г. Ессентуки |
|
25 июня 2019 г. |
Дело N А61-5125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 июня 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Годило Н.Н. и Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.03.2019 по делу N А61-5125/2018 (судья Баскаева Т.С.), в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" обратилось в арбитражный суд с иском к министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) о признании самовольными постройками сооружения, строения на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39, расположенном в Республике Северная Осетия - Алания, р-н Пригородный, западная часть землепользования РГСП "Северное", граничащим с землями Республики Ингушетия, а именно: ангар (капитальное строение) для хранения инертных материалов размером 13х9 м, цех по производству кирпича (капитальное строение) размером 24х16 м и обязании в двухмесячный срок устранить нарушение в охранной зоне от оси газопровода "Северный Кавказ-Закавказье" путем сноса (демонтажа) указанных строений, сооружений (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Республике Северная Осетия - Алания", министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания, министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания и Долаков Борис Абукарович.
Решением от 27.03.2019 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявитель считает, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "Газпром" (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" (арендатор) (далее Общество) заключен договор аренды имущества N 01/1600-Д-80/18 от 30.11.2017, согласно которому арендодатель предоставляет во временное владение и пользование, принадлежащее ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т.д.), согласно перечням имущества (приложение N 2) к договору для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом.
Истец осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода ОАО "Газпром" на территории Республики Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республики Ингушетия, Ставропольского края и на территории Республики Южная Осетия.
По территории Республики Северная Осетия - Алания проходят магистральные газопроводы: "Моздок-Тбилиси" диаметром 700 мм, инв. N 995, введен в эксплуатацию в марте 1965 года, "Северный Кавказ-Закавказье" диаметром 1 400 мм, категория 2, инв. N 997, введен в эксплуатацию в сентябре 1986 года, "Октябрьское-Ольгинское" диаметром 500 мм, категория 2, инв. N 993, введен эксплуатацию в декабре 1966 года и "Октябрьское-Ольгинское-Чми" диаметром 530 мм, инв. N 996, введен в эксплуатацию в январе 1961 года.
Собственником газопроводов является ООО "Газпром" (с 17.07.2015 - ПАО "Газпром"), что подтверждается свидетельствами о регистрации права N АА 003124 от 28.07.2008, N АА 003125 от 28.07.2008, N АА 003118 от 28.07.2008 и N АА 003110 от 28.07.2008.
Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов от 28.04.2014 N А35-01214, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, участок магистрального газопровода Моздокского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" зарегистрирован обществом в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Регистрационный номер в Ростехнадзоре Регистрационный номер А35-01214-006).
Общество осуществляет транспортировку газа по газопроводу в соответствии с лицензией на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности N ВХ-00-014943 от 22.08.2014 (лист 4 пункт 7 Лицензии) на основании договора аренды имущества N 01/1600-Д-80/18 от 30.11.2017, заключенного между ПАО "Газпром" и обществом.
В соответствии с уставом общества и договором аренды, на общество возложена обязанность по эксплуатации арендованного у ПАО "Газпром" имущества объектов магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с правилами технической эксплуатации, промышленной безопасности, по осуществлению контроля за безопасностью эксплуатации имущества Единой системы газоснабжения Российской Федерации (далее по тексту - ЕСГ).
В силу статьи 2 Федерального Закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются, в том числе, производственные объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества-газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющими и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже. Согласно указанному закону магистральные трубопроводы отнесены к опасным производственным объектам, на которые в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Согласно статье 28 Федерального Закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" (далее - Закон N 69-ФЗ) на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (абзац 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ).
В определении Конституционного суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О указано, что подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
В статье 42 Земельного кодекса указано, что качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при её эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение безопасности.
Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (с изм. от 23.11.1994) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих природный газ - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, а также, без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта, запрещается возводить любые постройки и сооружения, высаживать деревья и кустарники всех видов, сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, производить всякого рода строительные, монтажные работы, планировку грунта.
Установление минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения обусловлено тем, что магистральные газопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. Минимальные допустимые расстояния от газопроводов до объектов различного назначения призваны обеспечить надежную эксплуатацию газопроводов и безопасность прилегающих объектов и людей.
Указанные требования являются обязательными для исполнения организациями трубопроводного транспорта, органами власти и управления, а также другими учреждениями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3 Правил). Аналогичные нормы содержатся и в Правилах охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
Исходя из вышеприведенных положений закона, следует, что строительство зданий, строений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, а также при согласовании такового с компетентным лицом, в частности, владельцем соответствующего газопровода.
