г. Красноярск |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А33-24978/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17"июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "19"июня 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
при участии:
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "Немезида"): Кратько А.В., представителя по доверенности от 01.02.2019 N 7,
от ответчика (Администрации Центрального района в городе Красноярске):
Камахиной Н.С., представителя по доверенности от 29.12.2018 N 47
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Немезида" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" марта 2019 года по делу N А33-24978/2018, принятое судьёй Фроловым Н.Н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Немезида" (далее по тексту - общество, ООО "Немезида", заявитель) (ИНН 5034052246, ОГРН 1165034051005) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Центрального района в городе Красноярске (далее - ответчик) (ИНН 2466000962, ОГРН 1022402670366) о признании незаконными действий по сносу 04.06.2018 временного сооружения - павильона, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129.
Заявление принято к производству суда. Определением от 13.09.2018 возбуждено производство по делу.
Определением председателя судебного состава от 11.12.2018 судья Е.М. Чурилина по делу N А33-24978/2018 заменена на судью Н.Н.Фролова
Определением от 14.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СК Грантэк".
Определением от 14.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Лаптев Михаил Николаевич.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.03.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что отсутствие оснований к размещению временного сооружения не дает право административному органу осуществить демонтаж спорного объекта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 17.06.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 13.05.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 14.05.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Администрация города Красноярска (администрация) и индивидуальный предприниматель общество с ограниченной ответственностью "Немезида" (владелец) подписали договор на размещение временного сооружения от 09.09.2016 N 6014, в соответствии с пунктом 1.1. которого администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильона, в соответствии с номером 676 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 N 595, по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и настоящим договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
В силу пункта 1.2. договора срок действия договора устанавливается до 28.11.2016.
Согласно пункту 2.2.10 в течение 15 дней по окончанию срока действия договора либо с момента расторжения договора по иным основаниям демонтировать временное сооружение с восстановлением благоустройства соответствующей территории.
Дополнительным соглашением от 22.02.2017 N 1021К срок действия договора продлен до 01.01.2018.
Администрация г. Красноярска письмом от 14.04.2017 N 11-2416 уведомила общество с ограниченной ответственностью "Немезида" о расторжении с 17.07.2017 договора на размещение временного сооружения от 09.09.2016 N 6014 по пункту 5.3. договора в связи с предоставлением земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ г.Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.10.2018 по делу А33-16779/2017 суд отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Немезида" к Администрации города Красноярска о признании недействительным одностороннего отказа ответчика от исполнения договора N 6014 и о признании действующим указанного договора.
На основании договора на размещение временного сооружения от 09.09.2016 N 6014 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Немезида" (арендатор) подписали договор аренды земельного участка от 18.10.2016 N 1279, в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 03 00 271:0046, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул.Карла Маркса, 129, общей площадью 97,39 кв.м., в границах, указанных на плане Участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях размещения временного сооружения: павильона.
В соответствии с пунктом 2.1. срок аренды участка устанавливается с 16.09.2016 по 27.11.2016.
В силу пункта 4.4.9. договора после окончания срока действия договора арендатор обязан освободить арендуемый земельный участок, произвести демонтаж расположенных на участке временных сооружений, возвратить участок арендодателю.
Земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи с 03.08.2016.
Дополнением от 25.10.2016 N 4800 срок действия договора продлен по 26.10.2017.
Письмом от 29.05.2017 N 13724 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил ответчика о прекращении с 17.07.2017 действия договора аренды земельного участка от 18.10.2016 N1279 и просил в срок до 17.07.2017 освободить земельный участок.
Уведомлением от 26.06.2017 N 16030 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил ООО "Немезида" о том, что 17.07.2017 состоится передача земельного участка, в связи с чем, необходимо освободить земельный участок.
Уведомлением, направленным ООО "Немезида" 26.07.2017 администрация Центрального района г.Красноярска сообщила заявителю, что необходимо в тридцатидневный срок демонтировать временный объект - павильон, площадью 49,93 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, поскольку договор на размещение данного павильона расторгнут.
Согласно акту обследования от 17.07.2017 N 48 на земельном участке севернее жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, расположен павильон, белого цвета, площадью 49,93 кв.м., на момент составления акта собственник отсутствовал.
Согласно представленной в материалы дела схеме временное сооружение - павильон, площадью 49,93 кв.м., принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Немезида", находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252290.
Согласно актам о невыполнении условий уведомления от 05.09.2017 N 48-1, от 22.01.2018 N 22.01-7 условия уведомления не выполнены, временный павильон по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, площадью 49,93 кв.м. не демонтирован.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2018 по делу N А33-30661/2017, вступившим в законную силу, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Немезида" произвести демонтаж (снос) временного сооружения - павильона, общей площадью 49, 93 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Центральный район,ул. К. Маркса, 129 в течение двух недель с момента вступления настоящего решения в законную силу; суд решил предоставить Администрации Центрального района города Красноярска право осуществить демонтаж (снос) временного сооружения - павильона, площадью 49, 93 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул.Карла Маркса, д.129, за счет общества с ограниченной ответственностью "Немезида", со взысканием с него необходимых расходов в случае неисполнения настоящего решения в течение установленного срока.
