г. Санкт-Петербург |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А56-115764/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Ларионова Е.Ю. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13149/2019) Администрации муниципального образования "Пудомягское Сельское Поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской Области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 по делу N А56-115764/2018(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Комитета по строительству Ленинградской Области
к Администрации муниципального образования "Пудомягское Сельское Поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской Области
о взыскании
установил:
Комитет по строительству Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании средств субсидии в размере 4 563 433, 23 руб., предоставленные в рамках соглашения от 09.07.2015 N 2-п, о расторжении соглашения от 09.07.2015 N 2-п о предоставлении субсидии.
Решением суда от 28.03.2019 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, ввиду выполнения и принятия работ по муниципальному контракту от 10.10.2016, заключенному с ООО "Центр инженерных изысканий в строительстве" во исполнение соглашения.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Комитет представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации в связи со следующим.
Областным законом Ленинградской области от 22 декабря 2014 года N 96-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден областной бюджет Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Закон).
Приложением N 129 к указанному Закону является Адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2015 год (далее - Адресная инвестиционная программа).
Программной частью Адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2015 году государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области".
В том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы "Развитие инженерной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки" предусмотрено 225 000 000, 00 рублей, где Комитет по строительству Ленинградской области определен главным распорядителем бюджетных средств.
Постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407 утверждена Государственная программа Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", составной частью которой является подпрограмма "Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки" (далее - Подпрограмма).
Задачами Подпрограммы является оказание муниципальным образованиям Ленинградской области содействия в создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; оказание содействия муниципальным образованиям в строительстве объектов социального назначения или их приобретении в муниципальную собственность.
Согласно части 7 статьи 9 Закона, условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, критерии отбора муниципальных образований Ленинградской области для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 06.07.2015 N 260 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2014 года N 605 "О распределении на плановый период 2015 и 2016 годов субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в рамках подпрограммы "Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 260) объем субсидии, предусмотренный в областном бюджете для предоставление Пудомягскому сельскому поселению Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация МО, Муниципальный заказчик, Получатель бюджетных средств) составил 5 269 139, 0 рублей.
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на решение вопросов местного значения по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных гражданам в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 14.12.2012 N 401 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 8 Порядка и пункта 3.1 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 N 257 (далее - Правила) в качестве условий предоставления субсидий устанавливаются:
а) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение обязательств, софинансируемых за счет субсидий;
б) наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, соответствующие целям государственной программы Ленинградской области;
в) заключение муниципальным образованием в установленные сроки соглашения;
г) соблюдение муниципальным образованием минимальной доли расходов на финансирование расходных обязательств, софинансируемых за счет субсидий (далее - минимальная доля софинансирования);
д) соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, установленных пунктами 2-4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
е) отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений Ленинградской области;
ж) дополнительные условия, установленные Порядком предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 3.2 Правил Соглашение заключается по типовой форме, установленной главным распорядителем средств областного бюджета, в срок, установленный Порядком предоставления субсидий, но не позднее 1 апреля года предоставления субсидий (за исключением субсидий, указанных в пункте 4.7 настоящих Правил). Соглашение должно устанавливать в том числе:
а) объем субсидий, подлежащий предоставлению из областного бюджета;
б) значения целевых показателей результативности, а также (при необходимости) детализированные требования к достижению значений целевых показателей результативности;
в) значение минимальной доли софинансирования;
г) обязанность муниципального образования в случае недостижения значений целевых показателей результативности вернуть в областной бюджет средства в объеме, определяемом в соответствии с разделом 6 настоящих Правил;
д) обязанность муниципального образования по соблюдению фактической доли расходов бюджета муниципального образования на финансирование обязательств, софинансируемых за счет субсидий, в отчетном году;
е) сроки и порядок представления отчетов о достижении значений целевых показателей результативности;
ж) сроки и порядок представления отчетов о расходах бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
з) порядок осуществления главными распорядителями бюджетных средств контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
и) иные положения, предусмотренные настоящими Правилами, Порядком предоставления субсидий и нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области о мерах по реализации областного закона об областном бюджете.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Адресной инвестиционной программой, 09 июля 2015 года между комитетом по строительству Ленинградской области (далее - Комитет) и администрацией муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация МО) заключено соглашение N 2-п "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и/или по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (далее - Соглашение).
В соответствии с Постановлением N 260 и Соглашением в 2015 году Администрации МО перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в размере 5 269 139 руб.
Ссылаясь на нарушение Администрацией МО условий предоставления субсидии, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Комитетом требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств - Администрация МО обладает полномочиями по обеспечению результативности и целевого характера использования бюджетных средств.
Согласно пункту 3.2.10 Соглашения, Администрация МО осуществляет контроль и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках Соглашения.
Приложением 3 к Соглашению утвержден План мероприятий (дорожная карта), устанавливающий сроки реализации Администрацией МО мероприятий, предусмотренных Соглашением.
Пунктом 5 Плана мероприятий установлен срок завершения работ по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - в соответствии с заключенным контрактом.
В нарушение вышеуказанных условий Соглашения и норм бюджетного законодательства, Администрация МО не исполняет принятое на себя обязательство по достижению целевых показателей результативности использования субсидии с момента заключения Соглашения и по настоящее время, то есть более трёх лет.
Муниципальный контракт N 28/1 от 13.11.2015 с ООО "Проектный Институт Инженерной Инфраструктуры" (далее - проектировщик).
Предмет контракта - выполнение работ по проектированию инфраструктуры и системы электроснабжения участков ИЖС на территории дер. Шаглино Гатчинского района Ленинградской области в соответствии с Техническим заданием.
