город Ростов-на-Дону |
|
17 июля 2019 г. |
дело N А53-14297/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: Гребеник А.А. по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованного лица: Закаровой Т.А. по доверенности от 01.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваша Аптека" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2019 по делу N А53-14297/2019, принятое судьей Ширинской И.Б. по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ваша Аптека" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - Росздравнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ваша Аптека" (далее - ООО "Ваша Аптека", общество) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ваша Аптека" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2019 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Беляева 26/2 на срок 30 (тридцать) суток. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
ООО "Ваша Аптека" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на обособленное подразделение, расположенное по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Ленина, 293 "г", в результате деятельности которого общество ранее привлекалось к административной ответственности, в настоящий момент снято с учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области, что подтверждается Уведомлением о снятии с учета организации в налоговом органе от 16.05.2019. В Министерство здравоохранения Ростовской области было подано заявление о переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (регистрационный номер 61-02-003942 от 24.04.2019) с исключением данного адреса из списка объектов. В настоящее время все работники данной аптеки уволены, что подтверждается приказами от 19.04.2019 N 31, 32 и от 22.04.2019 N 33, 34. Со всем коллективом аптеки также проведена разъяснительная беседа о недопущении в дальнейшем нарушений действующего законодательства об обращении лекарственных препаратов и необходимости строгого соблюдения требований должностной инструкции, что свидетельствует о принятии обществом всех зависящих от него мер по устранению причин, способствующих совершению правонарушения. Полагает, что с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств назначенное судом административное наказание подлежит замене на административный штраф.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Ваша Аптека" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии от 24.04.2018 N ЛО-61-02-003289 осуществляет фармацевтическую деятельность.
На основании поступивших материалов от 29.03.2019 вх. N В61-1864/19, от 29.03.2019 вх. N В61-1881/19, от 28.03.2019 вх. N В61-1819/19, от 28.03.2019 N В61-1811/19 от МО МВД России "Азовский" и Управления МВД России по г. Ростову-на-Дону, Росздравнадзором установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Ваша Аптека", в аптечных пунктах, расположенных по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Королева д. 27Б и ул. Беляева 26/2, 28.02.2019 и 21.01.2019 соответственно без рецепта врача осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки) с нарушением первичной упаковки по цене 150 руб. и 120 руб. соответственно за капсулу, что превышает максимальный размер розничной надбавки на 133 % и 95% для указанного препарата; в аптечном пункте, расположенном по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка ул. Ленина 293, не ведется учет лекарственных препаратов "Тетралгин таблетки N10", "Нурофен Плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой N12", "Терпинкод, таблетки N10", подлежащие предметно-количественному учету.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении лицензионных требований, установленных подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, пунктов 4, 8 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила N 403н), пунктов 7 и 9 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приложением N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, пункта 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила установления надбавок N 865), части 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.04.2019 (т.1 л.д. 13-17).
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (часть 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение N 1081).
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения N 1081 лицензионными требованиями является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Отношения, возникающие в связи с обращением, в том числе с реализацией лекарственных средств на территории Российской Федерации, регулируются Законом N 61-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами определен в статье 55 Закона N 61-ФЗ, согласно которой виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере внутренних дел (части 2 и 3).
В соответствии с п. 4 Правил N 403н по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзацах первом и третьем настоящего пункта, и лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н утвержден Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в который включен также препарат Прегабалин ("Лирика").
В соответствии со сведениями, размещенными в Реестре, лекарственному препарату с торговым наименованием - "Лирика", международное наименование - "Прегабалин" присвоен номер регистрационного удостоверения - N ЛС-001752. Указанный препарат отнесен к фармако-терапевтической группе - противоэпилептическое средство. Согласно инструкции (аннотации) к лекарственному препарату "Лирика" данный препарат реализуется только по рецепту врача.
Как следует из материалов дела, в структурных подразделениях общества, расположенных по адресам: Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка ул. Ленина 293, г. Ростов-на-Дону, ул. Королева д. 27Б и ул. Беляева 26/2, 21.01.2019 и 28.02.2019 осуществлена реализация препарата "Лирика 300 мг" без рецепта врача, что подтверждается объяснениями покупателя Чупракова В.В., свидетелей Омельченко И.В., Ваняна Н.В.
