г. Москва |
|
05 июля 2019 г. |
Дело N А40-38065/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АРТ-СУВЕНИР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2019
по делу N А40-38065/19 (37-294), принятое судьей Скачковой Ю.А. в порядке упрощенного производства,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423, 125009, Москва, Газетный пер., д.1/12)
к ООО "АРТ-СУВЕНИР" (ИНН 7714266400, ОГРН 1037739102356)
о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды нежилого помещения от 03.10.2006 N 02-00343/06 за период с 01.05.2017 по 24.08.2017 в размере 138529,15 руб., неустойки (пени) за период с 06.05.2017 по 24.08.2017 в размере 4748,97 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Арт-Сувенир" (далее - Общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды нежилого помещения от 03.10.2006 г. N 02-00343/06 за период с 01.05.2017 по 24.08.2017 в размере 138529,15 руб., неустойки (пени) за период с 06.05.2017 по 24.08.2017 в размере 4748,97 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2019 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2019 по делу N А40-38065/19 (резолютивная часть) требования иска удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 03.10.2006 г. между Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) и Обществом (арендатором) был заключен договор аренды N 02-00343/06 (далее - Договор). по которому ответчику в аренду передано нежилое помещение общей площадью 81,50 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 9, корп. 1 (далее - Помещение).
Договор заключен сроком с 13.04.2006 г. до 30.06.2025 г. в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2015 г.)
Актом приема-передачи помещения от 25.08.2017 г. Помещение возвращено ответчиком иску. То есть с указанной даты Договора фактически прекращен.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п.6.4. Договора ответчик обязан вносить арендную плату ежемесячно не позднее 5-го числа первого месяца текущего квартала.
Материалами дела подтверждается, что ответчик ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению арендной платы, в результате чего за ним образовалась за период с 01.05.2017 по 24.08.2017, в результате чего образовалась задолженность в размере 138529 руб. 15 коп.
Так как ответчик не представил доказательств погашения долга, то Арбитражный суд города Москвы правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 138529,15 руб., поскольку в силу ст.ст. 309 и 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии п. 7.1. Договора при неуплате арендатором арендных платежей в установленные договором сроки начисляются пени по процентной ставке, равной 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Истец просил взыскать с ответчика неустойку за период с 06.05.2017 г. по 24.08.2017 г. в размере 4748,97 руб.
Расчет неустойки проверен судом и признан верным, выполненным на основании условий Договора. Данные требования были удовлетворены судом первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям ст. 330 ГК РФ и условиям заключенного Договора.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Ответчик в апелляционной жалобе сослался на то, что является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем имеет право на льготу по арендной плате.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что порядок определения ставки арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N809-ПП), постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N800-ПП).
Ответчик посчитал, что имеет право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы, поскольку является субъектом малого предпринимательства, арендует нежилое помещение, площадь которого не превышает 300 кв.м., Договор заключен без проведения торгов. Положениями постановления Правительства Москвы N 800-ПП ставка арендной платы в период с 01.01.2013 по 01.01.2017 г. была установлена в размере 3500 руб. за кв.м. в год, с 01.01.2017 г. в размере 4500 руб. за кв.м. в год.
19.11.2015 стороны заключили Дополнительное соглашение к Договору (далее - Дополнительное соглашение), согласно п. 1 которого срок действия Договора продлен до 30.06.2025 г.
Согласно п. 2 Дополнительного соглашения с 19.11.2015 ставка арендной платы за 1 квадратный метр в год установлена в размере 7532 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования помещением.
При этом ответчик не представил доказательств, что ему была предоставлена указанная льгота за спорный период.
Согласно п. 4.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ).
Условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ) на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Как указано в п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ), оказание поддержки субъектам малого предпринимательства должно производиться с соблюдением требований, установленных Законом N135-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ (введенной Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") по истечении срока договора аренды, указанного в ч.ч. 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Как указано выше, Договор был заключен без проведения торгов, что на момент заключения последнего не противоречило закону.
Однако, частью 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ установлено, что до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 настоящего Закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" часть 4 ст. 53 Закона N135-ФЗ утратила силу с 01.07.2013.
В случае продления срока действия Договора после 01.07.2013 Департамент в целях соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязан был руководствоваться ранее названной нормой, изложенной в ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
То есть, при заключении последующих соглашений о продлении срока действия Договора у Департамента отсутствовали законные основания для применения к Арендатору льготной ставки арендной платы, поскольку нормы закона обязывали Департамент при очередном продлении срока действия указанного договора аренды установить ставку арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением.
