Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2019 г. N Ф06-52016/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
11 июня 2019 г. |
Дело N А65-39570/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей общества с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер" - Хомидуллина И.И. (доверенность от 01.06.2019), Савенко В.Е. (доверенность от 01.06.2019), Михайлишина В.В. (доверенность от 01.06.2019),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровиной Е.О. (доверенность от 29.12.2018),
представитель Средне-Волжское межрегионального управления государственного автодорожного надзора - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июня 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 апреля 2019 года по делу N А65-39570/2018 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер" (ОГРН 1081650017932, ИНН 1650184830) г.Набережные Челны,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г.Казань,
третье лицо:
Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора, г.Казань,
о признании незаконным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Транспортная Экспедиционная Компания "АК Барс Трансфер" (далее - заявитель, общество, ООО ТЭК "АК Барс Трансфер") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) с требованием об отмене и признании незаконным решения и предписания по делу N 08-112/2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства от 02.10.2018 (т. 1 л.д. 4-5).
По ходатайству антимонопольного органа суд объединил настоящее дело с делом N А65-39566/2018.
Определением суда первой инстанции от 25.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (далее - третье лицо, Средне - Волжское МУГАДН).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2019 по делу N А65-39570/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 65-76).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным решение и предписание УФАС по РТ по делу N 08-112/2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 82-84).
Антимонопольный орган и третье лицо апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзывах на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представители общества поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей общества и антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 08-112/2018 по признакам нарушения ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" (423809, РТ, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 49, кв. 1-2; ИНН 1650184830, ОГРН 1081650017932, дата регистрации юр. лица: 05.11.2008) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", вынесла решение от 02.10.2018 по делу N08-112/2018, в котором признала в действиях ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" (423809, РТ, г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 49, кв. 1-2; ИНН 1650184830, ОГРН 1081650017932, дата регистрации юр. лица: 05.11.2008) факт нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в недобросовестной конкуренции с перевозчиками межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляющими свою деятельность на основании проведенных конкурсных процедур (т.2 л.д.6-14) и выдала ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" предписание о прекращении нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (т.1 л.д.6).
Не согласившись с вынесенными актами, заявитель обжаловал их в Арбитражный суд Республики Татарстан, ссылаясь на не доказанность факта регулярных пассажирских перевозок в отсутствии карты маршрута
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Обязанность контролировать соблюдение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" возложена законом на Федеральную антимонопольную службу, которая вправе выявлять факты нарушения этого закона и составлять соответствующие процессуальные документы, для чего в составе указанного органа работают специалисты, в должностные обязанности которых входит проведение проверок и выявление нарушений.
Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) на рассмотрение поступило обращение Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - Средне-Волжское МУГАДН) (вх. N 23000 от 28.11.2017) по признакам нарушения антимонопольного законодательства ТЭК "Ак Барс Трансфер", выразившегося в осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан, без Свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (далее - Свидетельство), что не соответствует требованиям Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа" (далее - Закон 220-ФЗ), тем самым получая преимущество перед другими участниками рынка, которые получают данные Свидетельства, что имеет признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения указанного обращения, Управлением установлено, что на рынке пассажирских перевозок Республики Татарстан создана маршрутная сеть, и в соответствии с Законом N 220-ФЗ Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ проведены конкурсы на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов, по результатам которых определены перевозчики для каждого из 144 маршрутов перевозок и им выданы Свидетельства.
В ходе проведения проверок Средне-Волжским МУГАДН выявлены факты неоднократного осуществления ТЭК "Ак Барс Трансфер" перевозок пассажиров по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", входящим в транспортную сеть Республики Татарстан. При этом, ТЭК "Ак Барс Трансфер" в проведенных Минтрансом РТ конкурсах не участвовал, свидетельствами не обладает.
Указанные действия ТЭК "Ак Барс Трансфер" содержат признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, в части осуществления недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 -14.7 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа" свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей 4 статьи;
3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок.
В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России возбуждено дело (определение о назначении дела N 08-112/2018 от 28.05.2018 (исх.N ГШ-08/8540 от 28.05.2018).
