г. Челябинск |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А76-20365/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В. Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2023 по делу N А76-20365/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Булатова Р.М. (предъявлены паспорт, доверенность от 22.12.2023, диплом); Славченко У.С. (предъявлены паспорт, доверенность от 22.11.2023, диплом).
Заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - заявитель, общество, ООО "Кристалл") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ТФОМС Челябинской области) о признании Акта плановой комплексной проверки по использованию средств медицинского страхования от 31.03.2023 недействительным как несоответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации в части: вывода о нецелевом использовании средств ОМС за 2021 год и 2022 год на оплату аренды оборудования на общую сумму 4248000 руб.; на оплату аренды медицинского инструментария на общую сумму 261870 руб.; вывода о нарушениях в виде непредоставления медицинской документации по 3337 случаям и об отказе в оплате медицинской помощи на сумму 5856398 руб. 82 коп.; а также в части требований в течение десяти рабочих дней с момента получения акта возвратить в бюджет ТФОМС Челябинской области средства ОМС в сумме 4248000 руб. и 261870 руб.; перечислить в бюджет ТФОМС Челябинской области штраф в размере 424800 руб. и 26187 рублей; перечислить в бюджет ТФОМС Челябинской области 5856398 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2023 (резолютивная часть решения объявлена 27.11.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Кристалл" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что обстоятельства, связанные с превышением расчетного времени над фактически затраченным для оказания медицинской помощи в полном объеме в 2021 года, а также связанные с получением работником Майсак К.А. препарата "Арткаин", не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку акт плановой комплексной проверки в данной части заявителем не оспаривается. Апеллянт также отмечает, что закуп препарата "Арткаин" произведен за счет собственных средств общества, а не за счет средств ОМС, как указано в решении суда.
Общество ссылается на отсутствие у него возможности представить медицинскую документацию по 3337 случаям оказания медицинской помощи в течение двух рабочих дней по требованию Фонда, при этом с учетом проведения выездной проверки у Фонда имелась возможность проверять документацию непосредственно по месту ее нахождения. По мнению апеллянта, в рассматриваемом случае со стороны Фонда имеет место злоупотребление правом, однако судом необоснованно не применены положения пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации".
В части выводов Фонда о нецелевом использовании средств ОМС за 2021 и 2022 годы на оплату аренды медицинского инструментария, апеллянт отмечает, что инвентаризация проведена Фондом в 2023 году, в связи с чем ее результаты не являются доказательством отсутствия медицинского инструмента в 2021 и 2022 годах.
Также податель жалобы не согласен с выводами Фонда о нецелевом использовании денежных средств на оплату аренды оборудования. Общество отмечает, что на момент проведения проверки арендованное оборудование находилось в пользовании ООО "Кристалл", при этом согласно условиям договоров аренды арендная плата установлена ща пользование всем переданным в аренду имуществом (помещение и находящееся в нем оборудование), тогда как стоимость отдельной аренды оборудования в договоре не указана. Отсутствие у общества паспортов на арендованное оборудование не имеет правового значения при доказанности факта осуществления обществом медицинской деятельности по соответствующему адресу, что было бы невозможно в отсутствие оборудования. Арендная плата вносилась за счет средств ОМС только по помещениям, включенным в лицензию, в установленном договорами размере.
Фонд представил в материалы дела отзыв от 06.03.2024 исх. N 1153/и-юр, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, на основании приказа ТФОМС Челябинской области от 06.03.2023 N 177, проведена выездная плановая комплексная проверка по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования, полученных ООО "Кристалл" за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
В ходе проверки, на основании п.п.1 и 2.9 раздела 1 Программы выездной плановой комплексной проверки была проведена медико-экономическая экспертиза:
- по факту непредставления медицинской документации на 3337 случая оказания медицинской помощи, применен код дефекта 2.12 (непредставление медицинской документации, учетно-отчетной документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинских организациях, а также результатов внутреннего и внешнего контроля медицинской организации, безопасности оказания медицинской помощи без объективных причин в течение 10 рабочих дней после получения медицинской организацией соответствующего запроса от ФОМС или ТФОМС или страховой медицинской организации, или специалиста-эксперта);
- по 63 случаям оказания медицинской помощи с применением Артикаина за период с 09.09.2021 по 30.09.2021 установлен код дефекта 2.14. (наличие признаков искаженных сведений, представленных в медицинской документации (дописки, исправления, "вклейки", полное переоформление с искажением сведений о проведенных диагностических и лечебных мероприятий, клинической картине заболевания; расхождение сведений об оказании медицинской помощи в различных разделах медицинской документации и (или) учетно-отчетной документации, запрошенной на проведение экспертизы). Установлено, что в медицинской документации имеется исправление да посещений, дат оформления карт, листы карт не скреплены и не пронумерованы, в информированных добровольных согласиях на медицинское вмешательство отсутствуют даты заполнения (в большинстве карт), отсутствуют даты в осмотрах врачей (в большинстве карт).
