г. Пермь |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А50-9204/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игитовой А.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Горизонталь": представители не явились,
от заинтересованного лица - Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации: Вихарева М.М. (удостоверение, доверенность от 24.06.2019),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Горизонталь",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2019 года
по делу N А50-9204/2019,
принятое судьей Шаламовой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горизонталь" (ОГРН 1095944000965 ИНН 5944206829)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002 ИНН 5904100537)
о признании недействительным требования от 15.03.2019 N 44316и о предоставлении документов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Горизонталь" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным требования Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заинтересованное лицо) от 15.03.2019 N 44316и о предоставлении документов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы считает, что судом неверно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы жалобы сводятся к отсутствию у фонда права истребования документов, не относящихся к предмету проверки.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу фонд просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель фонда поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
В судебное заседание заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Представление заявителем с апелляционной жалобой документов (судебной практики): постановления Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа, судом апелляционной инстанции расценено ходатайством о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 23.07.2019 в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отказано, на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес страхователя направлено требование от 15.03.2019 N 44316и о представлении документов в срок до 08.04.2019: штатное расписание за 2018 год, должностная инструкция на Булоусову Н.В., документы, подтверждающие наличие образования, которые указывают на возможность (невозможность) выполнения тех или иных трудовых функций в соответствии с имеющимся образованием и опытом работы на Белоусову Н.В., документы, подтверждающие в том числе экономическое обоснование приема на работу беременной женщины, результативности ее работы в определенной должности на Белоусову Н.В., документы, подтверждающие ведение организацией хозяйственной деятельности, наличие прибыли, сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за 2018 год, расчет по страховым взносам за 2018 год, расчет суммы НДФЛ за 2018 год, документы, подтверждающие уплату страховых взносов на ОПС, ОМС, НДФЛ за 2018 год, табель учета рабочего времени с января по июль 2018 года, правила внутреннего трудового распорядка за 2018 год, расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы с августа по декабрь 2018 года, выписка из банка операций по лицевому счету с марта по февраль 2019 года, расчетные листки с апреля по декабрь 2018 года на Арзютову Г.Г., платежные поручения на перечисления пособий с апреля по декабрь 2018 года на Арзютову Г.Г., Шестакову Н.Н.
Не согласившись с выставленным требованием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности требования Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.03.2019 N 44316и и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии со статьей 11 федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документ, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
Согласно части 1 статьи 4.2 федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательному социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон N 255-ФЗ) страховщик имеет право: проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; запрашивать у страхователя сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика в соответствии с частью 2 статьи 4.6 настоящего федерального закона; не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом, страхователь в соответствии с положениями статьи 4.1 закона N 255-ФЗ обязан предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Как следует из материалов дела, обществом подан расчет по страховым взносам за 2018 год с отраженными расходами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ).
На основании поступивших от налогового органа в рамках межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган страховщика вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя. Формы документов, применяемых при проведении проверок, утверждаются страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (части 1, 1.1 закона N 255-ФЗ).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4 статьи 4.7 закона N 255-ФЗ).
Согласно положениям статей 26.14, 26.15 закона N 125-ФЗ страховщик проводит камеральные и выездные проверки.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
С учетом поступления расчета по страховым взносам за 2018 год фондом начата камеральная проверка расчета в части расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ссылки страхователя на положения приказа Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения", поскольку как указывает заявитель за выделением средств он не обращался, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Вместе с тем, судом принято во внимание, что фондом проводится камеральная проверка, и именно в связи с проводимой камеральной проверкой расчета на основании положений статьи 26.18 закона N 125-ФЗ в адрес страхователя направлены требования от 06.03.2019 N 44300 и 15.03.2019 N 44316и о предоставлении документов.
Конкретный перечень документов, которые фонд вправе истребовать для проверки обоснованности расходов законом N 125-ФЗ не установлен.
При этом, под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует понимать документы, непредставление которых не позволяет фонду осуществить такой контроль.
Из анализа положений статей 1, 5, 2.2 закона N 255-ФЗ, статьи 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" следует, что применительно к вопросу о признании расходов, связанных с выплатой соответствующих пособий лицу, работающему по трудовому договору, правовым основанием для возмещения выплаченных сумм за счет фонда является наличие реальных трудовых отношений с работником в период предоставления отпуска по беременности и родам, наличие документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и факт выплаты страхового обеспечения работодателем.
Согласно пункта 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем (а в случаях, предусмотренных законом N 255-ФЗ, - территориальным органом ФСС) на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам). Пунктом 8 этих правил установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, периоды замещения других государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Все иные запрошенные документы имеют отношение к проводимой проверке, поскольку позволяют установить (подтвердить) реальность взаимоотношений между страхователем и работником, наличие или отсутствие злоупотребления правом при отражении соответствующих расходов страхователем.
Таким образом, истребование фондом документов в подтверждение факта правомерности понесенных расходов является правомерным.
При таких обстоятельствах, совокупность условий для признания незаконным требования фонда от 15.03.2019 N 44316и, отсутствует, оснований для признания оспариваемого требования недействительным по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в целом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2019 года по делу N А50-9204/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9204/2019
Истец: ООО "Горизонталь"
Ответчик: ГУ - ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