г. Саратов |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А57-2911/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2019 года по делу N А57-2911/2019 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственность "Новация" (ОГРН: 1065836024253, ИНН: 5836311840, 440008, г. Пенза, ул. Пушкина, д. 15)
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН: 1036405000280, ИНН: 6450011003, 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78)
Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН: 1036405012346, ИНН: 6450067310, 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1)
о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении градостроительных планов земельных участков,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Полянского Г.Ю., действующего на основании доверенности от 09.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственность "Новация" (далее - ООО "Новация", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении заявителю - ООО "Новация" муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков" в отношении земельных участков с кадастровым номером 64:48:020358:1311, площадью 16636 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020358:1386, площадью 41 487 кв.м., выраженный в письме от 10.01.2019 г. N 05-07/1095-05-02, об обязании выдать заявителю градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311 и 64:48:020358:1386.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением от 28 мая 2019 года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным отказ Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившийся в отказе в подготовке градостроительных планов земельных участков с кадастровым номером 64:48:020358:1311, площадью 16636 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020358:1386, площадью 41 487 кв.м., изложенный в письме от 10.01.2019 г. N 05-07/1095-05-02.
Кроме того, суд обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и выдать ООО "Новация" градостроительные планы земельных участков с кадастровым номером 64:48:020358:1311, площадью 16636 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020358:1386, площадью 41 487 кв.м.
Суд также взыскал с Администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "Новация" расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Новация" отказать.
ООО "Новация" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.06.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя подателя жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Новация" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311 и 64:48:020358:1386, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Вид разрешенного использования земельного участка согласно Выпискам из ЕГРН от 01.02.2019 г., от 25.01.2019 г.: "многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями".
ООО "Новация" обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о подготовке градостроительного плана вышеуказанных земельных участков.
Письмом от 10.01.2019 года исх. N 05-07/1095-05-02 Администрация муниципального образования "Город Саратов" отказала в подготовке градостроительного плана указанного земельного участка.
Полагая данный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения уполномоченного органа об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдаётся в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ЕГРН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2).
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5).
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 названной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдаёт его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдаётся заявителю без взимания платы (часть 6).
В градостроительном плане земельного участка содержится информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения (пункт 13 части 3).
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N ВАС-1304/11.
Таким образом, с заявлением о выдаче градостроительного плана вправе обратиться собственник, пользователь либо иное заинтересованное лицо и уполномоченный орган обязан подготовить и выдать градостроительный план земельного участка на основании такого заявления.
Как указано выше, Общество обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о выдаче градостроительного плана (ГПЗУ) земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311 и 64:48:020358:1386, принадлежащих ООО "Новация" на праве собственности. К данному заявлению были приложены документы, подтверждающие право собственности на вышеуказанные земельные участки.
10 января 2019 года письмом N 05-07/1095-05-02 заместитель главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству и архитектуре было отказано в предоставлении муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков".
Отказ мотивирован следующим:
"Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 5 июля 2017 года N 1598 утвержден проект планировки территории (далее - ППТ) с проектом межевания (далее - ПМТ) в его составе части кадастрового квартала 64:48:020358, включающий, также, земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311; 64:48:020358:1386, по отношению к которым запрашиваются градостроительные планы.
На основании указанных ППТ и ПМТ:
- земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:1311 подлежит разделу на 2 земельных участка: с видом разрешенного использования - многоэтажный жилой дом и с видом разрешенного использования - объекты инженерно-технического обеспечения (трансформаторная подстанция);
- земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:1386 подлежит разделу на 7 земельных участков (далее - з/у) со следующими видами разрешенного использования: 4 з/у -многоэтажные жилые дома, 1 з/у - детский сад, 2 з/у - объекты инженерно-технического обеспечения (трансформации подстанции).
Кроме того, указанными ППТ и ГТМТ выделены части земельных участков для обеспечения проходов, проездов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 ГрК РФ документация по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания в его составе части кадастрового квартала 64:48:020358, включающий, так же, земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311 и 64:48:020358:1386), утвержденная постановлением администрации МО "Город Саратов" от 5 июля 2017 года N 1598, является основанием для образования, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", из земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311 и 64:48:020358:1386 девяти земельных участков.
Соблюдение указанной последовательности действий обеспечит подготовку градостроительных планов по отношению к земельным участкам, с характеристиками, соответствующими утвержденной документации по планировке территории и определению предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с требованиями статьи 38 ГрК РФ.
На основании вышеперечисленного в подготовке градостроительных планов земельных участков с кадастровым номером 64:48:020358:1311 площадью 16 636 м2, с кадастровым номером 64:48:020358:1386 площадью 41487 м2, местоположение: г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1 - отказано".
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности указанных оснований для отказа.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения данного Федерального закона. Пункт 1 части 1 его статьи 7 запрещает органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Градостроительный план земельного участка отражает всю имеющуюся информацию о конкретном земельном участке, содержит сведения о возможном его использовании. Сведения, включаемые в состав градостроительного плана земельного участка, перечислены в статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утверждённого постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 июня 2010 года N 1539 (далее - административный регламент) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Для предоставления муниципальной услуги требуется заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - заявление) (приложение N 1) (пункт 2.6.1 административного регламента).
К заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка прилагается документ, подтверждающий согласие, предусмотренный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН, представляются заявителем самостоятельно (пункт 2.6.2). Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, представляются заявителем самостоятельно (пункт 2.6.3).
В пункте 2.8 административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка) является непредставление документов, предусмотренных пунктами 2.6.2 и 2.6.3 регламента; поступление в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги; отсутствие документации по планировке территории, в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории. Выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что из земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020358:1311 и 64:48:020358:1386 должны быть образованы девять земельных участков. Соблюдение указанной последовательности действий, по мнению Администрации, обеспечит подготовку градостроительных планов по отношению к земельным участкам, с характеристиками, соответствующими утвержденной документации по планировке территории и определению предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с требованиями статьи 38 ГрК РФ.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
В рассматриваемом случае с учётом изложенных норм суд первой инстанции верно указал, что основания для отказа, предусмотренные пунктом 2.8 административного регламента, у Администрации отсутствовали. Доводы, приведенные заинтересованным лицом в оспариваемом отказе, не могут являться основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, поскольку указанная информация должна содержаться непосредственно в самом плане.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2019 года по делу N А57-2911/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2911/2019
Истец: ООО "Новация"
Ответчик: Администрация МО Город Саратов, Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации МО Город Саратов
Третье лицо: Управление Росреестра по Саратовской области, ФГБУ Земельная кадастровая палата