г. Челябинск |
|
22 июля 2019 г. |
Дело N А76-8574/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства экологии Челябинской области, муниципального бюджетного учреждения "Ресурс" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2019 по делу N А76-8574/2018 (судья Гусев А.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства экологии Челябинской области - Питовин А.А. (доверенность N 88 от 01.07.2019; паспорт);
Муниципального бюджетного учреждения "Ресурс" - Иванов В.В. (доверенность от 08.02.2019, паспорт).
Индивидуальный предприниматель Кошутин Дмитрий Сергеевич (далее - истец, ИП Кошутин Д.С.) 22.03.2018 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству экологии Челябинской области (далее - ответчик министерство), муниципальному бюджетному учреждению "Ресурс" (далее - ответчик МБУ "Ресурс"), в котором просит:
- признать недействительным охотохозяйственное соглашение от 02.04.2015 N 026, заключенное между МБУ "Ресурс" и Министерством экологии, в части пунктов 2.1.2 - границы охотничьего угодья, п.2.1.3 -площадь охотничьего угодья - 10,0 тыс.га, карту-схему охотохозяйственногоугодья "Межевое", являющуюся приложением к соглашению, предусматривающих включение в состав охотничьего угодья общей площадью 10,0 тыс. га, предоставленного МБУ "Ресурс", земельных участков, принадлежащих на праве собственности ИП Кошутину Д.С. площадью 79 000 кв.м. с кадастровым номером 74:16:0103016:15, площадью 237 000 кв.м. с кадастровым номером 74:16:0103016:8.
- обязать МБУ "Ресурс" не чинить препятствия ИП Кошутину Д.С. в использовании принадлежащих на праве собственности ИП Кошутину Д.С. следующих земельных участков площадью 79 000 кв.м. с кадастровым номером 74:16:0103016:15, площадью 237 000 кв.м. с кадастровым номером 74:16:0103016:8, в том числе, не осуществлять охотничью деятельность с использованием этих земельных участков.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2019 (резолютивная часть от 17.04.2019) заявленные исковые требования удовлетворены.
Министерство с вынесенным судебным актом не согласилось и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Как указывает апеллянт нахождение охотников на земельных участках, принадлежащих ИП Кошутину на праве собственности не является предметом охотхозяйственного соглашения и на может нарушать права ИП Кошутина со стороны Министерства и МБУ "Ресурс" Истцом не доказан факт того, что ответчиками чинятся какие-либо препятствия в использовании спорных земельных участков. Заключение охотхозяйственного соглашения произведено в полном соответствии с положениями Федеральных законов "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О животном мире", кроме того полагает, что признание недействительным охотхозяйственного соглашения не может привести к восстановлению прав истца.
МБУ "Ресурс" так же обратилось с жалобой, ссылясь на неправильное применение судом норм материального права. Вывод суда о том, что охотхозяйственное соглашение противоречит нормам ст. 26 Закона N 209-ФЗ основан на неверном толковании указанной нормы. Именно на основе охотхозяйственного соглашения могут быть оформлены соглашения о частном сервитуте.
Вывод суда о том, что использование земельных участков как охотничьих угодий противоречит целевому использованию земельных участков, апеллянт полагает на соответствующим положению п.3 ст. 78 Земельного кодекса.
С учетом изложенного апеллянты просят решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли- продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 21.01.2015 ИП Кошутину Д.С. с 27.01.2015 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 74:16:0103016:15, площадью 79 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенный: Челябинская область, Нязепетровский район, в 780 м на северо-восток от жилого дома N 29 по ул. Мира в д. Межевая (л.д. 12 т.1) и земельный участок с кадастровым номером 74:16:0103016:8, площадью 237 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенный: Челябинская область, Нязепетровский район, д. Межевая, в 330 м на северо-восток от жилого дома N 25 по ул. Мира (л.д. 13 т.1).