В целях недопущения нарушений, истец регулярно предоставлял сведения о расположении газопроводов в органы местного самоуправления Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания (акт нанесения газопроводов на карты Пригородного района от 18.08.1994, 25.04.2006, 10.04.2008; реестр на вручение уведомлений о прохождении магистральных газопроводов и карты района масштаба 1:100000 с нанесенными на ней магистральными газопроводами, проходящими по данному району за 2006, 2008 и 2012 годы; акт N 1 к схеме расположения газопроводов ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" МЛПУМГ проходящих по землям Пригородного района от 09.02.2012 и 28.05.2015).
Указанная информация также публиковалась в выпусках газеты "Северная Осетия" N 84 от 19.05.2009, N 110 от 24.06.2010, N 207 от 13.11.2013, N 184 от 10.10.2015, N 53 от 30.03.2016, и N 143 от 09.08.2018.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ 15-360 учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
Актом обследования охранных зон и зон минимально допустимых расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 30.06.2016 N 2 выявлены нарушения охранной зоны и зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов "Октябрьское-Ольгинское", "Октябрьское-Ольгинское-Чми", "Моздок-Тбилиси", "Северный Кавказ-Закавказье" на территории Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания возле сельского поселения Кантышево.
Актом обследования охранных зон и зон минимально допустимых расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 30.09.2016 N 12 на 51,5 км МГ "Отябрьское-Ольгинское" Ду-500 мм; 51,5 км МГ "Окябрьское-Ольгинское-Чми" Ду-500 мм; 67,7 км МГ "Моздок-Тбилиси" Ду-700 мм; 67,7 км МГ "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм, повторно зафиксировано нарушение на земельном участке с ориентирами Республика Северная Осетия - Алания по направлению на запад от ориентира автодороги Моздок-Владикавказ, Пригородный район, с. Кантышево северо-западная часть кадастрового квартала, слева от а/дороги Кантышево-Далаково.
По результатам проверки установлено, что ангар (капитальное строение) для хранения инертных материалов размером 13х9 м и цех по производству кирпича (капитальное строение) размером 24х16 находятся в охранной зоне: "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм ангар на расстоянии - 7 м цех на расстоянии - от 1,5 м до 4 м; в зоне минимальных расстояний: МГ "Моздок-Тбилиси" Ду-700 мм на расстоянии - 47 м МГ "Октябрьское-Ольгинское-Чми" Ду-500 мм на расстоянии - 63 м МГ "Октябрьское-Ольгинское" Ду-500 мм на расстоянии - 79 м.
Указанные обстоятельства указывают на нарушение требований Закона N 69-ФЗ, пункта 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора N 9 от 29.04.1992, согласно которым охранная зона от оси газопровода составляет 25 м; "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" таб. N 4, позиция N 3, графа NN 3, 4 и 7 (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС) согласно которым охранная зона от оси газопровода составляет для: МГ "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм - 25 м зона минимальных расстояний составляет для: 1 МГ "Октябрьское-Ольгинское" Ду-500 мм - 50 м, 2 МГ "Октябрьское-Ольгинское-Чми" Ду-500 мм - 50 м, 3 МГ "Моздок-Тбилиси" Ду-700 мм - 100 м, 4 МГ "Северный Кавказ-Закавказье" Ду-1400 мм - 200 м.
Следовательно, ангар (капитальное строение) для хранения инертных материалов и цех по производству кирпича (капитальное строение) построены в нарушение охранной зоны МГ "Северный Кавказ-Закавказье" и зоны минимально допустимых расстояний от осей газопроводов "Моздок-Тбилиси", "Северный Кавказ-Закавказье", "Октябрьское-Ольгинское" и "Октябрьское-Ольгинское-Чми".
15 декабря 2017 года составлен акт обследования N 2, которым повторно зафиксировано вышеуказанные нарушения.
В целях устранения нарушения и получения информации истец вел следующую переписку: запрос в Администрацию местного самоуправления Пригородного района запрос от 05.09.2016 N 08-07-1374 о предоставлении информации о выдаче разрешительной документации; обращение в Администрацию местного самоуправления Пригородного района от 14.11.2016 N 08-02-1824 о предоставлении информации и принятии мер по устранению нарушения; обращение в Управление Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской республике и Республике Северная Осетия - Алания от 14.11.2016 N 08-02-1825 о предоставлении информации и принятии мер по возможному факту нарушения; запрос в Администрацию местного самоуправления Пригородного района запрос от 13.12.2017 N 08-07-309 о предоставлении информации о выдаче разрешительной документации; ответ Администрации Пригородного района от 17.03.2017 N 490/03-21 о том, что не предоставляла разрешительную документацию на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Согласно акту кадастрового инженера Федина С.Г. от 28.12.2017 N 27 спорные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39, расположенном в Республике Северная Осетия - Алания, р-н Пригородный западная часть землепользования РГСП "Северное", граничит с землями Республики Ингушетия. Собственника объектов капитального строительства кадастровому инженеру установить не удалось.