31.05.2018 между администрацией Центрального района в г. Красноярске (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Лаптевым Михаилом Николаевичем (подрядчик) подписан муниципальный контракт N 20 на выполнение работ по демонтажу и сносу временных сооружений в Центральном районе г. Красноярска в 2018 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
05.06.2018 согласно акту о демонтаже N 05.06-1 были выполнены работы по демонтажу и сносу павильона ООО "Немезида", расположенному по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Марска, 129.
Согласно акту N 1 от 15.08.2018, подписанному между администрацией Центрального района в г. Красноярске (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Лаптевым Михаилом Николаевичем (подрядчик), подрядчиком осуществлены работы в рамках муниципального контракта N 20 от 31.05.2018, в том числе: выполнены работы по демонтажу и сносу павильона ООО "Немезида", расположенному по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Маркса, 129.
В материалы дела представлен технический паспорт павильона и отчет ООО "Независимая оценка" N 018030.2 от 04.05.2018 о рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для возведения торгового павильона, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, павильон N 676.
Заявитель, ссылаясь на то, что действия ответчика нарушают его права и законные интересы, причинили вред имуществу, обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), в свою очередь, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, общество оспаривает действия администрации по сносу 04.06.2018 временного сооружения - павильона, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Маркса, 129.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что основания для признания незаконными действий ответчика по сносу павильона отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего
По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования имуществом принадлежит собственнику данного имущества, либо уполномоченному последним лицу. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством использование не принадлежащего лицу имущества, в том числе путем размещения на нем каких-либо объектов, возможно только с разрешения собственника данного имущества или в силу закона. Размещение объекта в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушает права собственника на пользование, владение и распоряжение данным участком.
В то же время, в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95).
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
К временным сооружениям относится павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункт 16 пункта 4 Положения N 809).
Пунктом 8 Положения N 809 установлено, что продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, по общему правилу продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
Из материалов дела следует, что договор на продление размещения временного сооружения N от 09.09.2016 N 6014, являвшийся основанием для размещения временного сооружения заявителя, согласно вышеуказанного Положения, был расторгнут в одностороннем порядке с 17.07.2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.10.2018 по делу А33-16779/2017 суд отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Немезида" к Администрации города Красноярска о признании недействительным одностороннего отказа ответчика от исполнения договора N 6014 и о признании действующим указанного договора.
Договор аренды от 18.10.2016 N 1279 земельного участка, на котором был расположен павильон заявителя, действовал по 26.10.2017.
Письмом от 29.05.2017 N 13724 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил ответчика о прекращении с 17.07.2017 действия договора аренды земельного участка от 18.10.2016 N1279 и просил в срок до 17.07.2017 освободить земельный участок.
Уведомлением от 26.06.2017 N 16030 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил ответчика о том, что 17.07.2017 состоится передача земельного участка, в связи с чем, необходимо освободить земельный участок.
Уведомлением, направленным ответчику 26.07.2017 администрация центрального района г. Красноярска сообщила ответчику, что необходимо в тридцатидневный срок демонтировать временный объект - павильон, площадью 49,93 кв.м., по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, поскольку договор на размещение данного павильона расторгнут.
Согласно акту обследования от 17.07.2017 N 48 на земельном участке севернее жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, расположен павильон, белого цвета, площадью 49,93 кв.м., на момент составления акта собственник отсутствовал.
Согласно представленной в материалы дела схеме, временное сооружение - павильон, площадью 49,93 кв.м., принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "Немезида", находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:252290.
Согласно актам о невыполнении условий уведомления от 05.09.2017 N 48-1, от 22.01.2018 N 22.01-7 условия уведомления не выполнены, временный павильон по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, площадью 49,93 кв.м. не демонтирован.
После истечения срока действия договора аренды и расторжения договора на размещение временного сооружения доказательств подтверждающих наличия прав у ответчика на размещение павильона в материалы дела не представлено, наличие прав на земельный участок под павильоном по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, ответчиком не представлено.
Таким образом, в отсутствие доказательств наличия у ответчика иных правовых, договорных оснований на размещение павильона и использование земельного участка под ним, ответчик в спорный период размещал павильон в отсутствие законных оснований.
Доказательств наличия временного объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ответчик земельный участок не освободил и не возвратил его муниципальному образованию г. Красноярск после прекращения действия договора.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярске, утв. Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5. положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка, либо срок размещения которых истек;
- осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района;
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений (за исключением сноса самовольных построек в случае создания или возведения их на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, если земельные участки расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения).
Таким образом, принимая во внимание, что временное сооружение - павильон находился на земельном участке, расположенном в Центральном районе г. Красноярска, у администрации района имелись законные основания для сноса павильона заявителя.