В целях рассмотрения дела Определение о назначении дела N 08-112/2018 от 28.05.2018, к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства к рассмотрению был привлечен ТЭК "Ак Барс Трансфер".
В качестве заинтересованных лиц в рассмотрении дела привлечены:
- Средне-Волжское МУГАДН (420061, РТ, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 31 А), - Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан (420059, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 31 А;
- ООО "Автовокзал" "Восточный" (420066, РТ, г. Казань, проспект Ибрагимова, д. 89,пом. 34,35.);
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (420061, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 31а).
В пояснениях по заключению об обстоятельствах дела N 08-112/2018, ТЭК "Ак Барс Трансфер" выразило свое несогласие с выводами, указанными в заключении. Общество пояснило, что в своей деятельности не осуществляло и не осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан.
Данный довод ТЭК "Ак Барс Трансфер" обосновано признан Комиссией не соответствующим обстоятельствам дела, так как по результатам рассмотрения дела, совокупностью прямых и косвенных доказательств, сделан вывод о том, что ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", так как данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок; по установленным пунктам отправки; из соответствующих остановочных пунктов.
ООО "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань" поскольку данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок, по установленным пунктам отправки, из соответствующих остановочных пунктов.
Общество считает, что указанные выше "критерии", ничто иное как дата и время "расписание", маршрут и место подачи транспортного средства, которые в соответствии со статьей 27 Закона N 259-ФЗ отражены (включены) в договоре фрахтования (заказ-наряде), обусловлены большим спросом потребителей (пассажиров), на рынке пассажирских перевозок, именно в услуге перевозчиков по указанному маршруту и в указанное время и главное свободой в выборе перевозчика, например проверенного временем, надежном, отвечающим всем требованиям безопасности и комфортности, зарекомендовавшим себя за долгие работы на данном рынке.
Данный довод Комиссией обосновано признан несостоятельным, так как именно дата и время, маршрут и место подачи транспортного средства свидетельствуют о регулярности осуществления пассажирских перевозок, а не осуществления перевозок по заказу.
Законом Республики Татарстан от 26.12.2015 N 107-ЗРТ "О реализации Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N317 "Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", предусмотрено, что перевозчики, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки по маршрутам пригородного и междугородного сообщения, определяются по результатам открытого конкурса.
Реестр представляет собой единую информационную базу данных межмуниципальных маршрутов. Включению в Реестр подлежат сведения о всех фактически действующих или отмененных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) межмуниципальных маршрутах. Основанием для включения в Реестр является победа в конкурсе, который проводится Минтрансом РТ, по результатам которого выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам, определенным в конкурсной документации.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства издан приказ N 540 о проведении с 11.01.2018 по 08.02.2018 проверки соблюдения перевозчиками условий свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам, проходящим по территории Республики Татарстан.
Во исполнение вышеприведенного приказа Минтрансом РТ проведена проверка соблюдения ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" условий выданных свидетельств, в ходе которой установлено, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не выполняются регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам N 600, N 537, N 601, N 602 в отсутствие чрезвычайной ситуации в течение более 3-х дней подряд, что нашло отражение в актах проверки от 15.01.2018, 16.01.2018, 17.01.2018, 18.01.2018.
Выявленные Минтрансом РТ нарушения явились основанием для принятия решения N 1 о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок от 25.01.2018.
26.01.2018 Минтрансом РТ издан приказ N 47 о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории республики Татарстан.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" (ИНН: 1650184830) осуществляет деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, деятельность связанную с перевозками, соответственно. Управлением установлено, что маршрут "Казань - Набережные Челны - Казань" входит в транспортную сеть РТ, что подтверждается Реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Татарстан, размещенном на официальном сайте Минтранса РТ.
На основании информации полученной от Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, установлено, что на маршрут "Казань - Набережные Челны - Казань" Минтрасом РТ проводились конкурсы на определение лиц, которые будут осуществлять регулярные перевозки пассажиров по нему.
Для участия в конкурсе поданы заявки, по результатам которого выдались свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам N 535, 536, 537, 600, 601 "Казань (автостанция "Восточный") - Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) - Казань (автостанция "Восточный")" ООО "Автовокзал - "Восточный", 420066, РТ, г. Казань, пр-т Ибрагимова д. 89, пом. 34, 35. и по межмуниципальному маршруту N 504 Казань (автовокзал "Столичный") -Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) - Казань (автовокзал "Столичный") - ООО "Пригород", г.Зеленодольск, ул.Металлистов, д.6.