По данным первичной медицинской документации расход Артикаина составил 138 карпул (для аппликационной, проводниковой и инфильтрационной анестезии), что не соответствует количеству закупленного препарата.
Выявлено расхождение сведений об оказании медицинской помощи медицинской документации и учетно-отчетной документации, запрошенной на проведение экспертизы.
По результатам медико-экономической экспертизы оформлены заключения от 31.03.2023.
По результатам проверки составлен Акт выездной комплексной проверки от 31.03.2023, которым установлены нарушения.
Выявленные нарушения являются основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты) в размере 5856398 руб. 82 коп.
Обществом "Кристалл" в ТФОМС были направлены возражения, которые сообщением от 07.04.2023 были отклонены Фондом.
Не согласившись с указанным актом проверки в соответствующей части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспариваемого акта выездной комплексной проверки положениям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Из содержания акта проверки в рассматриваемой части следует, что основанием для выставления заявителю требования о возврате в бюджет ТФОМС Челябинской области денежных средств и начисления соответствующих сумм штрафа послужил вывод Фонда об использовании обществом указанных средств не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются в том числе бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), в силу которого, обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1). Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 34 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2). Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12 части 7).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация обязана возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проведенной Фондом проверкой зафиксированы факты использования обществом в 2021-2022 годах средств ОМС не в соответствии с целевым назначением.
Так, пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ, на территории субъекта Российской Федерации между уполномоченными организациями заключается тарифное соглашение.
Тарифное соглашение по оплате медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования Курганской области на 2018 год содержит структуру тарифа на оплату медицинской помощи, соответствующую пункту 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС) определена методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу пункта 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Фондом в рамках проведенной проверки установлено, что ООО "Кристалл" заключены договоры аренды нежилого помещения с оборудованием с ИП Вороновым П.Н. от 01.01.2021 б/н, от 01.01.2022 б/н.
Пунктами 1.1. договоров аренды установлено, что арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату в пользование нежилые помещения общей площадью 134,7 кв.м., расположенные на первом этаже по адресу Россия, Челябинская область, г. Челябинск, улица Бейвеля, дом 40 для оказания стоматологических услуг.
Согласно пунктам 1.6. Договоров аренды на момент передачи в аренду оборудование расположено в помещениях стоматологического кабинета по адресу Россия, Челябинская область, г. Челябинск, улица Бейвеля, дом 40.
В соответствии с пунктами 6.5. Договоров аренды неотъемлемыми частями Договоров аренды являются: приложение N 1, содержащее перечень арендуемого оборудования; приложение N 2, содержащее план-схему помещения; приложение N 3, содержащее акт приема-передачи нежилых помещений.
Согласно пояснительной записке директора ООО "Кристалл" акт приема-передачи оборудования не составлялся и не подписывался сторонами.
Пунктами 3.1. Договоров аренды установлена арендная плата за пользование имуществом, размер которой в 2021 и 2022 году соответственно составляет 550000 руб. и 983750 руб. в месяц, из которых стоимость аренды 14 единиц оборудования составляет 127000 руб. в месяц в 2021 году и 227000 руб. в месяц в 2022 году; перечень арендуемого ООО "Кристалл" оборудования следующий: установка Fedesa Coral Air - 1 штука; камера УФ- Бактерицидная КБ-02 "Я" ФП - 1 штука; аспирация Cattani Mono Jet - 1 штука; скалер Woodpecker USD-L - 1 штука; компрессор DK 50-1 штука; рециркулятор Армед 1-130 ПТ - 1 штука; установка Ziann ZA-208B - 1 штука; камера УФ- Бактерицидная КБ-02 "Я" ФП - 1 штука; компрессор DK 50 - 1 штука; рециркулятор Армед 1-130 ПТ - 1 штука; стерилизатор воздушный ГП-10 МО - 1 штука; автоклав Getidy 23L - 1 штука; полимер лампа Woodpecker LED-B - 1 штука; компрессор DK 50 - 1 штука, что согласовано в приложениях N 1 к Договорам аренды.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.
