия ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии".
Ввиду того, что в процессе досудебного урегулирования разногласий по условиям контракта не согласованными остались редакции приложения N 3.1.а и приложения N 7 контракта, истец обратился с настоящим иском в суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Рассматриваемый контракт в силу статьи 426 ГК РФ относится к публичным договорам, поэтому на него распространяются требования пункта 3 статьи 539 Кодекса, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
К таковым относятся Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), а также Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Абзацем 3 пункта 2 Правил N 861 предусмотрено, что границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В силу абзаца 3 пункта 2 Основных положений N 442 граница балансовой принадлежности, по общему правилу, определяет точку поставки в отношениях по договору энергоснабжения.
Согласно актов разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющихся приложениями N 6 и N 7 к государственному контракту N 4329, ГУП РК "Крымэнерго" включило в наименование электроустановок (оборудования) заявителя, а следовательно, и в границы балансовой и эксплуатационной принадлежности санатория "Ратник" такие объекты, как ШС-6, ШУ жилого фонда, КЛ-0,4кВ от ШУ жилого дома к нагрузке, ШС-9, которые находятся за пределами электросети санатория и земельного участка санатория.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил N 861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
При этом, для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Как подтверждается материалами дела, истец не является владельцем спорных кабельных сетей, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие данный факт, наоборот, представленные неоднократные обращения истца и ответы на них свидетельствует о том, что кабельные линии от ТП-266 до жилищного фонда находятся не в зоне ответственности истца, а являлись бесхозяйными,
По распоряжению Совета Министров Республики Крым от 19.02.2019 N 172-р "О принятии в государственную собственность Республики Крым объектов бесхозяйного имущества" объекты бесхозяйного имущества КЛ-0,4 кВ ШС-9-ШС-11ТП-266, КЛ-0,4кВ ШС-9-ШС-ж.д, КЛ-0,4кВ ШС-6-ШС-8 ТП-266, КЛ-0,4кВ ШС-6-ж.д., ШС-9,ШС-10, ШС-11, ШС-12 по адресам: г.Ялта, пгт Кореиз, Кореизское шоссе,2Г, г.Ялта, пгт Кореиз, Кореизское шоссе,2А, г.Ялта, пгт Кореиз, Кореизское шоссе,2Л, г.Ялта, пгт Кореиз, Севастопольское шоссе,47 приняты в государственную собственность Республики Крым и закреплены за ГУП РК "Крымэнерго" на праве хозяйственного ведения.
Следовательно, у ГУП РК "Крымэнерго" отсутствовали правовые основания для установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истца в отношении сетей, находящихся за пределами его земельного участка.
По мнению истца, противоречие воли стороны и целям договора заключается в том, что при подаче заявки ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" указывало, что желает заключить договор только на объекты санатория, а расчеты проводить по указанным в заявке приборам учета, и на протяжении всего времени своего существования, пытается разрешить спорную ситуацию. Что подтверждается заявками на заключение государственных контрактов и перепиской санатория с ГУП РК "Крымэнерго" на протяжении всего спорного периода. ГУП РК "Крымэнерго", являясь монополистом на рынке, навязывает санаторию условия договора со своей интерпретацией, с целью закрыть свои финансовые потери, во взаимоотношениях с абонентами жилых домов (жилищным фондом).
Как явствует из письма ГУП РК "Крымэнерго" от 06.03.2018 N 86/1-1023-217 ГУП РК "Крымэнерго" отказывается вносить соответствующие изменения, так как их принятие гарантирующим поставщиком будет означать соглашение с потерей в сетях.
Согласно статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Таким образом, в действиях ГУП РК "Крымэнерго" прямо усматривается злоупотребление правом, выраженного в попытке возложить на ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" потери в сетях, не принадлежащих санаторию.
Таким образом, границы балансовой принадлежности санатория "Ратник" проходят на концах кабельной линии электропередач протяженностью 839 погонных метров, которой владеет санаторий на праве оперативного управления. Данная кабельная линия располагается в пределах границ земельного участка, принадлежащего санаторию, что подтверждается схемой и документами на участки, приложенных к исковому заявлению.
Таким образом, для урегулирования возникших разногласий при заключении государственного контракта и приведению его в соответствие с нормами законодательства, действующего на момент заключения государственного контракта, необходимо изложить приложения N 3.1.а и N 7 в редакции санатория, которая изложена в протоколе согласования.
Судебная коллегия отклоняет ссылку суда первой инстанции на прекращение срока действия государственного контракта энергоснабжения от 10 ноября 2017 года N 4329/36.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковое требование об урегулировании разногласий возникших при заключении государственного контракта энергоснабжения от 10.11.2017 N 4329/36 в приложениях N 3.1а и N7 указанного контракта подлежит удовлетворению, принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 декабря 2018 года по делу N А83-6256/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" об урегулировании разногласий возникших при заключении государственного контракта энергоснабжения от 10.11.2017 N 4329/36 в приложениях N 3.1.а и N7 указанного контракта удовлетворить.
Приложение N 3.1.а к государственному контракту энергоснабжения от 10 ноября 2017 года N 4329/36 изложить в редакции ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии": "Перечень точек поставки, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию" графу "Наименование потребителя, адрес" в пунктах 3, 4 изложить в следующей редакции: "п.3. Общий расход по открытым лицевым счетам по адресу: пгт.Кореиз, ул. Кореизское шоссе, 2 согласно показаний прибора учета N 114248389; "п.4. Общий расход по открытым лицевым счетам по адресу: пгт. Кореиз, Севастопольское шоссе, д.47, д.51, 2Г согласно показаний прибора учета N 111107323". В графах 7 и 8 включить тип и номер приборов учета N 114248389 и N 111107323, как расчетных приборов учета электроэнергии с потребителями жилых фондов по адресу: пгт. Кореиз, Севастопольское шоссе, д.47, д51, 2Г.2.
Приложение N 7 к государственному контракту энергоснабжения от 10 ноября 2017 года N 4329/36 изложить в редакции ФГКУЗ "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии": "В Акте разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон определить границу эксплуатационной ответственности между Потребителем и потребителями жилого фонда (по адресу: пгт. Кореиз, ул. Севастопольское шоссе, 47, 51, 2Г) в месте установки прибора учета электроэнергии N 111107323, между Потребителем и потребителями жилого фонда (по адресу: пгт. Кореиз, ул. Кореизское шоссе, 2) в месте установки прибора учета электроэнергии N 114248389".
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" в пользу федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Ратник" войск национальной гвардии" 6 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" в доход федерального бюджета 3 000 рублей по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.