г. Москва |
|
20 января 2024 г. |
Дело N А40-200100/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ и ООО "АЛЬТУЭРА ЛАБС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2023 по делу N А40-200100/23
по заявлению ООО "АЛЬТУЭРА ЛАБС"
к ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Астафьева А.С. по доверенности от 16.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЛЬТУЭРА ЛАБС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - фонд) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе обществу в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, а также об обязании установить размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 0,2% соответствующем 1 классу профессионального риска согласно осуществляемому основному виду деятельности "Разработка компьютерного программного обеспечения" по коду ОКВЭД 62.01.
Решением суда от 03.11.2023 заявление было частично удовлетворено: суд отказал в удовлетворении требований общества к фонду о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, но обязал фонд применять в отношении общества страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности "Разработка компьютерного программного обеспечения" с кодом ОКВЭД 62.01 с 1 классом профессионального риска в размере 0,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. Также оспариваемым решением суд первой инстанции признал недействующим и не подлежащим применению уведомление фонда от 20.04.2023 о страховом тарифе общества на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 2,5 %.
Не согласившись с решением суда, фонд и общество обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт, по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах.
Представители общества и фонда в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителя общества и фонда, приходит к выводу об изменении оспариваемого решения по следующим мотивам.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что общество является плательщиком страховых взносов, страховой тариф в соответствии с видом экономической деятельности - 0,2 %, ОКВЭД 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения".
Общество 13.04.2023, то есть в пределах срока, установленного п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, представило в фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2023 год с необходимыми документами.
Вместе с тем, из-за технического сбоя фонд не получил заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2023 год.
ПО этой причине фонд отнес общество к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в Едином государственном реестре юридических лиц, - "Монтаж промышленных машин и оборудования" (ОКВЭД 33.20) с тарифом 2,5%. О присвоенном классе обществу стало известно после получения уведомления 20.04.2022.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу 6 профессионального риска (далее - Правила), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Обязанность по ежегодному подтверждению страхователями (юридическими лицами) основного вида деятельности (а также видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами) установлена п. 11 Правил.
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены п. 13 указанных Правил, которые в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551, вступившей в силу с 01.01.2017, предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, начиная с 2017 года органы фонда в случае неподтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, т.е. руководствуются предусмотренным п. 13 Правил формальным подходом.
Фондом обществу определен вид экономической деятельности, соответствующий 19 классу профессионального риска - "Монтаж промышленных машин и оборудования", однако доказательств осуществления обществом именно этого экономического вида деятельности фондом не предоставлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Непредставление обществом до 15 апреля документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении организацией деятельности, предусмотренной кодом ОКВЭД 33.20 "Монтаж промышленных машин и оборудования".
Общество 26.04.2023, 18.05.2023, 27.06.2023 представляло в фонд заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, но с нарушением установленного Порядком срока.
Положения действующего законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока. Вместе с тем, законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности организацией осуществляются; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем. Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков. При этом согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиями, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
По итогам 2022 основным видом деятельности, осуществляемой обществом, является "Разработка компьютерного программного обеспечения" с кодом ОКВЭД 62.01 - выручка от которых за 2022 составила 100% от общего объема оказанных услуг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что фонд в настоящем случае необоснованно, без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств квалифицировал в качестве основного вида деятельности заявителя "Монтаж промышленных машин и оборудования" (ОКВЭД 33.20) и произвел перерасчет сумм взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из страхового тарифа 2,5%, что обусловило нарушение прав и законных интересов общества ввиду возложения на него обязанности по уплате большей суммы страховых взносов, нежели общество должно уплатить в соответствии с действительно осуществляемым им видом экономической деятельности.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в части обязания фонда применять в отношении общества страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности "Разработка компьютерного программного обеспечения" с кодом ОКВЭД 62.01 с 1 классом профессионального риска в размере 0,2%, а также в части признания недействующим и не подлежащим применению уведомление фонда от 20.04.2023 о страховом тарифе общества на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 2,5%, являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого решения в части отказа в признании незаконными действия фонда, выразившиеся в отказе обществу в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год судом первой инстанции не учтено следующее.
По смыслу пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка (равно как и представивший ошибочные сведения и впоследствии выявивший такую ошибку), и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); в свою очередь фонд должен был оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Отсутствие в нормативных правовых актах утверждённой процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа на основе представленных страхователем сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на страхователя обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
При этом сам факт представления документов о подтверждении основного вида деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Фактически при получении указанных сведений фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
В пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым, содержащееся в п. 13 допускает возможность такого подтверждения в соответствующем году, то есть исходя из установленного ст. 22.1 Закона 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела требования общества о признании незаконными действий и установление конкретного тарифа являются взаимосвязанными. Неправильный тариф является следствием незаконных действий.
Следовательно, оспариваемые действия фонда являются незаконными.
Обстоятельства в указанной не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч. 1 ст. 268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, апелляционная жалоба фонда подлежит оставлению без удовлетворения, решение суда подлежит изменению как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Действия фонда, выразившиеся в отказе обществу в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год подлежат признанию незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2023 по делу N А40-200100/23 изменить.
Признать незаконными действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, выразившиеся в отказе ООО "Альтуэра Лабс" в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в пользу ООО "Альтуэра лабс" расходы по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200100/2023
Истец: ООО "АЛЬТУЭРА ЛАБС"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4854/2024
02.09.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46173/2024
04.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4854/2024
20.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81278/2023
03.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-200100/2023