Комиссией ТФОМС Челябинской области 16.03.2023 у ООО "Кристалл" запрошена техническая и эксплуатационная документация на арендованное оборудование, которое на момент проведения проверки по-прежнему находилось в пользовании медицинской организации.
Вместе с тем, обществом паспорта на арендованное оборудование не представлены по причине их отсутствия в медицинской организации, что подтверждается пояснительными записками директора ООО "Кристалл", при это в договорах аренды отсутствует условие о передаче имущества арендатору без относящихся к нему документов.
Порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, установлен Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416.
В абзаце одиннадцатом пункта 4 Правил N 1416 дано определение эксплуатационной документации производителя, согласно которому она представляет собой документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия утверждены приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11н (далее - Требования к технической документации и эксплуатационной).
Согласно пункту 2 Требований к технической и эксплуатационной документации производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Пунктом 4 раздела II Требований к технической и эксплуатационной документации установлено, что техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие должна содержать, в том числе: наименование медицинского изделия, иную информацию, позволяющую идентифицировать медицинское изделие; назначение медицинского изделия; показания и противопоказания к применению медицинского изделия; информацию о потенциальных потребителях медицинского изделия; перечень и описание материалов медицинского изделия, вступающих в непосредственный или опосредованный контакт с организмом пациента; требования к техническому обслуживанию и ремонту медицинского изделия и т.д.
В пункте 6 Требований к эксплуатационной документации предусмотрены требования, которым должна соответствовать эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее - эксплуатационная документация), представляемая производителем (изготовителем) или уполномоченным представителем производителя (изготовителя), в составе регистрационного досье на медицинское изделие, включая в том числе: наименование медицинского изделия; в отношении производителя (изготовителя) медицинского изделия - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовую форму юридического лица, адрес места нахождения или фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства индивидуального предпринимателя, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя; в отношении уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовую форму юридического лица, адрес (место нахождения), а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица; назначение медицинского изделия с указанием потенциального потребителя (например, медицинский работник); функциональные характеристики и назначение медицинского изделия; риски применения медицинского изделия, противопоказания, ожидаемые и предсказуемые побочные эффекты, связанные с применением медицинского изделия по назначению; технические характеристики медицинского изделия и т.д.
Как верно отмечено Фондом, предоставленные заявителем регистрационные удостоверения, распечатанные из сайта Росздравнадзора на медицинское оборудование, выданные производителям этого оборудования, подтверждают лишь право обращения его на территории Российской Федерации и не позволяют идентифицировать их, как медицинское оборудование, указанное в договорах аренды нежилого помещения с оборудованием с ИП Вороновым П.Н. от 01.01.2021 б/н, от 01.01.2022 б/н.
В представленных договорах аренды (приложения N 1) содержится перечень медицинского оборудования с указанием только наименования медицинского оборудования, иные данные о медицинском оборудовании в указанных документах отсутствуют.
К идентификационным данным, позволяющим установить медицинское оборудование, которым оснащена медицинская организация ООО "Кристалл", относятся: наименование медицинского оборудования, тип, производитель, страна производства, модель, серийный номер, дата выпуска, дата ввода в эксплуатацию, срок службы. Иные сведения о медицинском оборудовании, наименование которых указаны в приложениях N 1 к договорам, содержатся в технической и эксплуатационной документации.
При этом Фонд обоснованно указал, что наличие технической и эксплуатационной документации является обязательным условием, для применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожение медицинского изделия.
Между тем, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что запрашиваемая техническая и эксплуатационная документация на спорное арендованное оборудование не предоставлена в срок, установленный в запросе Фонда, равно как и на дату окончания проверки, а также на стадии направления письменных возражений на акт проверки.
Доводы заявителя о том, что без оборудования, указанного в приложении N 1 к договорам аренды, оказание медицинских услуг невозможно, рассмотрены судом первой инстанции и отклонены. Отклоняя указанные доводы суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствующие идентификационные данные медицинского оборудования являются существенными, а их отсутствие не позволяет однозначно идентифицировать и установить это оборудование. Кроме того, использование медицинского оборудования в целях оказания медицинских услуг без относящихся к нему документов невозможно.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи. При этом порядок оказания медицинской помощи включает в себя стандарт оснащения медицинской организации (пункт 3 части 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ).
