Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2019 г. N Ф07-11123/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А05-15500/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 июня 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2019 года по делу N А05-15500/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (ОГРН 1122901021099, ИНН 2907014841; адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Дзержинского, дом 53; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным отрицательного заключения от 06.11.2018 N 155 государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду обществу для заготовки древесины в Вельском лесничестве, утвержденного распоряжением министерства от 06.11.2018 N 1717р, и об обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения действий по утверждению положительного заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов для заготовки древесины на арендуемом лесном участке по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527 и принятию лесных деклараций от 15.10.2018 N 3-18/150, от 23.10.2018 N 3-18/157.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен территориальный орган министерства - Управление лесничествами в лице Вельского обособленного подразделения (ОГРН 1072907000946, ИНН 2907012629; место нахождения: 165150, город Вельск, Архангельская область, улица Революционная, дом 17а; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с данным решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы общество ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что внесение изменений в государственный лесной реестр на основании акта по форме 3 является основанием для внесения изменений в проект освоения лесов. Указывает на незаконное бездействие по невнесению изменений в Лесохозяйственный регламент лесничества, повлекшее необоснованный отказ в утверждении изменений в проект освоения лесов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От министерства и управления отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды лесных участков от 30.10.2009 N 527 (в редакции соглашения от 09.01.2013 N 2 о внесении изменений и дополнений) общество является арендатором лесных участков общей площадью 72 464 га, находящихся на землях лесного фонда, расположенных в Пуйском, Хозьминском, Судромском, Вельском участковых лесничествах Вельского лесничества Архангельской области.
Пунктом 7.1 договора срок его действия установлен по 23.10.2030.
Лесные участки, указанные в договоре аренды, переданы арендатору по акту приема-передачи от 30.10.2009.
Распоряжением министерства от 12.02.2014 N 69р утверждено положительное заключение государственной экспертизы от 12.02.2014 N 22 проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду обществу по договору N 527. Названным проектом освоения лесов срок его действия установлен по 2018 год.
Основой для разработки указанного проекта освоения лесов послужили, как отражено в данном проекте, в том числе материалы лесоустройства Вельского лесхоза 2001 года.
В период с 2014 года заготовка древесины на полученных в аренду лесных участках осуществлялась обществом в соответствии с названным проектом освоения лесов.
С письмом от 27.03.2018 общество направило министерству акты от 13.03.2018 N 1-7 и от 16.03.2018 N 8, 9 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, составленные по результатам обследования лесных участков в лесах Вельского лесничества, Пуйского участкового лесничества, в квартале 35, выделы 31, 33, 37, 38, 41, 43, 44, и в квартале 47, выделы 30 и 29.
Согласно указанным обследованиям на осмотренных лесных участках общий запас древесины превышает данные, отраженные в государственном лесном реестре.
Общество в письме от 27.03.2018 просило министерство в связи с выявленными расхождениями фактических данных о запасе древесины со сведениями государственного лесного реестра внести соответствующие изменения в документированную информацию названного реестра.
В дальнейшем общество обратилось в министерство с заявлением от 09.10.2018 о государственной экспертизе изменений в проект освоения лесов по договору аренды от 30.10.2009 N 527 в связи с уточнением таксационных характеристик лесоустройства Вельского лесничества 2001 года в соответствии с перечисленными выше актами несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Представленные на государственную экспертизу изменения в проект освоения лесов предполагают в таблице 6.3 (приложение 27 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки) "Ведомость лесотакционных выделов, в которых проектируется заготовка древесины" в состав эксплуатационных лесов добавить выделы 31, 33, 37, 38, 41, 43, 44 в квартале 35 и выделы 29 и 30 в квартале 47 Пуйского участкового лесничества.
Рассмотрев изменения в проект освоения лесов, экспертная комиссия министерства выдала заключение государственной экспертизы от 06.11.2018 N 155 о несоответствии изменений в проект освоения лесов законодательству Российской Федерации, а именно: пункту 33 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69), согласно которому внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества или условий договора аренды. Как указано в заключении, внесение изменений в государственный лесной реестр на основании акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не может быть основанием для внесения изменений в проект освоения лесов.
Данное заключение утверждено распоряжением министерства от 06.11.2018 N 1777р.
Кроме того, обществом в управление сданы лесные декларации от 15.10.2018 N 3-18/150 и от 23.10.2018 N 3-18/157, в которых заявлено об использовании в период с 26.10.2018 по 31.12.2018 и с 03.11.2018 по 31.12.2018 лесных участков в Пуйском участковом лесничестве.
Извещениями от 17.10.2018 N 1072 и от 24.10.2018 N 1088 управление уведомило общество об отказе в приемке указанных лесных деклараций на основании подпункта 4 пункта 2.11.1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов" в связи с несоответствием лесной декларации проекту освоения лесов, поскольку обществом допущено нарушение статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) - выделы 44, 41, 38, 33 в квартале 35 и выдел 29 в квартале 47 Пуйского участкового лесничества отсутствуют в проекте освоения лесов и не включены в ведомость лесотакционных выделов, в которых проектируется заготовка древесины и рекомендуемые способы лесовосстановления.
