г. Тула |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А23-6716/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2019 по делу N А23-6716/2018 (судья Кретова И.А), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Кисельникова Юрия Анатольевича (г. Калуга, ОГРНИП 304402927200212, ИНН 402900498048) к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Калуга, ОГРН 1024001180312, ИНН 4027022552), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница N 4 им. Хлюстина А.С." (г. Калуга, ОГРН 1024001178332, ИНН 4027002884), о признании незаконными решений от 05.07.2018 N 206, от 05.07.2018 N 212, от 13.07.2018 N 241;
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Кашина Г.А. (доверенность от 13.12.2016 N 43, паспорт),
от индивидуального предпринимателя Кисельникова Юрия Анатольевича не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница N 4 им.Хлюстина А.С." не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кисельников Юрий Анатольевич (далее - предприниматель) обратился с заявлением к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконными решений от 05.07.2018 N 206, от 05.07.2018 N 212, от 13.07.2018 N 241, которыми отказано в рассмотрении документов, представленных предпринимателем для назначения (возмещения) Кулаку Л.П. пособия по временной нетрудоспособности по листу нетрудоспособности N 2957772355777 от 01.06.2018 за период с 07.04.2017 по 05.05.2017 и листу нетрудоспособности N 295777234585 от 01.06.2018 за период с 16.03.2017 по 06.04.2017; а также для назначения (возмещения) Тарасевичу В.В. пособия по временной нетрудоспособности по листу нетрудоспособности N 295774306152 от 03.07.2018 за период с 13.12.2016 по 18.01.2017 ввиду предъявления листов нетрудоспособности по истечении шестимесячного срока со дня восстановления трудоспособности застрахованного.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2019, требования предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, фонд обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование заявленных требований фонд указывает на то, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции посчитал установленными имеющие значение для дела обстоятельства, которые не были доказаны надлежащим образом, а также суд вынес решение в отношении требования, которое не заявлялось.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив в порядке, установленном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель является работодателем Кулака Леонида Павловича на основании трудового договора N 134 от 23.06.2008 и Тарасевича Виталия Владимировича на основании трудового договора N 353 от 05.04.2011.
Согласно условиям трудового договора Кулак Л.П. и Тарасевич В.В. приняты на работу водителями-экспедиторами. В договорах указано место жительства каждого работника: Беларусь г. Барановичи.
Согласно листа нетрудоспособности N 295777234585 выданного ГБУЗ Калужская городская больница N 4 от 01.06.2018 Кулак Л.П. был нетрудоспособен в период с 16.03.2017 по 06.04.2017.
Согласно листа нетрудоспособности N 295777235577 выданного ГБУЗ Калужская городская больница N 4 от 01.06.2018 Кулак Л.П. был нетрудоспособен в период с 07.04.2017 по 05.05.2017. Должен приступить к работе 06.05.2017.
Согласно листа нетрудоспособности N 295774306152 выданного ГБУЗ Калужская городская больница N 4 от 03.07.2018 Тарасевич В.В. был нетрудоспособен в период с 30.12.2016 по 18.01.2017.
Решением N 206 от 05.07.2018 фонд сообщил предпринимателю, что документы представленные им для назначения возмещения пособия по временной нетрудоспособности по листу нетрудоспособности N 295777235577 от 01.06.2018 за период с 07.04.2017 по 05.05.2017 Кулаку Л.П., на основании п. 14 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному страховому возмещению на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, возвращаются без рассмотрения в связи с тем, что согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения работника от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания. Обращение за назначением пособия по временной нетрудоспособности электронным реестром произошло по истечении 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности. Следовательно, данный листок нетрудоспособности оплате не подлежит.
С аналогичным обоснованием принято решение N 212 от 05.07.2018 по листу нетрудоспособности Кулака Л.П. N 295777234585 от 01.06.2018 за период с 16.03.2017 по 06.04.2017 и решение N 241 от 13.07.2018 года по листу нетрудоспособности Тарасевича В.В. N 295774306152 от 03.07.2018 за период с 13.12.2016 по 18.01.2017.