Порядки оказания медицинской помощи учитываются при формировании как программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (базовой программы), так и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (включающей базовую программу), регламентировано частью 7 статьи 80, пунктом 3 части 2 статьи 81 Закона N 323-ФЗ и подтверждается пунктом 2 раздела I Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 29.12.2020 г. N 758-П (далее - Территориальная программа на 2021 год), и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 29.12.2021 г. N 720-П (далее - Территориальная программа на 2022 год).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 N 786н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях (далее - Порядок N 786н), включающий стандарт оснащения стоматологического отделения (кабинета, лаборатории) (далее - Стандарт оснащения), являющийся приложением N 3 к Порядку N 786н.
Согласно пункту 5 статьи 3, части 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС, то есть исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации в соответствии с базовой программой ОМС устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи.
В ходе проведенной проверки Фондом установлено, что в проверяемом периоде за счет средств ОМС ООО "Кристалл" произвело оплату аренды оборудования по договорам аренды на общую сумму 4248000 руб., в том числе за 2021 год - 1524000 руб., за 2022 год - 2724000 руб., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 51 за 2021, 2022 годы с учетом пояснительной записки директора ООО "Кристалл".
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно условиям договоров аренды арендная плата установлена ща пользование всем переданным в аренду имуществом (помещение и находящееся в нем оборудование), тогда как стоимость отдельной аренды оборудования в договоре не указана, подлежат отклонению, поскольку проведенный Фондом расчет арендной платы за оборудование соответствует расчету арендной платы, указанному в приложениях 1 к Договорам аренды.
Учитывая, что паспорта на арендованное оборудование ООО "Кристалл" не представлены, принадлежность арендованного оборудования к перечню оборудования, поименованному в Стандарте оснащения, медицинской организацией не подтверждена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что использование медицинской организацией средств ОМС в сумме 4248000 руб. в качестве расходов, связанных с реализацией Территориальных программ ОМС на 2021 и на 2022 год, обществом не доказано, в связи с чем сумма нецелевого использования средств ОМС на оплату аренды оборудования составила 4248000 руб. (за 2021 год - 1524000 руб., 2022 год - 2724000 руб.).
Комиссией ТФОМС было установлено, что в перечень арендуемого ООО "Кристалл" медицинского инструментария, согласно приложений N 1 к Договорам аренды, включены: экскаваторы - 10 шт.; штопфер - гладилки - 10 шт.; гладилки - 10 шт.; зонды зубные - 10 шт.; пинцеты анатомические хирургические - 10 шт.; зеркала стоматологические - 10 шт.; лоток медицинский стоматологический - 15 шт.; зеркало стоматологическое - 15 шт.; зонд стоматологический угловой - 15 шт.; пинцет зубоврачебный - 15 шт.; - экскаваторы зубные - 15 шт.; гладилка широкая двухсторонняя - 15 шт.; шпатель зубоврачебный - 15 шт.
В соответствии с приказом директора ООО "Кристалл" от 13.03.2023 N 3 "Об инвентаризации имущества" комиссией ТФОМС Челябинской области при участии материально-ответственного лица - врача-стоматолога общей практики ООО "Кристалл" Майсака К.А. (договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 06.08.2021 б/н) 14.03.2023 проведена инвентаризация арендованного оборудования и медицинского инструментария, в ходе которой установлено, что в части арендуемого медицинского инструментария выявлена недостача медицинского инструментария в количестве 35 шт. (в том числе экскаваторов в количестве 9 шт., гладилок в количестве 10 шт., зондов зубных в количестве 6 шт., пинцетов анатомических хирургических в количестве 8 шт., зеркал стоматологических в количестве 2 шт.), по результатам чего составлен акт инвентаризации.
Согласно пояснительной записке материально-ответственного лица - врача-стоматолога общей практики ООО "Кристалл" Майсака К.А., выявленная в ходе инвентаризации недостача медицинского инструментария связана с тем, что медицинский инструментарий приходит в негодность и утилизируется. Недостающее количество инструментов для осмотра, указанное в приложении N 1 к Договорам аренды, докупается арендодателем в конце года в необходимом количестве после проведения инвентаризации арендуемого оборудования.