Не согласившись с отрицательным заключением государственной экспертизы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 89 того же Кодекса предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок).
В соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений и осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесных участков, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 ЛК РФ (пункт 1, подпункт 3 пункта 10 названного положения).
Согласно пункту 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 9 Порядка результат государственной экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Положительное заключение государственной экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение государственной экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу пункта 33 того же Приказа внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Пунктом 31 Приказа N 69 определено, что при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Как верно установлено судом первой инстанции, из представленных обществом на утверждение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов следует, что они вызваны внесенными в государственный лесной реестр изменениями таксационных характеристик лесоустройства Вельского лесничества 2001 года в отношении выделов 31, 33, 37, 38, 41, 43, 44 в квартале 35 и выделов 29 и 30 в квартале 47 Пуйского участкового лесничества.
Вместе с тем измененный лесохозяйственный регламент Вельского лесничества утвержден постановлением министерства от 22.10.2018 N 36п, которое вступило в силу с 01.01.2019. Таким образом, на дату подачи обществом на государственную экспертизу изменений в проект освоения лесов лесохозяйственный регламент Вельского лесничества Архангельской области с изменениями в отношении этих же лесных участков в силу не вступил.
Из материалов дела следует, что условия договора аренды лесного участка также не изменялись.
Как верно отметил суд первой инстанции, принимая доводы министерства, изменения, внесенные в государственный лесной реестр, не являются основанием для внесения изменений в проект освоения лесов. Установление несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, которое отражено в актах от 13.03.2018 N 1-7 и от 16.03.2018 N 8, 9, является основанием именно для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Данный вывод согласуется также с подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496, согласно которому документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является в том числе акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
В связи с изложенным апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что отрицательное заключение проведенной министерством государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов, представленных обществом, не может быть признано незаконным, поскольку соответствует пункту 33 Приказа N 69.
Доводы общества о том, что министерство не предприняло своевременных мер к внесению изменений в лесохозяйственный регламент Вельского лесничества на основании предоставленных обществом актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному освидетельствованию, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 4 той же статьи ЛК РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
Согласно пункту 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 (далее - Приказ N 72), внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях:
1) изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований;
2) принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений;
3) осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления);
4) выявления технических ошибок.
В соответствии с пунктом 18 Приказа N 72 при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях, поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Приказа.
Как верно указал суд первой инстанции, из положений Приказа N 72 не следует, что министерство незамедлительно после получения данных об изменении структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства или специальных обследований, обязано начать процедуру по внесению изменений в лесохозяйственный регламент.
В силу пункта 4 Приказа N 72 в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ, требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с пояснениями представителя министерства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поскольку лесохозяйственный регламент является сложным и многоинформативным документов, изменения в него вносятся периодически по мере накопления информации и данных об основаниях для внесения соответствующих изменений.
Довод заявителя о наличии в предыдущие периоды фактов внесения министерством изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств не может быть расценен в качестве доказательства необоснованности бездействия министерства по внесению спорных изменений в лесохозяйственный регламент Вельского лесничества, поскольку предмет и основания соответствующих изменений могут быть различны, разработка и внесение изменений в лесохозяйственные регламенты относится к полномочиям министерства и производятся в установленном порядке, доказательств нарушения которого в рассматриваемом случае в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции заявителя, само по себе невнесение министерством изменений в лесохозяйственный регламент Вельского лесничества на дату вынесения оспариваемого отрицательного заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов не свидетельствует о недействительности такого заключения.
Фактически, как установлено судом первой инстанции, изменения в указанный регламент министерством внесены, измененный лесохозяйственный регламент с 01.01.2019 вступил в силу.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя и признания незаконным заключения от 06.11.2018 N 155 государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду обществу для заготовки древесины в Вельском лесничестве, утвержденного распоряжением министерства от 06.11.2018 N 1717р, у суда первой инстанции не имелось.
Также апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возложение обязанности по принятию лесных деклараций в любом случае не может быть признано той мерой, которая направлена на устранение допущенного нарушения.
Из извещений об отказе в приемке лесных деклараций следует, что основанием для отказа в принятии лесных деклараций от 15.10.2018 N 3-18/150 и от 23.10.2018 N 3-18/157 послужило отсутствие выделов 44, 41, 38, 35 в квартале 35 и выдела 29 в квартале 47 Пуйского участкового лесничества в проекте освоения лесов (в ведомости лесотакционных выделов, в которых проектируется заготовка древесины и рекомендуемые способы лесовосстановления).
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, на дату представления обществом указанных лесных деклараций установленный пунктами 7 и 11 Порядка срок проведения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов и направления заключения лесопользователю (изменения в проект освоения лесов поданы на экспертизу 09.10.2018) не истек.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иная оценка обществом правовых норм и фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2019 года по делу N А05-15500/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15500/2018
Истец: ООО "Онего-Вельск"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничества в лице Вельского обособленогоподразделения