В силу пункта 8 Правил N 403н отпуск лекарственного препарата осуществляется в первичной и вторичной (потребительской) упаковках, маркировка которых должна отвечать требованиям статьи 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Нарушение первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске запрещается. Нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.
В государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx) имеется информация о форме выпуска лекарственного препарата "Лирика" - по 25 мг, 50 мг, 75 мг, 100 мг, 150 мг, 200 мг, 300 мг - 10, 14 или 21 капсула в блистере из поливинилхлорида и алюминиевой фольги. 1 или 4 блистера по 14 капсул, 4 блистера по 21 капсуле или 10 блистеров по 10 капсул в картонной пачке вместе с инструкцией по применению.
В ходе административного производства административным органом установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 55 Закона N 61-ФЗ, пункта 4, пункта 8 Приказа N 403н в указанных выше структурных подразделениях общества, осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки) с нарушением первичной и вторичной (потребительской) упаковки без предоставления копии инструкции.
Данное нарушение также подтверждается приобщенными к материалам дела видеозаписями (т.1 л.д. 129).
Приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н утверждены Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 1 к Правилам регистрации - аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утверждены приложением N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила ведения журналов).
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного препарата с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работником, и по требованиям медицинских организаций.
При этом согласно п. 4 Правил ведения журналов журналы учета, заполняемые на бумажном носителе, сброшюровываются, пронумеровываются и скрепляются подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) и печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя) перед началом их ведения.
Журналы учета оформляются на календарный год.
Листы журналов учета, заполняемых в электронной форме, ежемесячно распечатываются, пронумеровываются, подписываются лицом, уполномоченным на ведение и хранение журналов учета, и сброшюровываются по наименованиям лекарственных средств, дозировке, лекарственным формам.
По истечении календарного года сброшюрованные листы оформляются в журнал, опечатываются с указанием количества листов и заверяются подписью лица, уполномоченного на ведение и хранение журналов учета, руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Все записи в журналах учета производятся шариковой ручкой (чернилами) в конце рабочего дня на основании документов, подтверждающих совершение приходных и расходных операций с лекарственным средством (п. 6 Правил ведения журналов).
На последнее число каждого месяца лицо, уполномоченное на ведение и хранение журналов учета, проводит сверку фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учета и вносит соответствующие записи в журнал учета (п. 9 Правил ведения журналов).
Как следует из материалов дела, и обществом по существу не оспаривается, в журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в структурном подразделении, расположенном по адресу Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка ул. Ленина 293, за 2019 год не отражен приход: не учтено поступление лекарственного препарата "Тетралгин, таблетки" в количестве 4 блистеров из 10 таблеток каждый, лекарственного препарата "Терпинкод, таблетки N 10" в количестве 7 блистеров из 10 таблеток каждый, лекарственного препарата "Нурофен Плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой N 12" в количестве 1 блистера из 12 таблеток, в то время как по данным оптовых организаций в адрес общества, а именно аптеки осуществляющей фармацевтическую деятельность по адресу Ростовская область, Азовский район, с. Кулешовка, ул. Ленина, 293 поставлено лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в I "Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", утвержденный приказом Минздрава 22.04.2014 N 183н:
- ООО "Пульс Краснодар" в период с 01.01.2019 по 31.03.2019 "Нурофен Плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой, N 12" в количестве 244 упаковок;
- ООО "ФК Гранд Капитал Волгоград" в период с 01.01.2019 по 31.03.2019 "Нурофен Плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой, N 12" в количестве 350 упаковок.
Однако в вышеуказанном "Журнале учета" поступление "Нурэфен Плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой, N 12" в количестве 244 упаковок и "Нурофен Плюс таблетки, покрытые пленочной оболочкой, N 12" в количестве 350 упаковок, не отражено.