Дополнительное соглашение от 19.11.2015 о продлении срока действия Договора и изменении ставки арендной платы со льготной ставки на рыночную сторонами подписано, прошло государственную регистрацию, истцом не оспорено, протоколы разногласий с предложением альтернативной по содержанию редакции при подписании Дополнительного соглашения в адрес Департамента не направлялись.
Следовательно, стороны Договора пришли к обоюдному соглашению об изменении существенных условий Договора и приняли на себя обязательства по их исполнению, в том числе в части уплаты арендных платежей исходя из ставки арендной платы, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N424-ПП) решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Межведомственная комиссия).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции от 24.02.2015) с 1 января 2014 г. имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год предоставляется в том числе:
1.1. Субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
При этом исключений для указанных субъектов малого предпринимательства, позволяющих устанавливать льготную ставку арендной платы, минуя обращение в Межведомственную комиссию, законодателем предусмотрено не было.
На основании п. 2.1. Постановления N 800-ПП ставка арендной платы устанавливается субъектам малого предпринимательства (1.2. субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; 1.3. субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий) при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Таким образом, редакция от 24.02.2015 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП также обязывала субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, обращаться в Межведомственную комиссию с целью установления льготной ставки арендной платы. Однако получения заключения отраслевого органа исполнительной власти не требовалось. При этом соответствие иным критериям, установленным Постановлением Правительства Москвы N 424-ПП, для Общества, претендующего на льготную ставку арендной платы, является обязательным.
Как указано в п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции в редакции от 20.10.2015) с 01.01.2014 имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год предоставляется:
1.1. Субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
Так, пунктом 2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП установлено, что ставка арендной платы, указанная в п. 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно ст. 16 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за предоставлением поддержки.
В случае, если арендуемая площадь не превышает 300 кв.м., а условиями договора аренды установлено, что арендная плата определена по ставке на основании заключения независимого оценщика, льгота при уплате арендных платежей предоставляется арендатору не автоматически, а только по результатам обращения в Межведомственную комиссию, являясь преференцией, представление которой носит исключительно заявительный характер, в частности:
1) арендатору, желающему получить рассматриваемую преференцию необходимо во исполнение абз. 2 п. 1.1 обратиться в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства посредством подачи соответствующего заявления в Правительство Москвы либо Департамент;
2) в ходе рассмотрения поданного арендатором заявления от отраслевого органа исполнительной власти города Москвы в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства должно поступить заключение о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки конкретному Арендатору;
3) после чего данная Межведомственная комиссия должна, на основании представленного заключения отраслевого органа, принять решение о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.
В противном случае, отсутствие хотя бы одного трех из вышеперечисленных критериев, влечет не предоставление Департаментом преференции, влекущее начисление арендных платежей исходя из условий договорно-обязательственных отношений, связывающих Департамент и арендатора (то есть по ставке, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования спорным нежилым помещением).
Постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" редакция п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП претерпела изменения, а именно:
-с 01.01.2017 ставка арендной платы установлена в размере 4500 руб. за кв.м. в год;
-абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП утратил силу с 01.01.2017.
Несмотря на то, что данный абзац утратил силу, постановлением Правительства Москвы N 812-ПП в постановление Правительства Москвы N 800-ПП введен п. 1(1), по содержанию, идентичный утратившему силу абзацу.
Так, согласно п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП (действующему с 01.01.2017 по настоящее время) в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
На основании п. 2.1. постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции, действующей с 01.01.2017 по настоящее время) имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления.
В данном случае ответчик не представил доказательств, что Межведомственная комиссия предоставила ему льготу на спорный период.
Согласно п.п. 5.1 и 5.3 постановления Правительства Москвы N 424-ПП в целях принятия Межведомственной комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства направляют в Департамент или Межведомственную комиссию обращение с приложением подтверждающих документов:
При этом указанное решение подлежит ежегодному подтверждению в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено решением Межведомственной комиссии.
При принятии Межведомственной комиссией решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, арендная плата подлежит установлению со дня обращения в Департамент или Межведомственную комиссию за предоставлением имущественной поддержки в размере, рассчитанном исходя из минимальной ставки арендной платы за кв.м. объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы.
При принятии Межведомственной комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки арендная плата подлежит установлению с даты подачи Заявления.
По смыслу приведенных норм субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, должен представить в Департамент или Межведомственную комиссию пакет документов, предусмотренных п. 5.1 постановления Правительства Москвы N 424-ПП.
Ответчик не представил доказательств, что выполнил указанные требования закона для получения имущественной поддержки.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2019 по делу N А40-38065/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Арт-Сувенир" (ИНН 7714266400, ОГРН 1037739102356) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38065/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "АРТ-СУВЕНИР"
Третье лицо: УФНС России по городу москве