Вместе с тем, ссылаясь на утилизацию медицинского инструмента акты утилизации организацией не представлены, равно как и не представлено доказательств передачи указанного медицинского инструмента в пользование ООО "Кристал" по договорам аренды.
Кроме того, Фондом в рамках проверки установлено, что перечень объектов аренды в 2021 году, 2022 году и на момент проведения инвентаризации от 14.03.2023 идентичен, дополнительные соглашения к договорам аренды об изменении состава объектов аренды, акты об утилизации медицинского инструментария, акты инвентаризации арендуемого оборудования между ООО "Кристалл" и ИП Вороновым П.Н. не составлялись.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что на момент проведения проверки медицинский инструментарий в количестве 35 штук, переданный по договорам аренды в пользование ООО "Кристал" отсутствовал, Фонд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Кристалл" не подтвердило получение от арендодателя инструментария в количестве 35 шт. и его использование в соответствии с договорами аренды.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что инвентаризация проведена Фондом в 2023 году, в связи с чем ее результаты не являются доказательством отсутствия медицинского инструмента в 2021 и 2022 годах, поскольку указанные доводы опровергаются указанными выше обстоятельствами, а также пояснениями непосредственно материально-ответственного лица.
В соответствии с приложениями N 1 к Договорам аренды установлено, что сумма ежемесячной арендной платы в 2021, 2022 году за аренду медицинского инструментария, по которому выявлена недостача, соответственно составляет: за экскаваторы в количестве 10 шт. - 2000 руб. и 4625 руб.; за гладилки в количестве 10 шт. - 2000 руб. и 4100 руб.; за зонды зубные в количестве 10 шт. - 2000 руб. и 4100 руб.; за пинцеты анатомические хирургические в количестве 10 шт. - 2000 руб. и 4100 руб.; за зеркала стоматологические в количестве 10 шт. - 2000 руб. и 4100 руб.
Отклоняя доводы заявителя, согласно которым в договорах аренды указана цена передаваемого в аренду инструментария, а не размер арендной платы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что условиями договоров аренды не предусмотрена оценка объектов аренды, при этом общая сумма, по перечню медицинского инструментария составляющая в 2021 году - 456000 руб., в 2022 год - 817500 руб. полностью совпадает с размером арендной платы за медицинский инструментарий, приведенном директором ООО "Кристалл" в пояснениях, полученных в ходе проверки.
По смыслу Территориальных программам на 2021, 2022 годы, подпункта 1 пункта 186 раздела XII Правил ОМС использование средств ОМС на оплату арендной платы за пользование имуществом возможно при условии, что такое имущество фактически используется в целях реализации программ ОМС.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами Фонда о том, что отсутствующий в ООО "Кристалл" медицинский инструментарий не может быть отнесен к арендованному имуществу, используемому в целях реализации программ ОМС, поскольку доказательств передачи такого имущества и его последующей утилизации заявителем в ходе проведенной проверки не представлено.
С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств, ТФОМС по Челябинской области пришел к обоснованному выводу, что использование ООО "Кристал" допущено нецелевое использование средств ОМС на оплату аренды фактически отсутствующего медицинского инструментария в количестве 35 штук на общую сумму 261870 руб. (за 2021 год - 84000 руб., 2022 год - 177870 руб.), в связи с чем обществу обоснованно выставлено требование о возврате в бюджет указанных средств и начислен штраф в размере 26187 руб. в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Судом первой инстанции также установлено, что между сторонами заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 123/ОМС от 19.01.2021, N 123-ОМС от 13.01.2022 года, по типовой форме в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", согласно которым: "3. Фонд вправе: 3.1. получать от Организации сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее - контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи), информацию о режиме работы Организации, видах оказываемой ею медицинской помощи и иные сведения (далее при совместном упоминании - сведения) в объеме и порядке, которые установлен настоящим договором, осуществлять проверку их достоверности; 3.3. при выявлении нарушений Организацией обязательств, установленных настоящим договором, по итогам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применять санкции, предусмотренные статьей 41 Федерального закона, не оплачивать или не полностью оплачивать оказанную Организацией медицинскую помощь по базовой программе, требовать возврата денежных средств в Фонд и уплаты Организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи по базовой программе ненадлежащего качества, предусмотренных статьей 41 Федерального закона, в суммах, определенных в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, и в соответствии с размерами, установленными в тарифном соглашении; 3.4. требовать возврата от Организации средств, перечисленных ей по настоящему договору и использованных Организацией не по целевому назначению, а также уплату Организацией штрафа в размере, установленном Федеральным законом; 3.5. требовать возврата Организацией денежных средств в Фонд при принятии к Организации мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по базовой программе в случае невозможности удержания указанных средств Фондом при оплате Организации оказанной в соответствии с настоящим договором медицинской помощи"