Стоимость контракта - 3 000 000 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 2 850 ООО руб. и 150 000 руб. за счет средств местного бюджета.
Срок контракта - 31.12.2015.
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 к муниципальному контракту срок исполнения контракта продлен до 31.12.2016.
На основании подписанного Акта о приемке выполненных работ от 07.12.2016 Администрацией МО произведена оплата в размере 3 000 000 руб., в том числе 2 850 000 руб. за счет средств областного бюджета.
Муниципальный контракт от 10.10.2016 с ООО "Центр инженерных изысканий в строительстве".
Предмет контракта - проведение комплекса изыскательских работ в границах проектирования объекта: "Транспортная инфраструктура и система электроснабжения участков ИЖС на территории дер. Шаглино Гатчинского муниципального района, Ленинградская область" и проведение экспертизы.
Стоимость контракта - 1 803 613, 92 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 1 713 433, 23 руб.
Срок контракта - 30 рабочих дней (22.11.2016).
На основании подписанного Акта о приемке выполненных работ от 25.11.2016 Администрацией МО произведена оплата в размере 1 803 613, 92 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 1 713 433, 23 руб.
Поскольку по Соглашению всего перечислено (по обоим муниципальным контрактам) средств областного бюджета - 4 563 433, 23 руб., то неиспользованный остаток субсидии в размере 705 705,77 руб. правомерно возвращен в областной бюджет Ленинградской области в январе 2017 года.
Однако, несмотря на то, что работы были приняты в соответствии с указанными Актами о приемке выполненных работ, условия муниципального контракта не выполнены.
Согласно письму Администрации МО от 08.06.2018 N 1127, направленному в адрес Комитета, проведение государственной экспертизы выполненного ООО "Проектный Институт Инженерной Инфраструктуры" проекта невозможно без наличия надлежаще оформленного проекта в электронном виде.
Кроме того, отсутствуют технические условия на электроснабжение жилого массива и уличного освещения.
Таким образом, поскольку до настоящего времени не произведена корректировка существующего проекта (при изменении технического задания и получения технических условий только на уличное освещение), отсутствует электронная версия проекта, следовательно, налицо неисполнение условий указанных муниципальных контрактов, заключенных в рамках Соглашения.
Согласно пункту 3.2.10 Соглашения Администрация МО, являясь муниципальным заказчиком, приняла на себя обязательства по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В нарушение условий Соглашения и норм бюджетного законодательства, Администрация МО не исполнила данные обязательства с момента заключения Соглашения и по настоящее время.
Таким образом, Администрацией не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности предоставления субсидий (приложение 2 к Соглашению), что свидетельствует о нецелевом использовании Администрацией МО средств субсидии.
Данный факт, в свою очередь, влечет ответственность, установленную действующим законодательством (пункт 4.1 Соглашения).
Согласно заключенному муниципальному контракту, доработка проектной документации с учетом замечаний, выданных ГАУ "Леноблгосэкспертиза", входит в работы, выполняемые проектировщиком по контракту.
Таким образом, в нарушение пункта 3.2.10 Соглашения и статей 309 и 310 ГК РФ, обязательства по обеспечению целевого показателя результативности и эффективному использованию субсидии, предоставляемой из областного бюджета, Администрацией МО не исполнены, что свидетельствует о неэффективном использовании Администрацией МО средств субсидии.
Ссылка на результаты работ по муниципальному контракта от 10.10.2016 с ООО "Центра инженерных изысканий в строительстве" отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная, поскольку условием предоставления субсидии является достижение в установленный срок конкретного показателя результативности, установленного Соглашением - завершение работ по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ("дорожная карта" от 09.07.2015).
Кроме того, в нарушение установленного статьей 34 БК РФ принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, условий муниципального контракта N 28/1 от 13.11.2015, между Администрацией и ООО "Проектный Институт Инженерной инфраструктуры" 07.12,2016 подписан акт о приемке выполненных работ, на основании которого произведена оплата в размере 3 000 000 руб., в том числе 2 850 000 руб. за счет средств областного бюджета; муниципального контракта от 10.10.2016, между Администрацией и ООО "Центр инженерных изысканий в строительстве" 25.11.2016 подписан акт о приемке выполненных работ, на основании которого произведена оплата в размере 1 803 613, 92 руб., в том числе 1713 433,23 руб. за счет средств областного бюджета.
Между тем, условия муниципальных контрактов не выполнены.
В силу пункта 3.2.10 Соглашения Администрация МО, являясь муниципальным заказчиком, приняла на себя обязательства по обеспечению целевого и эффективного использования средств, выделяемых в рамках Соглашения.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на Администрацию как на получателя бюджетных средств.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований бюджетного законодательства, а также предусмотренных Соглашением условий предоставления субсидии, обязательства по обеспечению целевых показателей результативности и эффективности использования предоставленной из областного бюджета субсидии в отношении объектов в дер. Шаглино Гатчинского муниципального района Ленинградской области Администрацией в установленный срок и до настоящего времени не исполнены.
В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как правомерно указал суд первой инстанции, нарушение Администрацией условий предоставления субсидии влечет за собой бесспорное взыскание в бюджет Ленинградской области.
На основании изложенного требования Комитета о расторжении Соглашения N 2-п от 09.07.2015 года о порядке предоставления субсидии и взыскании с Администрации средств субсидии в размере 4 563 433, 23 руб. являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, подателем жалобы не приведено. Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 по делу N А56-115764/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-115764/2018
Истец: КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПУДОМЯГСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16893/20
18.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11822/19
22.07.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13149/19
28.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-115764/18
01.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35761/18