Более того, в представленном "Журнал предметно-количественного учета лекарственных средств в аптеке N 2 ООО "Ваша Аптека" с. Кулешовка, ул. Ленина, 293 г, 2019 год": на последнее число месяца, а именно: на "28" февраля 2019 года лицом, уполномоченным на ведение и хранение журналов учета, не проведена сверка фактического наличия лекарственных средств, таких как "Лирика 300 мг N 14", "Лирика 300 мг N 56", "Мрегабалин-СЗ капсулы, 300 мг N 14", "Прегабалин-СЗ капсулы, 300 мг N 56", "Прегабалин-Канон, капсулы, 300 мг N 56", "Прегабалин-Канон, капсулы, 300 мг N 14" с их остатком по журналу учета и не внесены соответствующие записи в журнал учета.
Выявленные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, вмененного обществу, и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Также в ходе проведенной проверки установлено превышение максимального размера розничной надбавки на препарат "Лирика" на 133 % и 95% для указанного препарата.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) для медицинского применения на 2019 год утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р, согласно которому лекарственный препарат "прегабалин" входит в данный перечень.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установленные производителями лекарственных препаратов предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат государственной регистрации.
На основании части 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены Правила государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Правила регистрации N 865), Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - Правила ведения реестра N 865) и Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила установления надбавок N 865).
Согласно пункту 2 Правил установления надбавок N 865 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 3 Правил установления надбавок N 865 предусмотрено, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации (пункт 4 Правил установления надбавок N 865).
В соответствии с пунктом 5 Правил установления надбавок N 865 размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
При этом в силу пункта 7 Правил установления надбавок N 865 формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденной Приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП устанавливаются в процентах, дифференцированных в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей субъекта Российской Федерации.
В Ростовской области предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты утверждены постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - постановление РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1).
Согласно N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам по Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" предельный размер оптовой надбавки к фактической отпускной цене производителя для препаратов ценовой группы свыше 500 руб. составляет 8,8 %, предельный размер розничных надбавок к фактической отпускной цене производителя - 13 %.
С учетом приведенных выше норм реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме: 1) фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены: 2) предельного размера оптовой надбавки; 3) предельного размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сотрудниками общества реализован лекарственный препарат для медицинского применения "Прегабалин" в количестве по 1 (одной) капсуле (фрагменту ячейковой) по цене 150 руб. за капсулу и 120 руб. за капсулу.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации (http://grls.rosminzdrav.ru) для лекарственного препарата Прегабалин "Лирика", капсулы 300 мг, 14 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные, количество в потребительской упаковке - 14, владелец РУ Пфайзер ГмбХ - Германия, производитель Гедеке ГмбХ - Германия, предельная цена руб. без НДС 822,49 руб., дата регистрации 04.03.2010, N решения 1729-Пр/10, N РУ ЛС-001752, штрих-код 4034541003219; для лекарственного препарата Прегабалин "Лирика", капсулы 300 мг, 14 шт. - упаковки ячейковые контурные - 4 пачки картонные, количество в потребительской упаковке - 56, владелец РУ Пфайзер ГмбХ - Германия, производитель Гедеке ГмбХ - Германия, предельная цена руб. без НДС 3291,08 руб., дата регистрации 04.03.2010, N решения 1729-Пр/10, N РУ ЛС-001752, штрих-код 4034541003240.
Следовательно, данный препарат может реализовываться в упаковках по 14 капсул либо в упаковках по 56 капсул, в связи с чем общество реализовывало указанный препарат по цене: 2100 рублей (150 (цена 1 капс.) х 14 (количество капсул в упаковке)) и 1680 руб. (120р х 14 (количество капсул в упаковке)); 8400 рублей (150 (цена 1 капс.) х 56 (количество капсул в упаковке)) и 6720 руб. (120р х 56 (количество капсул в упаковке)).
Проверив структуру формирования цены реализации препарата, учитывая нормативно установленные надбавки и порядок их определения, суд апелляционной инстанции признал обоснованным выводы административного органа и суда первой инстанции о нарушении обществом порядка формирования отпускной цены на жизненно необходимый и важнейший лекарственный препарат.
Так, в соответствии с постановлением N 2/1 предельный размер оптовой надбавки для лекарственного препарата "Прегабалин" (МНИ Прегабалин) капсулы 300 мг по 14 капсул, равный 8,8%, составит:
822,49 х 8,8 % = 72,38 руб.,
а предельный размер розничной надбавки для лекарственного препарата "Прегабалин" составит:
822,49 х 13 % = 106,92 руб.