Предприниматель в связи с отказом оплаты больничного листа Кулаку Л.П. и Тарасевичу В.В. принял приказы от 19.07.2018 года N 72 (оплатить из личных средств предпринимателя Кулаку Л.П. 10 940 руб. 75 коп.) и N 73 (оплатить из личных средств предпринимателя Тарасевичу В.В. 10 940 руб. 75 коп.).
В связи с указанными обстоятельствами, предприниматель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Калужской области.
Как установлено судом первой инстанции, впервые предприниматель обратился в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Калужская городская больница N 4 им. Хлюстина А.С." (далее - лечебное учреждение) 23.01.2018 с письменным заявлением (исх. N 37 от 23.01.2018) о замене листов нетрудоспособности, выданных Учреждением здравоохранения Барановичская городская больница (Беларусь), работнику Тарасевичу В.В., на листы нетрудоспособности российского образца.
К данному заявлению предпринимателем были приложены оригиналы листов нетрудоспособности на имя Тарасевича Виталия Владимировича, а также доверенность, выданная Тарасевичем В.В. 19.01.2018 предпринимателю, на представление интересов в медицинских организациях.
В ходе рассмотрения лечебным учреждением заявления предпринимателя от 23.01.2018 выяснилось, что какие-либо сведения об обращениях Тарасевича В.В. в лечебное учреждение и его территориальные подразделения отсутствуют. Следовательно, отсутствует согласие данного лица на предоставление информации, относящейся к врачебной тайне, другому лицу.
Представленные предпринимателем листы нетрудоспособности гражданина Республики Беларусь Тарасевича В.В. были на иностранном языке - без нотариального перевода; приложенная к заявлению доверенность - в произвольной форме, нотариально не удостоверена, личность человека, подписавшего доверенность, а также его подпись, нотариально не удостоверена.
В связи с изложенным, лечебное учреждение письмом исх. N 277 от 01.03.2018 возвратило предпринимателю оригиналы листов нетрудоспособности гражданина Республики Беларусь Тарасевича В.В., а также представленную доверенность, указав, что с учетом норм действующего законодательства РФ, Тарасевичу В.В. необходимо предоставить нотариальный перевод листов нетрудоспособности, как документов строгой отчетности, и в последующем лично с паспортом, листом нетрудоспособности и его нотариальным переводом обратиться в лечебное учреждение с заявлением о замене листа нетрудоспособности, выданного за пределами РФ, на установленный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н бланк российского образца. В случае обращения представителя, последнему иметь на руках нотариальную доверенность на выполнение поручения доверителя.
21.06.2018 предприниматель обратился в лечебное учреждение с письменным заявлением о замене иностранных листов нетрудоспособности гражданина Белоруссии Тарасевича В.В. на листы нетрудоспособности российского образца. К заявлению были приложены: нотариальная доверенность от 16.06.2018, выданная Тарасевичем В.В. предпринимателю на представление интересов в медицинских организациях, а также оригиналы листов нетрудоспособности на иностранном языке, выданные Тарасевичу В.В. на территории республики Беларусь учреждением здравоохранения "Барановичская центральная поликлиника" серии АЖ 0359387; АЖ 0649146; АЖ 0686508.
На основании рассмотрения письменного заявления предпринимателя и приложенных к нему документов, лечебным учреждением на имя Тарасевича В.В. был выдан первичный листок нетрудоспособности российского образца N 295774306152 за период с 30.12.2016 по 18.01.2017; N 295774307031 за период с 19.01.2017 по 27.02.2017; N 295774308923 за период с 28.02.2017 по 24.03.2017.
30.05.2018 предприниматель впервые обратился в лечебное учреждение с письменным заявлением о замене иностранных листов нетрудоспособности гражданина Белоруссии Кулака Л.П. на листы нетрудоспособности российского образца. К заявлению были приложены: нотариальная доверенность от 18.05.2018, выданная Кулаком Л.П. предпринимателю на представление интересов в медицинских организациях, а также оригиналы листов нетрудоспособности на иностранном языке, выданные Кулаку Л.П. на территории республики Беларусь Государственным учреждением здравоохранения республики Беларусь "Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова", серии АФ 0699001, АЖ 0641022.