Таким образом, официальными перевозчиками по данному маршруту являются ООО "АВТОВОКЗАЛ ВОСТОЧНЫЙ" и ООО "Пригород", который в данном случае, взял на себя обязательства оказывать услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в соответствии с условиями договора с Минтрансом и Законом N 220-ФЗ, в том числе обязанности по заключению возмездного договора с автовокзалами.
ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не имеет действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В реестр регулярных перевозок по маршруту "г. Казань - г. Набережные Челны - г. Казань" сведения в отношении ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не включены.
ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" указано, что осуществляемые им перевозки пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань" не является регулярными, а осуществляется на основании заказов, по заключенным договорам фрахтования, в связи с чем, по мнению ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" не обязано получать Свидетельство, заключать договоры с автовокзалами и Минтрансом РТ, и участвовать в проводимом Минтрансом РТ конкурсе.
Законодательством Российской Федерации определены понятия регулярных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров по заказу.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Устава автомобильного транспорта.
В соответствии со статьей 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
На основании раздела II "Регулярные перевозки" Правил перевозки пассажиров и багажа регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Деятельность по организации пассажирских перевозок регулируется Федеральным законом от 13.06.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
По смыслу пункта 10 статьи 4 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам возможно только при наличии свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 26 Закона N 220-ФЗ в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включаются, в том числе сведения о регистрационном, порядковом номере маршрута, наименование, месте нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок.
Законом Республики Татарстан от 26.12.2015 N 107-ЗРТ "О реализации Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N317 "Вопросы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан", предусмотрено, что перевозчики, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки по маршрутам пригородного и междугородного сообщения, определяются по результатам открытого конкурса.
Реестр представляет собой единую информационную базу данных межмуниципальных маршрутов. Включению в Реестр подлежат сведения о всех фактически действующих или отмененных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан межмуниципальных маршрутах. Основанием для включения в Реестр является победа в конкурсе, который проводится Минтрансом РТ, по результатам которого выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам, определенным в конкурсной документации.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которым установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно статье 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Возможность осуществления перевозки по заказу предусмотрена статьей 27 Устава автомобильного транспорта, в которой указано, что транспорт для такой перевозки предоставляется на основании договора фрахтования, который должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Согласно пункту 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В разделе III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил перевозки пассажиров и багажа указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении N 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
Таким образом, исходя из положении Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки пассажиров и багажа отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются:
- установленного расписания перевозок;
- установленного маршрута следования перевозок;
- установленных пунктов отправки;
- остановочных пунктов;
-наличие разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок;
-включение перевозчика в реестр регулярных маршрутов.
Комиссией проведен анализ заказов-нарядов, путевых листов, на основании которых ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществлялись перевозки пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", из которых следует, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляло систематические перевозки пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань".
Согласно актам планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства N 326 от 24.11.2017, N 330 от 24.11.2017, N 294 от 22.11.2017, составленными Средне-Волжским МУГАДН, водители автобусов осуществляли перевозку пассажиров ежедневно (т.е. регулярно). ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" ежедневно осуществляло перевозку пассажиров с ж/д вокзала, что подтверждается объяснениями водителей, представленных в Актах планового (рейдового) осмотра, исследования, обследования транспортных средств, составленными Средне-Волжским МУГАДН.
Согласно объяснениям Афзалова М.М., водителя транспортного средства с гос. номерами Т331СК116, отраженным в Акте планового рейдового осмотра, обследования транспортного средства N 305 от 22.11.2017 содержится следующая информация: "Осуществлял перевозку пассажиров Казань - Наб. Челны, посадки пассажиров на ж/д вокзале, г. Казани, собирают деньги и обилечивают диспетчера, поездки осуществляю ежедневно".