В соответствии с абзацем 5 пункта 39.1., 39.2. Порядка 255н, абзацем 6,7,8 пункта 1, пункта 2 программы выездной плановой комплексной проверки к приказу о проведении выездной плановой комплексной проверки ООО "Кристалл" от 06.03.2023 N 177 ТФОМС Челябинской области проверяет обоснованность получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на соответствие размера полученных средств ОМС на оплату медицинской помощи стоимости оказанной медицинской помощи в представленных медицинской организацией реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию); проверка фактов получения средств ОМС на оплату медицинской помощи по счетам и реестрам счетов с нарушениями в их оформлении и предъявлении на оплату медицинской организацией; соблюдение обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС; наличие и достоверность данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, передаваемых медицинской организацией в территориальный фонд и страховые медицинские организации, необходимых в том числе для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно указал, что Фонд в связи с выявленными нарушениями в ходе проверки, связанными с достоверностью данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, передаваемых медицинской организацией в территориальный фонд и страховые медицинские организации, имеет право осуществлять контроль за использованием средств ОМС, а именно проводить медико-экономическую экспертизу в рамках Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованных лиц, а также ее финансового обеспечения, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н.
Согласно пункту 39.3. Порядка, утвержденного Приказом N 255н, и пункту 2.9. программы выездной плановой комплексной проверки, утвержденной приказом N 177 от 06.03.2023 года, проверке подлежит наличие и достоверность данных персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, передаваемых медицинской организацией в территориальный фонд и страховые медицинские организации, необходимых, в том числе, для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что в рамках проведения выездной плановой комплексной проверки ООО "Кристалл" была запрошена информация для осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
Комиссией Фонда в ходе проверки установлено, что на должность врачей-стоматологов общей практики ООО "Кристалл" в проверяемом периоде приняты Степанян Армине Арамовна (согласно трудового договора от 22.03.2021 N 4) и Степанян Армен Арамович (согласно трудового договора от 20.06.2022 N 8).
Вместе с тем, согласно пояснениям директора общества в проверяемом периоде в должности врача-стоматолога общей практики ООО "Кристалл" был трудоустроен только Степанян Армен Арамович.
В результате анализа данных о рабочем времени врачей-стоматологов общей практики Асатрян Л.Р., Гапоновой Д.А., Майсака К.А. и Степаняна А.А., Фондом установлено, что общее время, затраченное врачами-стоматологами общей практики Асатрян Л.Р., Гапоновой Д.А., Майсаком К.А. и Степаняном А.А. в соотношении с нормой рабочего времени при 33-часовой рабочей неделе в 2021 и 2022 годах составило 3,5 и 2,5 отработанных ставки соответственно (в 2021 году - 5685/1626,2=3,5, в 2022 году - 4155,7/1627,2=2,5). Указанное обстоятельство подтверждается табелями учета рабочего времени.
С учетом изложенного Фондом установлено, что при объеме медицинской помощи, поданной на оплату ООО "Кристалл" в ТФОМС Челябинской области, количество отработанных ставок врачей-стоматологов общей практики ООО "Кристалл" расчетно должно составить в 2021 году - 6,8 ставок, в 2022 году - 8,0 ставок (2021 год - 666436,2 минут или 11107,27 часов/1626,2 и 2022 год - 784240,5 минут или 13070,68 часов/1627,2).
Таким образом, с учетом установленных сведений Фонд пришел к обоснованному выводу о том, что необходимое расчетное время превышает время, фактически затраченное врачами-стоматологами общей практики ООО "Кристалл" для оказания медицинской помощи в полном объеме в 2021 году в 1,95 раз, в 2022 году в 3,2 раза.
Кроме того, комиссией в рамках проверки установлено расхождение сведений об оказании медицинской помощи в медицинской документации и учетно-отчетной документации, запрошенной на проведение экспертизы.