На основании рассмотрения письменного заявления предпринимателя и приложенных к нему документов, лечебным учреждением на имя Кулака Л.П. были выданы листы нетрудоспособности российского образца N 295777235577 за период с 07.04.2017 по 05.05.2017, N 295777234585 за период с 16.03.2017 по 06.04.2017.
Правовым основанием замены листов нетрудоспособности иностранных граждан на листы нетрудоспособности российского образца является вступление в силу с 01.01.2015 Договора о Евразийском союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), участниками которого являются, в том числе Республика Беларусь и Российская Федерация.
Согласно п. 3 ст. 98 Договора, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает, в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, на основании Договора, с 01.01.2015 граждане Республики Беларусь, законно находящиеся в Российской Федерации и работающие в ней по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица) и имеют право на получение всех видов пособий по указанному виду социального страхования с первого дня работы на территории РФ.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок).
Согласно п. 7 Порядка, документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации (далее - врачебная комиссия) могут быть заменены на листки нетрудоспособности установленного в РФ образца.
Согласно п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий", документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
Если листок нетрудоспособности, выданный в Республике Беларусь, заверен гербовой печатью лечебного учреждения, он не требует апостилирования (легализации), но подлежит нотариальному переводу (ч. 1 ст. 13 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22.01.1993; п. 6 ст. 35, п. 7 ст. 38 Закона РФ от 11.02.1993 N 4462 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате").
Кроме того, согласно п. 4 Порядка, выдача листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Проверка соблюдения установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется Фондом социального страхования РФ в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 10 Порядка).
Замена лечебным учреждением иностранных листов нетрудоспособности на имя Тарасевича В.В. была произведена 03.07.2018 на основании заявления предпринимателя от 21.06.2018 и приложенных документов.
Замена лечебным учреждением иностранных листов нетрудоспособности на имя Кулака Л.П. была произведена 01.06.2018 на основании заявления предпринимателя от 30.05.2018 и приложенных документов.
Таким образом, судом установлено, что работники предпринимателя Тарасевич В.В. и Кулак Л.П., проживая на территории Республики Беларусь, осуществляли в соответствии с трудовыми договорами работу водителей-экспедиторов по международным перевозкам. Заболев, обратились в лечебные учреждения Республики Беларусь, где получили листки нетрудоспособности. Учитывая, что листки нетрудоспособности российского образца были оформлены по истечении 6 месяцев с момента восстановления трудоспособности работников, у предпринимателя не имелось возможности предъявить их в фонд в установленный срок.
Частью 1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ при обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2007 N 74, согласно которому предусмотрены, в том числе, такие причины как переезд на место жительства в другой населенных пункт, смена места пребывания; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.
Предпринимателем в обоснование заявленных требований указано, что причиной несвоевременного обращения в фонд для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является проживание работников Тарасевича В.В. и Кулака Л.П. на территории другого государства, постоянная смена их места пребывания в связи с характером работы, поскольку они выполняют работу водителей-экспедиторов по международным перевозкам грузов. Кроме того, просит учесть длительность процедуры по переводу медицинских документов на русский язык, по проведению медицинской организацией врачебной комиссии с целью выдачи листков нетрудоспособности установленного в РФ образца взамен документов, предоставленных медицинской организацией, находящейся на территории Республики Беларусь.
Материалами дела подтверждено, что Тарасевич В.В. был нетрудоспособен на основании листов нетрудоспособности, выданных в Беларуси, общий период нетрудоспособности с 30.12.2016 по 24.03.2017. В период с 31.03.2017 по 23.01.2018 Тарасевич В.В. совершал международные перевозки (т. 2 л.д. 103-148).
Каждая перевозка начиналась и завершалась на территории Беларуси. То есть, Тарасевич В.В., имеющий постоянное место жительства на территории Беларуси, состоящий в трудовых отношениях с предпринимателем, постоянно изменял место пребывания в связи с трудовыми обязанностями.
