г. Москва |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А40-312225/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
Е.В. Пронниковой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ВОСТОКИНВЕСТПРОЕКТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.04.2019 по делу N А40-312225/18 (84-2364)
по заявлению ООО "ВОСТОКИНВЕСТПРОЕКТ" (ОГРН 1177746703782)
к 1) Департаменту финансов города Москвы; 2) Префектуре ВАО г. Москвы
третье лицо: ГБУ "Жилищник района Гольяново"
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Утибкалиева С.Г. по дов. от 25.01.2019; |
от ответчика: |
1) Селедчик В.А. по дов. от 20.12.2018; Полищук Д.А. по дов. от 20.12.2018; 2) Борисенкова Ю.В. по дов. от 11.10.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Востокинвестпроект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту финансов г. Москвы с требованием о признании незаконным бездействия Департамента финансов г. Москвы, выразившееся в ненаправлении в Префектуру ВАО города Москвы письма о принятии необходимых мер для своевременной оплаты ГБУ "Жилищник района Гольяново" исполнительного листа серии ФС N 024534451 от 15.05.2018, выданного на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2018 по делу N А40-11619/18-114-86, признании незаконными действия Департамента финансов города Москвы по возобновлению 21.11.2018 операций по расходованию средств на лицевых счетах ГБУ "Жилищник района Гольяново" в связи с выемкой исполнительного листа, обязании Департамент финансов города Москвы приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах ГБУ "Жилищник района Гольяново" в связи с неисполнением решения Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2018 по делу N А40-11619/18-114-86, признании незаконными действия Префектуры ВАО города Москвы по приостановлению оплаты по исполнительному листу серии ФС N 024534451 от 15.05.2018, выданного на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2018 по делу N А40-11619/18-114-86, в связи с выемкой исполнительного листа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме ввиду отсутствия совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неполное исследование судом материалов дела, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 марта 2018 года Арбитражным судом города Москвы было вынесено решение по делу N А40-11619/18-114-86 о взыскании с Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Гольяново" в пользу ООО "Кенинг-Строй" задолженности в размере 24 637 340 (двадцать четыре миллиона шестьсот тридцать семь тысяч триста сорок) рублей 33 копейки.
14 мая 2018 года Арбитражным судом города Москвы на принудительное исполнение данного решения выдан исполнительный лист серия ФС N 024534451.
Определением Арбитражного суд города Москвы от 26 июля 2018 года по делу N А40-11619/18-114-86 ООО "Кенинг-Строй" было заменено в порядке процессуального правопреемства на ООО "Востокинвестпроект".
Таким образом, к ООО "Востокинвестпроект" перешло право требования к ГБУ "Жилищник района Гольяново" в размере 24 637 340 (двадцать четыре миллиона шестьсот тридцать семь тысяч триста сорок) рублей 33 копейки.
20 августа 2018 ООО "Востокинвестпроект" предъявило с целью взыскания задолженности с ГБУ "Жилищник района Гольяново" указанный исполнительный лист в Департамент финансов города Москвы (входящий N ИЛЮ-4563).
Как указывает заявитель, в срок до 01.10.2018 решение суда должно было быть исполнено, однако, требования, содержащиеся в исполнительном листе, на день подачи настоящего заявления не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП, Департамент финансов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, организации исполнения бюджета города Москвы, финансового обеспечения государственной службы, а также нормативно-правовому регулированию в области бюджетного процесса города Москвы.
В соответствии с возложенными полномочиями Департамент финансов города Москвы организует в установленном порядке исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства государственных учреждений города Москвы (пункт 4.9 Положения у.; исполняет судебные акты по искам к городу Москве о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов города Москвы или их должностных лиц, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 4.17 Положения).
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Указанный порядок является аналогичным порядком, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Частью 20 статьи 30 Федеральной закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлен порядок взыскания с бюджетных учреждений, в соответствии с которым, обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Обращение взыскания за счет средств бюджетного учреждения осуществляется на основании предъявленного взыскателем исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа.
Положениями частью 20 статьи 30 Федеральной закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ не предусмотрено исполнение судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств бюджетного учреждения, без исполнительного документа.