Согласно пояснениям ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" сообщает, что не осуществляет предпринимательскую деятельность по осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам, входящим в транспортную сеть Республики Татарстан в рамках Закона ФЗ-220. Также сообщает, что ими осуществляется деятельность исключительно в области перевозок пассажиров по заказу, на основании договоров фрахтования (заказ-нарядов) заключенных с ИП Давлетшиным В.Н. на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров определенного круга лиц.
Однако, по факту ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" самостоятельно составляет списки пассажиров, забронировавших места для поездки по телефону либо через интернет.
Согласно расписанию, размещенному в мобильном приложении ООО "ТЭК Ак Барс Трансфер", представленному в жалобе ООО "Автовокзал Восточный" (вх. 8727/ж от 01.06.2018), у пассажира существует возможность в любое удобное время круглосуточно забронировать место для поездки.
Вышеуказанная информация также свидетельствует о том, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляет регулярные перевозки по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", входящему в транспортную сеть Республики Татарстан, а вышеуказанный Договор заключен лишь с целью создания впечатления и введения в заблуждение, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляются перевозки по заказу,
Также в приложении к жалобе ООО "Автовокзал Восточный" (вх. 8727/ж от 01.06.2018) представлены копии "пассажирских билетов на автобус", реализуемых по направлению "Казань - Набережные Челны - Казань", на которых указан перевозчик, а именно - "ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", персональные данные пассажира, время и дата отправки транспортного средства, время прибытия. Вышеуказанные билеты также подтверждают, что "ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляют именно регулярные перевозки, а не перевозки по заказу.
Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 22.05.2018 N 388 "Об утверждении Перечня мест на территориях муниципальных образований Республики Татарстан, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трех раз в течение одного месяца запрещаетс", однако ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" ежедневно осуществлял перевозку пассажиров с ж/д вокзала, что подтверждается объяснениями водителей, представленных в Актах планового (рейдового) осмотра, исследования, обследования транспортных средств.
Данный довод также свидетельствует о том, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляются не перевозки по заказу, а именно регулярные перевозки пассажиров.
С учетом вышеизложенного следует, что ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны - Казань", так как данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок; по установленным пунктам отправки; из соответствующих остановочных пунктов.
Средне-Волжское МУГАДН выявлено, что проверка личности пассажиров, заходящих в автобус, вопреки требованиям пунктов 91, 92 Правил перевозки пассажиров и багажа, не осуществлялась.
Согласно пункту 92 Правил, посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем, однако Средне-Волжским МУГАДН при осмотре ТС от 24.11.2017, государственным инспектором Шараповым Олегом Олеговичем установлено, что отсутствует список пассажиров при осуществлении перевозок по заказу по договору фрахтования, Ярмеева Разия Сулеймановна, 25.07.1954 г.р., проживает: Московская область, г. Электросталь, ул. Ленина, д. 35А, кв. 1, Пьянов Максим Александрович, 14.07.1984 г.р., проживает: г. Казань, ул. Мира, д. 45, кв.117 находятся в транспортном средстве без документов, удостоверяющих их право на проезд в данном транспортном средстве, что нарушает порядок допуска лиц к посадке в транспортное средство и противоречит требованиям безопасности.
Согласно пункту 62 приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 "Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан:
1) - обеспечить каждого водителя следующими документами:
- путевым листом;
- расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; - схемой маршрута с указанием опасных участков.
2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств,
соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Субъекты транспортной деятельности должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием движения транспортных средств на обслуживаемых ими маршрутах регулярных перевозок пассажиров, анализировать причины несоблюдения водителем расписания (графика) движения и при необходимости корректировать расписание (график) движения.
Ущерб добросовестным регулярным перевозчикам причиняется тем, что официальный перевозчик обязан следовать по своему маршруту в любом случае, так как осуществляет свою деятельность на основании публичного договора, что закреплено в части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Таким образом, добросовестный регулярный перевозчик несет убытки, так как обязуется осуществить рейс, даже в том случае, если билет приобрело всего 2 пассажира.