Договоры купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 21.01.2015 подписаны ИП Кошутиным Д.С. с Хасановым Ф.М. (л.д.134-139 т.1).
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 74:16:0103016:15 поставлен на государственный кадастровый учет 09.12.2014 (л.д. 16-17 т.1) и земельный участок с кадастровым номером 74:16:0103016:8 - 04.07.2012 (л.д.18-19 т.1).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31.10.2018 следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:16:0103016:8 зарегистрировано 17.08.2012 право долевой собственности 7,9 га Орлова В.Н., Ярушина В.А. и Жамилова А.А., 13.12.2012
зарегистрирован переход права собственности к Хасанову Ф.М. (л.д.140-143
т.1).
На земельный участок с кадастровым номером 74:16:0103016:15 зарегистрировано право собственности 22.12.2014 (л.д.149-151 т.1).
Муниципальному некоммерческому учреждению "Ресурс" выдана долгосрочная лицензия от 17.01.2000 N 2683 на охоту в границах "Межевое" охотничье хозяйство площадь 10 тыс. га Нязепетровский муниципальный район, сроком до 17.01.2005 (л.д.112-117 т.2).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 17.01.2000 N 16
Муниципальному некоммерческому учреждению "Ресурс" предоставлена территория, акватория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, сроком на 5 лет - Межевое, площадью 10 га в Нязепетровском районе (л.д.5-11 т.2). На основании указанного постановления подписан договор N 338 сроком до 17.01.2005 (л.д. 35-39 т.2).
Муниципальному некоммерческому учреждению "Ресурс" выдана долгосрочная лицензия от 19.07.2005 N 2732 на охоту в границах "Межевое" охотничье хозяйство площадь 10 тыс. га Нязепетровский муниципальный район, сроком до 21.04.2015 (л.д.117-118 т.1).
Муниципальное некоммерческое учреждение "Ресурс" подписало с Министерством радиационной и экологической безопасности Челябинской области договор N 97-О от 02.08.2005 о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром (л.д. 119-120 т.1).
По указанному договору Муниципальному некоммерческому учреждению "Ресурс" предоставлена территория, акватория Межевого охотничьего хозяйства, расположенного на территории Нязепетровского муниципального района площадью 10 тыс. га сроком до 21.04.2015.
02.04.2015 между муниципальным некоммерческим учреждением
"Ресурс" (охотопользователь) и министерством подписано охотхозяйственное соглашение N 026, по условиям которого охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - министерство обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (л.д. 20-31 т.1).
В разделе II договора определены сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и
предоставляемых в аренду земельных участков и лесных участков.
Срок действия соглашения с 02.04.2015 по 01.04.2045 (п. 7.1 соглашения).
Дополнительным соглашением от 04.08.2016 N 1 по тексту охотхозяйственного соглашения от 02.04.2015 N 026 слова "Муниципальное некоммерческое учреждение "Ресурс" заменить словами "Муниципальное бюджетное учреждение "Ресурс" (л.д. 32-33 т.1).
Согласно Заключению кадастрового инженера ООО "Навигатор" от
05.02.2018 N 25 земельные участки с кадастровыми номерами
74:16:0103016:15 и 74:16:0103016:8 находятся в границах охотничьего угодья
"Межевое" (л.д. 34-37 т.1).
Согласно акту обследования от 30.12.2018 охотничьего угодья "Межевое", проведенному специалистом отдела федерального государственного надзора Министерства экологии Челябинской области границах охотничьего угодья "Межевое" на большей части земельных участков с кадастровыми номерами 74:16:0103016:15 и 74:16:0103016:8, предназначенных для сельскохозяйственного производства, произрастают деревья 10-15 летнего возраста и полевая растительность (разнотравье).
Объекты охотничьей инфраструктуры отсутствуют, а также следы от автотранспорта, пеших лыжников (л.д. 81-83 т.2).