Указанный порядок исполнения судебного акта финансовым органом на основании предъявленного исполнительного документа не нарушают права заявителя, а наоборот, направлены на обеспечение его прав (определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 N 804-О).
Подпунктом 7 п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение установлено, что должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в финансовый орган платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа - абз. 2 пп.7) п. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ проведение кассовых операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений осуществляется органами Федерального казначейства или финансового органа субъекта РФ от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленного платежного распоряжения.
Следовательно, Департамент финансов города Москвы осуществляют платежи за счет бюджетных средств, средств бюджетных (автономных) учреждений не от своего имени, а от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленных ими платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 182 и частью 1 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнения судебных актов, к которым в частности относятся Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ), Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Статьей 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта и в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ (статья 241.1 - 241.6 БК РФ).
В статье 241.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N 804-О, положения БК РФ об исполнении судебных актов, предусматривающих взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не препятствуют исполнению судебных решений, а предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
Аналогичная позиция подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02. 03.2010 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации", с соответствии с которой, в установлении подобной специальной процедуры исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ, находит свое выражение принцип иммунитета бюджета, закрепленный статьей 239 БК РФ: исходя из правовой природы бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства, средства которого расходуются на государственные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на его территории, и из необходимости целевого расходования бюджетных средств, федеральный законодатель вправе и обязан установить такое правовое регулирование, которое препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета. Тем самым обеспечиваются реальные гарантии сохранности средств государства, которое в этих целях может прибегать к использованию судебной защиты своих прав.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в определениях от 01.10.2012 N 1984-О, от 08.02.2011 N 115-О-О, от 18.01.2011 N 46-0-0, от 18.01.2011 N 45-О-О) порядок исполнения судебных актов в случае обращения взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации, уже сам по себе является, по существу, добровольным. Перечисление денежных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в данном случае не принудительно (в рамках возбужденного исполнительного производства), а добровольно.
Решением от 27.03.2018 с ГБУ "Жилищник района Гольяново" в пользу ООО "КЕНИНГ-СТРОЙ" взысканы 24 637 340 рублей 33 копейки, из них: 23 117 741 рубль 22 копейки основной задолженности и 1 519 599 рублей 10 копеек процентов, 146 187 рублей расходов по государственной пошлине, а также проценты в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки, начисленные на сумму 23 117 741 рубль 22 копейки, начиная с 21 января 2018 года по день фактического исполнения обязательства.
Определением от 26 июля 2018 года ООО "КЕНИНГ-СТРОЙ" заменено правопреемником - ООО "Востокинвестпроект".
Обращение взыскания на средства бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ иной порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, законодательством не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ.
Пункт 2 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых взыскателем к исполнительному документу, а именно: заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, которое подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя.
20.08.2018 в Департамент ООО "Востокинвестпроект" поступил исполнительный лист ФС N 024534451, предусматривающий взыскание с ГБУ "Жилищник района Гольяново" (далее-Должник) в пользу ООО "Востокинвестпроект" задолженности.
23.08.2018 в соответствии с пунктом 6 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в адрес должника направлено уведомление N 4741 о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, что подтверждается уведомлением, представленным в материалы дела.
Предельный срок исполнения судебного акта - 03.10.2018 (указан в уведомлении).
04.10.2018 в связи с неисполнением Должником исполнительного листа в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления, в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника приостановлены.
20.11.2018 в связи с возбуждением уголовного дела N 1180245000500036 по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании постановления Преображенского межрайонного следственного отдела следственного управления по Восточному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета по городу Москве от 19.11.2018 произведена выемка исполнительного листа ФС N 024534451.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов.
Поскольку подлинник исполнительного документа ФС N 024534451 был изъят дальнейшие действия по исполнению указанного исполнительного документа в порядке, установленном. В связи с этим, оснований для дальнейшего приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника обоснованно не имелось.
В связи с чем, суд полагает, что Департамент действовал в строгом соответствии с порядком, установленным частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Действия Департамента финансов города Москвы по организации исполнения судебного акта по делу N А40-312225/18 совершены в строгом в соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ в пределах предусмотренных сроков, и не могут рассматриваться как незаконное бездействие по исполнению судебного акта.