В ходе заседания Комиссией установлено, что водители ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", после посадки в транспортное средство далее собирали пассажиров по городу. Данные действия ставят в преимущественное положение ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер", так как официальные перевозчики ООО "Автовокзал Восточный" и ООО "Пригород" не имеют такой возможности в силу обязанности соблюдать установленные Министерством транспорта и дорожного строительства Республики Татарстан маршруты N 504, 535, 536, 537, 600, 601, 602 согласно которым, остановочные пункты установлены по адресам: г. Казань (автостанция "Восточный") и г. Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) и Казань (автовокзал "Столичный") - Набережные Челны (остановочный пункт на железнодорожном вокзале г. Набережные Челны) -Казань (автовокзал "Столичный").
Осуществление обществом предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", который входит в транспортную сеть Республики Татарстан, без Свидетельства и прохождения конкурсных процедур является актом недобросовестной конкуренции и предоставляет обществу преимущество перед другими участниками рынка, поскольку иные лица, занимающиеся аналогичным видом деятельности и которые прошли конкурсные процедуры и получили свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту, соблюдают законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров, и тем самым, ограничивают себя соответствующими обязательствами.
ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" под видом заказных перевозок фактически организовывал и осуществлял регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам "Казань - Набережные Челны -Казань" без участия в конкурсе и без оформления соответствующих разрешительных документов, что противоречит требованиям Устава автомобильного транспорта, Правил перевозки пассажиров и багажа, Закона Республики Татарстан от 26.12.2015 N 107-ЗРТ "О реализации Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляло предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением действующего законодательства.
Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить, что лицо, совершившее противоправное деяние, и другой хозяйствующий субъект являлись конкурентами, то есть присутствовали в одном сегменте товарного рынка; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).
Татарстанским УФАС России правильно установлено, что на рынке пассажирских перевозок действуют иные хозяйствующие субъекты, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, совпадающим с маршрутом "Казань - Набережные - Казань" и имеют соответствующие разрешительные документы.
Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции достаточно возможности (вероятности) причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации другого хозяйствующего субъекта (конкурента).
Поскольку ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" и иные хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевозке пассажиров являются конкурентами, деятельность ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" по осуществлению регулярных перевозок без включения в реестр и без получения разрешительных документов способно принести убытки иным хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Действия ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Внешне имитируя оказание услуг заказных пассажирских перевозок по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань", совпадающему с маршрутами ООО "Автовокзал Восточный" и ООО "Пригород" - перевозчиков межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляющих свою деятельность на основании проведенных конкурсных процедур и выданных Минтрансом РТ Свидетельств не могло не знать о наличии на рынке правомерно действующих конкурентов. Следовательно, целью поведения ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" являлось получение преимуществ в предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.
Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" правильно квалифицированы Управлением как недобросовестная конкуренция, поскольку перевозка пассажиров без утвержденного в установленном порядке расписания движения, без необходимости участия в конкурсе поставила общество в преимущественное положение перед третьими лицами, осуществляющими на данном маршруте перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами и на основании утвержденных расписаний.
Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Поэтому незаконное изъятие части пассажиров заявителем приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 22.04.2010 N 220 Управлением по результатам анализа конкуренции на рынке регулярных межмуниципальных перевозок транспортных перевозок по маршруту "г. Казань - г. Набережные Челны - г. Казань" за 2017- 2018 проведен аналитический обзор (далее - Анализ). По результатам проведения Анализа Управлением установлено следующее:
1. временной интервал исследования определен периодом с 01.10.2017 по 01.07.2018.
2. продуктовыми границами товарного рынка является рынок транспортных услуг по перевозке пассажиров.
3. ООО ТЭК "Ак Барс Трансфер" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров по маршруту "Казань - Набережные Челны - Казань" таким образом, географической границей рынка по оказанию транспортных услуг определена Республика Татарстан
4. На товарном рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров по соответствующим маршрутам осуществляют деятельность 2 хозяйствующих субъекта (ООО "Автовокзал Восточный" и ООО "Пригород").
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Довод общества о недоказанности нарушения опровергается представленными антимонопольным органом доказательствами.
Довод общества о нарушении охраняемого законом интереса, также опровергается представленными доказательствами указывающими на отсутствие у заявителя легального интереса, которому может быть представлена судебная защита.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.02.2019 по делу N А38-10434/2018, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как данное решение вынесено при других обстоятельствах дела.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 апреля 2019 года по делу N А65-39570/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.