Кулак Л.П. был нетрудоспособен на основании листов нетрудоспособности, выданных в Беларуси, общий период нетрудоспособности с 16.03.2017 по 05.05.2017, совершал международные перевозки в период с 14.05.2017 по 28.05.2018 (т. 3 л.д. 1-33).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель по объективным причинам не мог в установленный шестимесячный срок передать листки нетрудоспособности Тарасевича В.В. и Кулака Л.П. для начисления пособия в фонд.
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлен ст. 13 Закона N 255-ФЗ, согласно которой назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
В соответствии со ст. 2.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования РФ.
Статьей 4.2 Закона N 255-ФЗ установлены права и обязанности страховщика, в том числе страховщик вправе:
- проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
- запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
- не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Страховщик обязан:
- осуществлять управление средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и бюджетным законодательством РФ;
- осуществлять в случаях, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам;
- выделять страхователям в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов.
Постановлением Правительства РФ N 294 от 21.04.2011 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено "Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта".
Согласно п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в п. 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой фондом (п. 3 Положения).
Согласно п. 6 Положения в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом фонда за счет средств бюджета фонда.
Постановлением Правительства РФ N 294 установлено, что с 01.07.2016 по 31.12.2020 в пилотном проекте участвует Калужская область.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оспариваемые решения приняты со ссылками на п. 14 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 294 от 21.04.2011, согласно которому при поступлении в территориальный орган фонда с нарушением установленных требований заявления и документов либо реестра сведений, указанных в п.п. 3 и 4 Положения, или документов, указанных в п.п. 10 и 12 Положения, территориальный орган фонда в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что предпринимателем представлены доказательства, подтверждающие, что причинами несвоевременного представления в фонд листков нетрудоспособности в отношении застрахованных лиц Кулака Л.П. и Тарасевича В.В. являются их проживание на территории республики Беларусь (что подтверждено записями в трудовых договорах), получение ими первичных листков нетрудоспособности в медицинском учреждении на территории республики Беларусь, необходимость их перевода с белорусского на русский язык, выполнение трудовых обязанностей в должности водителей-экспедиторов, что связано с постоянными международными перевозками, постоянное изменение места пребывания (постоянное перемещение в различные государства в связи с трудовыми обязанностями), что свидетельствует о наличии уважительных причин обращения за назначением пособие по временной нетрудоспособности позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.
Постановление Правительства РФ N 294 от 21.04.2011 обязывает страхователя представить документы, согласно перечня в соответствии с Законом N 255-ФЗ.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.12.2009 N 951н не устанавливает перечень документов, прилагаемых в подтверждение уважительной причины пропущенного срока.
При этом ч. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.
Предприниматель обратился в фонд путем подачи электронных реестров, что предусмотрено законодательством РФ.
Пунктом 7 Положения (Постановление Правительства РФ N 294 от 21.04.2011) предусмотрено, что в случае представления в территориальный орган фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в п. 5 настоящего Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений (далее - извещение).
Страхователю, представившему в территориальный орган фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
Предприниматель предъявлял электронные реестры согласно перечня, установленного законодательством. При этом фонд не запрашивал у предпринимателя дополнительные документы, подтверждающие уважительные причины пропущенного шестимесячного срока в порядке п. 7 Положения.
Пункт 14 Положения, хотя и предусматривает принятие решения об отказе в рассмотрении документов, но не исключает применение п. 7 Положения и ч. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ.
В данном случае фонд без выяснения причин пропуска предпринимателем срока предъявления электронных реестров принял решения об отказе в рассмотрении документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону оспариваемых решений фонда от 05.07.2018 N 206, от 05.07.2018 N 212, от 13.07.2018 N 241, нарушающих права предпринимателя, поскольку не соблюдены требования п. 7 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 294 от 21.04.2011 и ч. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы фонда выражают несогласие с судебным актом, но не содержат фактов, которые влияли бы на его обоснованность и законность, опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2019 по делу N А23-6716/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-6716/2018
Истец: Кисельников Юрий Анатольевич
Ответчик: Государственное учреждение-Калужское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Калжуское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГБУЗ "Калужская горбольница N4", ГБУЗ Калужской области "Калужская городская больница N4 им. Хлюстина А.С."
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4965/19
28.08.2019 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-6716/18
17.07.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2885/19
11.03.2019 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-6716/18