Кроме того, Департамент финансов города Москвы не осуществляет непосредственное исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание за счет средств бюджетного учреждения, а организует их исполнение, так как непосредственное исполнение судебных актов осуществляет должник - бюджетное учреждение.
В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ внесены изменения в законодательные акты РФ, в настоящий момент бюджетные (автономные) учреждения не являются получателями бюджетных средств, а являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими свои доходы и самостоятельные обязательства (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).
Данные обстоятельства соответствуют позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 23.01.2013 N 03-03-06/4/6, все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие из бюджета на иные цели, а также доходы от приносящей доход деятельности являются собственными доходами бюджетного учреждения.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ проведение кассовых операций со средствами бюджетных (автономных) учреждений осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации от имени и по поручению указанных учреждений.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа (абзац 2 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).
Департамент финансов города Москвы санкционирует платежи за счет средств бюджетных (автономных) учреждений не от своего имени, а от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленных ими платежных документов, и не уполномочен самостоятельно без представления учреждением соответствующего платежного документа перечислять денежные средства с лицевого счета учреждения, в том числе не обладает полномочиями по принятию решений о формировании платежных поручений, указания о назначении платежа и сумм, подлежащих перечислению учреждением во исполнение исполнительного документа.
Аналогичные доводы в отношении органов федерального казначейства, которые осуществляют аналогичные функции в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений и федерального бюджета содержатся в письме Казначейства России от 31.07.2014 N 42-7.4-05/9.3-474.
Департамент в соответствии с частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ организует исполнение судебных актов в отношении государственных бюджетных (автономных) учреждений, а не осуществляет непосредственное исполнение судебных актов от своего имени.
Указанный порядок предусматривает самостоятельные действия бюджетного (автономного) учреждения по исполнению судебных актов.
Департамент, в отличие от кредитных организаций, которые наделены правом перечисления денежных средств со счетов должника на основании исполнительного документа без представления расчетных документов от должника, также не наделен полномочиями по списанию денежных средств с лицевых счетов должников -бюджетных (автономных) учреждений в принудительном порядке. Единственной обеспечительной мерой исполнения судебного акта, которою может применить Департамент финансов города Москвы при нарушении бюджетным (автономным) учреждением сроков исполнения исполнительных документов, является - приостановка до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - пункт 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 20.10.2010 N 10247/10, указанная приостановка операций, является временной ограничительной мерой, применяемой финансовыми органами к должнику, не перечислившему в установленный законом срок взыскателю то, что ему причитается. В свою очередь обязанность по исполнению судебного акта лежит не на финансовом органе, а непосредственно на самом должнике.
Таким образом, Департамент в соответствии с действующим законодательством предпринял все необходимые и законные действия по обеспечению исполнения данного судебного акта. Кроме того, суд учитывает особенности исполнения исполнительных документов, поступивших в порядке Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, которые предусмотрены Порядком санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, установленным постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП (далее-Порядок).
В соответствии с п. 1.1. Порядка, данный порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 10 сентября 2008 г. N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" и устанавливает порядок учета бюджетных обязательств, санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы (далее - получатели) и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы (далее - администраторы источников) и ведения лицевых счетов для учета операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденного законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (на соответствующий финансовый год и плановый период), а также регулирует осуществление финансовым органом внутреннего государственного финансового контроля путем санкционирования операций.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году
Согласно п. 4.2 Порядка получатели принимают бюджетные обязательства в соответствии с правовыми актами или путем заключения государственных контрактов, иных договоров, которые подлежат постановке на учет в финансовых органах.
Получатели принимают бюджетные обязательства в соответствии с правовыми актами или путем заключения государственных контрактов, иных договоров, которые подлежат постановке на учет в финансовых органах.
Бюджетные обязательства подлежат учету на лицевых счетах получателей.
К бюджетным обязательствам, кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, относятся обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, в форме взносов в уставные фонды (капиталы) юридических лиц; предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также субсидий юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; осуществлению платежей, взносов, безвозмездных перечислений в рамках исполнения договоров (соглашений) города Москвы; обслуживанию государственного долга; исполнению судебных решений; предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а также субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями.