Соответственно предельная оптовая цена данного лекарственного препарата будет равна сумме зарегистрированной предельной отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет:
822,49+72,37= 894,87 руб.
С учетом изложенного реализация лекарственного препарата "Прегабалин" не должна превышать:
822,49 + 72,38+ 106,92 = 1001,78 руб.
Оптовая надбавка для лекарственного препарата "Прегабалин" (МНИ Прегабалин) капсулы 300 мг по 56 капсул, равный 8,8%, составит:
3291,08 х 8,8 % = 289,62 руб.,
а предельный размер розничной надбавки для лекарственного препарата "Прегабалин" составит:
3291,08 х 13 % = 427,84 руб.
Соответственно предельная оптовая цена данного лекарственного препарата будет равна сумме зарегистрированной предельной отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет:
3291,08+289,62= 3580,70 руб.
С учетом изложенного реализация лекарственного препарата "Прегабалин" не должна превышать:
3291,08 + 289,62 + 427,84 = 4008,54 руб.
Вместе с тем, реализуя лекарственный препарат по цене 150 руб. за капсулу и 120 руб., соответственно, общество допустило превышение размера максимальной розничной надбавки для лекарственного препарата "Прегабалин" из расчета по 14 капсул в упаковке:
2100 рублей (фактическая розничная цена) - 894,87 (предельная оптовая цена) = 1205,13 руб. (допущенная розничная надбавка), при этом предельный размер розничной надбавки равен 146,5%, следовательно, превышение размера максимальной розничной надбавки составляет 133,5% (146,5%-13%).
1680 руб. (фактическая розничная цена) - 894,87 (предельная оптовая цена) = 785,13 руб. (допущенная розничная надбавка), при этом предельный размер розничной надбавки равен 95,46%, следовательно, превышение размера максимальной розничной надбавки составляет 82,46% (95,46%-13%).
из расчета по 56 капсул в упаковке по цене 150 руб. и 120 руб. соответственно:
8400 рублей (фактическая розничная цена) - 3580,70 (предельная оптовая цена) = 4819,3. (допущенная розничная надбавка), при этом предельный размер розничной надбавки равен 146,4%, следовательно, превышение размера максимальной розничной надбавки составляет 133,4% (146,4%-13%).
6720 руб. (фактическая розничная цена) - 3580,70 (предельная оптовая цена) = 3139,3 руб. (допущенная розничная надбавка), при этом предельный размер розничной надбавки равен 95,39%, следовательно, превышение размера максимальной розничной надбавки составляет 82,39% (95,39%-13%).
При таких обстоятельствах, лекарственный препарат "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг реализован по цене 150 руб. в аптеке общества по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Беляева д.26/2 и по цене 120 руб. в аптеке общества г. Ростов-на-Дону, ул. Королева 27Б за одну капсулу, что превышает размер розничной надбавки на 133% и 95% соответственно.
С учетом изложенного, общество формировало отпускную цену на ЖНВЛП с нарушением требований пунктов 5, 7 Правил от 29.10.2010 N 865, что, в свою очередь, является нарушением требований подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании N 1081 и признается грубым нарушением лицензионных требований в силу пункта 6 Положения о лицензировании N 1081, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ по данному эпизоду.
Общество, имея лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и допустив грубые нарушения лицензируемого вида деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований действующего законодательства к осуществляемой лицензионной деятельности.
Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер к их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
При назначении наказания суд исходил из фактических обстоятельств дела.
Довод жалобы об отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств подлежит отклонению, поскольку на момент совершения части эпизодов правонарушения в рамках настоящего дела, в том числе, нарушению правил продажи лекарственных препаратов, нарушение целостности первичной и вторичной упаковки, правил формирования цены, общество обладало признаками повторности, поскольку решением суда Ростовской области от 18.01.2019 (вступило в силу 02.02.2019) общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Последующее увольнение сотрудников и закрытие одного из аптечных пунктов не свидетельствует о деятельном раскаянии, поскольку не влияет на последствия совершенного правонарушения.
С учетом изложенного, назначенное судом обществу наказание соответствует характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания, соразмерно совершенному деянию.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2019 по делу N А53-14297/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14297/2019
Истец: Росздравнадзор
Ответчик: ООО "ВАША АПТЕКА"