Предметом регулирования Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г.Красноярска от 12.09.2013 N 471, являются действия уполномоченных лиц, направленные на самозащиту нарушенных прав муниципального образования и устранение нарушений собственными силами путем демонтажа временного сооружения без понуждения собственника (владельца) временного объекта к сносу данного сооружения и без причинения ущерба лицу, допустившему правонарушение законодательства (далее - Порядок).
Из содержания пункта 6 данного Порядка следует, что в случае, если владелец объекта известен, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об объекте, либо выявления его самостоятельно направляет ему заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает лично владельцу уведомление о необходимости освобождения земельного участка, устранения допущенных нарушений градостроительного законодательства, демонтажа объекта (далее - уведомление). В уведомлении указывается 7-дневный срок для выполнения владельцем работ по демонтажу объекта, который исчисляется с даты получения уведомления.
Письмом от 29.05.2017 N 13724 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил заявителя о прекращении с 17.07.2017 действия договора аренды земельного участка от 18.10.2016 N1279 и просил в срок до 17.07.2017 освободить земельный участок.
Уведомлением от 26.06.2017 N 16030 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска уведомил заявителя о том, что 17.07.2017 состоится передача земельного участка, в связи с чем, необходимо освободить земельный участок.
Уведомлением, направленным заявителю 26.07.2017 администрация Центрального района г. Красноярска сообщила ответчику, что необходимо в тридцатидневный срок демонтировать временный объект - павильона, площадью 49,93 кв.м., по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Маркса, 129, поскольку договор на размещение данного павильона расторгнут.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2018 по делу N А33-30661/2017, вступившим в законную силу, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Немезида" произвести демонтаж (снос) временного сооружения - павильона, общей площадью 49, 93 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Центральный район,ул. К. Маркса, 129 в течение двух недель с момента вступления настоящего решения в законную силу; суд решил предоставить Администрации Центрального района города Красноярска право осуществить демонтаж (снос) временного сооружения - павильона, площадью 49, 93 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул.Карла Маркса, д.129, за счет общества с ограниченной ответственностью "Немезида", со взысканием с него необходимых расходов в случае неисполнения настоящего решения в течение установленного срока.
В добровольном порядке решение суда ответчиком исполнено не было.
В связи с чем, 31.05.2018 между администрацией Центрального района в г.Красноярске (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Лаптевым Михаилом Николаевичем (подрядчик) подписан муниципальный контракт N 20 на выполнение работ по демонтажу и сносу временных сооружений в Центральном районе г. Красноярска в 2018 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
05.06.2018 согласно акту о демонтаже N 05.06-1 были выполнены работы по демонтажу и сносу павильона ООО "Немезида", расположенному по адресу: г.Красноярск, ул. Карла Марска, 129.
При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконными действий ответчика по сносу павильона, произведенных на основании вступившего в законную силу судебного акта у суда первой инстанции обосновано отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что отсутствие оснований к размещению временного сооружения не дает право административному органу осуществить по демонтаж спорного объекта.
Указанные доводы заявителя не основаны на нормах права.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2018 по делу N А33-30661/2017, вступившим в законную силу (резолютивная часть постановления суд апелляционной инстанции от 05.06.2018), и имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Немезида" произвести демонтаж (снос) временного сооружения - павильона, общей площадью 49, 93 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Центральный район,ул. К. Маркса, 129 в течение двух недель с момента вступления настоящего решения в законную силу; суд решил предоставить Администрации Центрального района города Красноярска право осуществить демонтаж (снос) временного сооружения - павильона, площадью 49, 93 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Карла Маркса, д.129, за счет общества с ограниченной ответственностью "Немезида", со взысканием с него необходимых расходов в случае неисполнения настоящего решения в течение установленного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты, принимаемыми государственными судами, являются обязательными для всех без исключения органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ответчиком решение суда в установленный законом срок не исполнено.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчиком решение суда в добровольном порядке не исполнено, у администрации района имелись законные основания для сноса павильона заявителя.
Работы по демонтажу и сносу павильона ООО "Немезида" были произведены 05.06.2018 (согласно акту о демонтаже N 05.06-1), то есть в пределах установленного решением суда срока) (в течение двух недель с момента вступления решения Арбитражного суда Красноярского края от 20.02.2018 по делу N А33-30661/2017 в законную силу (резолютивная часть постановления суда апелляционной инстанции от 05.06.2018).
Нарушений порядка сноса павильона судами не установлено.
Ответчик имел право до вступления в силу решения суда по делу А33-30661/2017 в административном порядке при наличии соответствующих обстоятельств совершить действия по демонтажу павильона.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного требования.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предприятия по оплате государственной пошлины в сумме 1500 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" марта 2019 года по делу N А33-24978/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24978/2018
Истец: ООО "НЕМЕЗИДА"
Ответчик: Администрация Центрального района в городе Красноярске
Третье лицо: ИП Лаптев М.Н., ООО "СК ГРАНТЭК", МУ МВД России Красноярское
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5120/19
24.10.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2996/19
19.06.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2996/19
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-24978/18