В соответствии с общедоступными официальными данными ЕГРЮЛ РГСП "Северное" прекратило свою деятельность 13.04.2012.
Письмом от 12.02.2018 N 08-14-268 истец обратился в министерство с просьбой о предоставлении информации и документов о землепользователе земельного участка с кадастровым номером 15:08:0020101:39, о том выдавалось ли разрешение на осуществление строительства на данном земельном участке и принятии мер к его устранению, на которое ответчик письмом от 20.03.2018 N 464 сообщил, что данный земельный участок находится в республиканской собственности и никакой разрешительной документации на осуществление строительства на него, не выдавалось.
Письмом от 12.02.2018 N 08-14-267 истец направил аналогичное обращение о предоставлении информации и принятии мер по устранению нарушения в администрацию Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, на которое последняя ответила, что не располагает информацией о земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39 и указала, что никакой разрешительной документации на строительство на этом земельном участке не выдавалось (ответ 23.03.2018 N 751/03-09).
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что строения и сооружения, расположенные на земельном участке, с кадастровым номером 15:08:0020101:39 возведены без получения необходимых разрешений, возведены на земельном участке, не предоставленном для строительства, а также с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Претензией от 03.05.2018 года N 08-02-720 истец предложил ответчику в добровольном порядке осуществить устранение нарушения, путем сноса (выноса) строений (сооружений) в срок до 15.06.2018.
Письмом от 15.06.2018 N 1135 ответчик подтвердил факт возведения спорных объектов на земельном участке, находящемся в республиканской собственности и в распоряжении министерства, отсутствие разрешительной документации на строительство, вместе с тем, отказался добровольно устранить нарушение.
Актом от 09.08.2018 N 4 зафиксировано, что после установления срока для добровольного устранения нарушение не устранено, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением.
Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации относит земельные участки под объектами системы газоснабжения к землям транспорта. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с пунктом 5 "Правил охраны магистральных трубопроводов" любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ могут выполняться только при получении разрешения от предприятия трубопроводного транспорта на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода по установленной форме.
В соответствии с абзацем 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1.6. СНиП 2.05.06-85* для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.
Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания является финансовым органом субъекта Российской Федерации, частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, согласно статьям 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации право требовать устранения нарушений своего права принадлежит собственнику, а также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с Договором аренды имущества от 30.11.2017 N 01/1600-Д-80/18 на газотранспортную организацию возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.
Поскольку истец является организацией, владеющей газопроводом по основанию, предусмотренному договором, то он вправе предъявить в суд требование об устранении нарушений препятствий в пользовании имуществом.
Условием удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании земельным участком является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушения своего права.
Негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности или иного вещного права у истца, наличие препятствий в осуществлении прав собственности, обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. Чинимые ответчиком препятствия должны носить реальный, а не мнимый характер.
Действия ответчика, допустившего строительство объектов в зоне минимально допустимых расстояний до магистрального газопровода, нарушают права собственника данного газопровода (ОАО "Газпром") и права владельца данного газопровода (ООО "Газпром трансгаз Ставрополь"), не позволяют использование газопровода с тем уровнем промышленной безопасности, которого требуют строительные нормы и правила, действующие на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Согласно разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 310- ЭС15-16773 разъяснено, что возведение объектов, возможно осуществлялось не ответчиком, в данном случае не имеет правового значения, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 24 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Из материалов дела следует, что правообладателем и распорядителем земельного участка с кадастровым номером 15:08:0020101:39 является ответчик, что последним не оспаривается.
Спорные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:39, возведены с нарушением без получения необходимых разрешений, что так же подтверждается ответами министерства (письмо от 20.03.2018 N 464) и администрации Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания (письмо от 12.02.2018 N 08-14-267), а также возведены на земельном участке, не предоставленном для строительства, с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Обязанность по осуществлению контроля за использованием земельного участка возложена на ответчика.
Установив, что истцом доказаны указанные выше обстоятельства, суд обосновано удовлетворил исковые требования.
Довод жалобы о том, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику, подлежат отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Доводы жалобы направлены на переоценку законных и обоснованных выводов суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении заявления.
У судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.03.2019 по делу N А61-5125/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-5125/2018
Истец: ООО "Газпром трансгаз Ставрополь"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А
Третье лицо: АМС Пригородного района, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО - А, Министерство финансов РСО - Алания, Правительство РСО - Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по РСО-Алания, ФГБУ "ФКП Росреестр"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8898/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5125/18
25.06.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2081/19
27.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5125/18