По заявлению ИП Кошутина Д.С. сотрудником отдела полиции 03.10.2018 произведен осмотр земельных участков 74:16:0103016:15 и 74:16:0103016:8, в ходе которого установлено, что на земельных участках находится колея от протектора колес (л.д.87-88 т.2).
Ссылаясь на то, что спорные земельные участки используются для сельскохозяйственного производства, в результате использования земельных участков, вошедших в состав охотничьего угодья площадью 10 тыс. га, которое не согласовано с собственником земельных участков, постоянно вытаптываются посевы, чем причиняются убытки собственнику земельных участков, в частности, ухудшается состояние почв, создаются условия, при которых невозможно ведение деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур, ИП Кошутин Д.С. обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее так же ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на: охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных названным Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья); охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации. Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.
Статьей 25 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент
подписания спорного соглашения) установлено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности,
предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в
целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не
связанных с их размещением, в соответствии с данным Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственностиземельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 указанной статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Частью 1 ст. 26 Закона N 209-ФЗ установлено, что право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами. На землях и земельных участках, которые расположены в границах
охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (ч. 2 ст. 26 Закона N 209-ФЗ).
В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются
охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (ч.1
ст. 27 Закона N 209-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подписания спорного соглашения).
Из части 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ следует, что по охотхозяйственному
соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в ч. 2 ст. 25 названного Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с ч. 27 и 31 ст. 28 данного Федерального закона (ч. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей на
момент подписания спорного соглашения) охотхозяйственное соглашение
включает в себя в том числе следующие условия:
- сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья,
о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных
участках и лесных участках.
Таким образом, в соответствии со ст. 25, 27 Закона N 209-ФЗ добыча
охотничьих ресурсов предполагает, использование земельных участков, на которых охотничье угодье расположено.
Судом установлено, что принадлежащие истцу на праве собственности земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации
использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Вместе с тем из материалов дела следует, что соглашение от 02.04.2015 N 026, предусматривающее использование земельных участков с целью ведения охоты, заключено после возникновения 27.01.2015 у ИП Кошутина Д.С. права собственности на земельные участки и без согласования с ИП Кошутиным Д.С.
При названных обстоятельствах вывод суда о то, что охотхозяйственное соглашение от 02.04.2015 N 026, не являясь соглашением о частном сервитуте, противоречит нормам ст. 26 Закона N 209-ФЗ и на основании ст. 168 ГК РФ должно быть признано недействительным (ничтожным) в части п. 2.1.2 (границы охотничьих угодий), схемы границ угодья, п. 2.1.3. соглашения (площадь охотничьего угодья - 10 тыс. га), предусматривающих включение в состав угодья земельных участков ИП Кошутина Д.С., принадлежащих ему на праве собственности площадью 316 000 кв. м. следует признать верным.
Доводы апеллянтов согласно которым истцом не доказан факт того, что ответчиками чинятся препятствия в использовании спорных земельных участков. и о том, что признание недействительным охотхозяйственного соглашения не может привести к восстановлению прав истца, подлежат отклонению.
Наличие охотхозяйственного соглашения не согласованного с собственником земельного участка создает правовую основу для использования принадлежащих истцу земельных участков иными лицами в отсутствие сервитута и согласия собственника на такое использование, в силу чего избранный истцом способ защиты следует признать надлежащим.
Довод о том, что именно на основе охотхозяйственного соглашения могут быть оформлены соглашения о частном сервитуте не свидетельствует об ошибочности принятого судом решения.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2019 по делу N А76-8574/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства экологии Челябинской области, муниципального бюджетного учреждения "Ресурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8574/2018
Истец: Кошутин Дмитрий Сергеевич, МБУ "Ресурс"
Ответчик: Министерство экологии Челябинской области
Третье лицо: ИП Коршунов Д.С., ИП Кошутин Дмитрий Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3717/20
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7575/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7575/19
03.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8574/18
22.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8286/19
24.04.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8574/18