Согласно п. 4.23 Порядка основанием для постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов по единовременным выплатам, является исполнительный документ и представленная получателем-должником в письменной форме информация об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы бюджета города Москвы по исполнению исполнительного документа, и платежный документ на оплату судебного требования в полном объеме или частично при наличии на лицевом счете должника остатка бюджетных ассигнований и/или лимитов бюджетных обязательств в объеме, не позволяющих осуществить оплату судебного требования в полном объеме.
Таким образом, исполнение присвоенного бюджетного обязательства возможно только при наличии предъявленного исполнительного документа.
В случае отсутствия исполнительного документа процедура постановки бюджетного обязательства к учету и дальнейшее его исполнение невозможно.
Как указывалось ранее, 20.11.2018 в связи с возбуждением уголовного дела N 1180245000500036 по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ, на основании постановления Преображенского межрайонного следственного отдела следственного управления по Восточному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета по городу Москве от 19.11.2018 произведена выемка исполнительного листа ФС N 024534451. 05.12.2018 указанный лист осмотрен и приобщен к материалам дела в качестве вещественного доказательства.
Следственный комитет Российской Федерации, согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Закон N 403-ФЗ), является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, одной из задач которого является организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 403-ФЗ сотрудник Следственного комитета Российской Федерации при осуществлении возложенных на него процессуальных полномочий вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.
Требования, поручения и запросы сотрудника Следственного комитета, предъявленные в пределах его полномочий, в силу статьи 21 УПК РФ, пункта 2 статьи 7 Закона N 403-ФЗ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами незамедлительно или в указанный в требовании (поручении, запросе) срок.
Согласно статье 38 УПК РФ следователь является, должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
ООО "Востокинвестроект" обратилось в Преображенский районный суд города Москвы с целью признания незаконным действий следователя, выразившихся в вынесении постановления о выемке указанного исполнительного листа ФС N 024534451.
Постановлением судьи Преображенского районного суда от 18.01.2019 в рамках рассмотрения дела N 3/12-17/2019 действия следователя признаны законными и обоснованными. При этом, в случае исполнения должником требований исполнительного листа ФС N 024534451 в полном объеме, то уголовная ответственность по ч. 4 ст. 159 УК РФ наступала бы как за оконченное преступление, в настоящее время следствием расследуется лишь покушение на совершение преступления, уголовная ответственность, за которое предполагает наказание гораздо меньшее, чем за оконченное преступление.
Таким образом, исполнительный лист ФС N 024534451 был отозван специфическим субъектом - следователем, действующим в рамках полномочий, предоставленных ему ст.38 УПК РФ, действия которого впоследствии были признаны соответствующими закону.
Как обоснованно указал суд, требование заявителя об обязании Департамента финансов города Москвы приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах ГБУ "Жилищник района Гольяново", в связи с неисполнением решения Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2018 по делу N А40-11619/18, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ не основано на законе (в качестве основания указана норма БК РФ, которая в данном случае не подлежит применению) и не подлежит удовлетворению, поскольку в связи с изъятием исполнительного листа, обращение взыскания на средства ГБУ города Москвы "Жилищник района Гольяново" не осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Обязание Департамента в принятии санкций в виде приостановления до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника к восстановлению прав заявителя не приведет, а лишь блокирует работу ГБУ города "Жилищник района Гольяново", являющего управляющей компанией целого района города Москвы и приведет лишь к ухудшению качества жизни жителей района Гольяново, в связи не возможностью осуществления финансово-хозяйственных операций, направленных на заключение государственных контрактов и договоров с ресурсоснабжающими организациями и иными контрагентами.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов недействительными.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как данным доводам судом первой инстанции дана правовая оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2019 по делу N А40-312225/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-312225/2018
Истец: ООО "ВОСТОКИНВЕСТПРОЕКТ"
Ответчик: Департамент финансов города Москвы, Префектура ВАО г. Москвы
Третье лицо: ГБУ "Жилищник района Гольяново"