Так, за проверяемый период ООО "Кристалл" представлены к оплате в ТФОМС Челябинской области 4741 посещение пациентами, застрахованными в Челябинской области, из них 4727 с использованием анестезии.
Из представленных обществом в ходе проверки документов следует, что для анестезии обществом был использован препарат Артикаин, при этом по состоянию на 01.01.2021 указанного препарата в наличии не имелось и от отсутствовал до 09.09.2021. Всего за проверяемый период по требованию-накладной 09.09.2021 N 14 материально-ответственным лицом Майсак К.А. было получено 50 карпул препарата. В соответствии с "материальным отчетом" по состоянию на 01.10.2021 остатков Артикаина нет.
Фондом 16.03.2023 запрошена первичная медицинская документация по всем случаям оказания медицинской помощи, представленным к оплате в ТФОМС Челябинской области, которая согласно запросу подлежала представлению в срок 21.03.2023.
Вместе с тем, обществом к проверке представлены амбулаторные истории болезни стоматологических пациентов по 1399 случаям оказания медицинской помощи (из 4741 запрошенных). Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела заявителем не оспаривается.
Приведенные в апелляционной жалобе общества доводы об отсутствии у него возможности представить медицинскую документацию по 3337 случаям оказания медицинской помощи в течение двух рабочих дней по требованию Фонда подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что медицинской документации осуществлялся до 31.03.2023, что подтверждается актами приема-передачи (приложение к возражениям на иск N 3).
Кроме того, согласно акту проверки и пояснениям представителя Фонда, данным в судебном заседании в суде первой инстанции, с целью проверки медицинской документации по месту оказания медицинской помощи 24.03.2023 был осуществлен выход главного специалиста (врача-эксперта) экспертно-аналитического отдела ТФОМС Челябинской области Трошиной С.В. в медицинскую организацию, в рамках которого в предоставлении медицинской документации главным врачом Клещеевой Е.А. (по телефону), а также администратором ООО "Кристалл" было отказано.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ООО "Кристал" в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ), в связи с чем указанные доводы общества не нашли своего подтверждения.
При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка N 225н предоставление руководителю и (или) членам комиссии возможности ознакомиться с документами, связанными с вопросами проверки, получать копии документов (в том числе электронные) и копии иных записей является обязанностью медицинской организации.
По факту непредставления медицинской документации на 3337 случаев оказания медицинской помощи врачом-экспертом экспертно-аналитического отдела ТФОМС Челябинской области Трошиной С.В. проведена медико-экономическая экспертиза в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения" и применен код дефекта 2.12. (непредставление медицинской документации, учетно-отчетной документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации, а также результатов внутреннего и внешнего контроля медицинской организации, безопасности оказания медицинской помощи без объективных причин в течение 10 рабочих дней после получения медицинской организацией соответствующего запроса от Федерального фонда обязательного медицинского страхования или территориального фонда обязательного медицинского страхования, или страховой медицинской организации, или специалиста-эксперта, эксперта качества медицинской помощи, действующего по их поручению).
Также 31.03.2023 года по 63 случаям оказания медицинской помощи с применением Артикаина за период с 09.09.2021 по 30.09.2021, установлен код дефекта - 2.14. (наличие признаков искажения сведений, представленных в медицинской документации (дописки, исправления, "вклейки", полное переоформление с искажением сведений о проведенных диагностических и лечебных мероприятий, клинической картине заболевания; расхождение сведений об оказании медицинской помощи в различных разделах медицинской Документации и (или) учетно-отчетной документации, запрошенной на проведение экспертизы). Установлено, что в медицинской документации: имеется исправление дат посещений, дат оформления карт; листы карт не скреплены и не пронумерованы; - в информированных добровольных согласиях на медицинское вмешательство отсутствуют даты заполнения (в большинстве карт); - отсутствуют даты в осмотрах врачей (в большинстве карт).
Фондом установлено, что по данным первичной медицинской документации расход Артикаина составил 138 карпул (для аппликационной, проводниковой и инфильтрационной анестезии), что не соответствует количеству закупленного препарата. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах основания для признания акта проверки в оспоренной заявителем части несоответствующим закону отсутствуют.
Законность и обоснованность оспоренной части акта проверки исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании акта в этой части недействительным.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что ее доводы выражают несогласие и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которых не имеется и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2023 по делу N А76-20365/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20365/2023
Истец: ООО "Кристалл"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