г. Санкт-Петербург |
|
18 июля 2019 г. |
Дело N А56-2595/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Глазкова Е.Г., Медведевой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаджиевым М.С.,
при участии:
- от истца: Капцова К.С. (доверенность от 09.01.2019)
- от ответчика: Лесовой Д.Н. (доверенность от 04.02.2019),
Мультановская В.В. (доверенность от 04.02.2019)
- от 3-го лица: 1) Юрченко Н.М. (доверенность от 14.12.2018)
2-4) не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15592/2019) открытого акционерного общества по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2019 по делу N А56-2595/2017 (судья Суркова А.А.),
принятое по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" к открытому акционерному обществу по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой"
3-и лица:
1) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
2) открытое акционерное общество "НИПИИ "Ленметрогмпротранс";
3) общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 121";
4) общество с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО"
о взыскании
установил:
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет, КРТИ, Заказчик Санкт-Петербурга) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой" (далее - ОАО "Метрострой", Общество, Подрядчик,) о взыскании 357 764 652,50 руб. неосновательного обогащения и 68 395 773,55 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на 357 764 652,50 руб., за период с 17.01.2017 по день фактического перечисления неосновательного обогащения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (далее - Дирекция), общество с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" (далее - ООО "Полигон ТБО"), открытое акционерное общество "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" (далее - ОАО "ЛМГТ"), общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление - 121" (далее - ООО "СУ - 121").
Определением от 03.11.2017 по настоящему делу удовлетворено ходатайство Общества о назначении судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту АНО "Петербургский центр судебных экспертиз" Васкину В.Б.
Определением от 16.02.2018 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена истца с Комитета на Дирекцию в связи с заключением дополнительного соглашения от 09.02.2018 N 20, в соответствии с которым все права и обязанности Комитета по государственному контракту от 18.03.2014 N КСМ-2 (далее - Контракт) переданы Дирекции.
Указанным определением Комитет привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В ходе рассмотрения Дирекция уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика 360 208 227,51 руб. неосновательного обогащения и 125 094 883,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.12.2014. по 16.01.2017.
Решением от 09.04.2019 с Общества в пользу истца взыскано 360 208 227,51 руб. неосновательного обогащения, 18 144 931,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.07.2016 по 16.01.2017, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения (360 208 227, 51 руб.) на основании статьи 395 ГК РФ за период с 17.01.2017 по дату фактической уплаты. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 176 359 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель Общества просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что Обществом представлены все документы, подтверждающие и обосновывающие затраты, произведенные при размещении грунта и строительных отходов при строительстве, которые приняты и подтверждены Дирекцией.
По мнению Общества, разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, подтвердил факт выполнения Обществом спорных работ, однако при разрешении вопроса об обоснованности затрат, применил формальный подход к оценке фактических обстоятельств дела и доказательствам, представленным в материалы дела, указав, что:
- Контрактом определен лишь максимально возможный предел расходов на размещение грунта и строительных отходов при строительстве, но не закреплена безусловная обязанность заказчика выплатить подрядчику всю сумму, определенную п. 49 сводной сметы. Специальные правила порядка подтверждения затрат Контрактом не предусмотрены;
- Контрактом и сметной документацией учтены только расходы на размещение грунта и строительных отходов при строительстве на объекте размещения отходов. К затратам, которые подлежат компенсации, могут быть отнесены только затраты, непосредственно на размещение грунта на полигоне;
- Проектной документацией формирование временных промежуточных площадок для хранения грунта не предусмотрено;
- на основании пункта 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ;
- не представлены доказательства наличия соответствующих полномочий у лиц, подписавших Протокол технического совещания;
- Обществом не представлено доказательств обоснованности расходов, понесенных на предусмотренное пунктом 49 Сводной сметы размещение грунта категории "опасная" и "чрезвычайно опасная" в размере 362 279 174,71 руб., поскольку в указанную сумму включены также расходы, не предусмотренные пунктом 49 Сводной сметы.
По мнению Общества действия Комитета и Дирекции по взысканию неосновательного обогащения является злоупотреблением правом, направленные исключительно на односторонне снижение цены Контракта.
Податель жалобы обращает внимание, что судом не учтено заключение эксперта, а вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих полномочия лиц, принявших решение об утверждении затрат, предъявленных Обществом к возмещению, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
10.07.2019 в суд от представителя ООО "СУ - 121" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
11.07.2019 от представителя Дирекции поступил отзыв на жалобу, в котором истец против удовлетворения жалобы возражает.
В настоящем судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы.
Представитель Дирекции против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Комитета ходатайствовал о приобщении к материалам дела отзыва на жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Все представленные отзывы апелляционным судом приобщены к материалам дела, а ходатайство об отложении отклонено ввиду отсутствия оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отложение судебного разбирательства приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора.
Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, апелляционный суд полагает, что судебный акт подлежит отмене.
Как установлено судом первой инстанции Комитет (подрядчик) и Общество (заказчик) 18.03.2014 заключили Контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству Фрунзенского радиуса за станцию "Международная" до станции "Южная", включая проектирование (стадия РД) (далее - Объект).
В силу пункта 5.2.8 Контракта подрядчик принял на себя обязательства по разработке в соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра "Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге" и приказом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 03.05.2007 N 86-ос "Об утверждении Положения о порядке согласования технологических регламентов по обращению со строительными отходами" проекта нормативов образования отходов и лимитов по их размещению на период строительства, Регламента по обращению со строительными отходами на основании данных такого проекта и согласованию его с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, а также по утилизации отходов с внесением платы за загрязнение окружающей среды.
Для целей исполнения своих обязательств по Контракту, Общество, на основании Договора N Ф-2/2014.03.17 привлекло ООО "СУ-121", для оказания комплекса услуг, направленных на размещение/утилизацию грунта и строительных отходов при строительстве.
Состав работ, выполняемых 000 "СУ-121" по Договору N Ф-2/2014.03.17 определен пп. 1.1.1.-1.1.6. Договора N Ф-2/2014.03.17.
В протоколе согласования договорной цены (приложении N 2 к договору) стороны пришли к соглашению, что тонна размещения/утилизации грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ (с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная") стоит 4556,2 руб.; стоимость размещения грунта - 359 835 599,70 руб. за 78 977,13 тонн.
По указанному договору сторонами подписаны акты об оказании услуг от 30.04.2014 N 24, 62, 63, 64, 65, 66, 67, от 31.05.2014 N 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, от 02.06.2014 N 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81 на общую сумму 359 831 582,22 руб., в т.ч. НДС, которые оплачены платежными поручениями от 24.03.2014 N 203, от 01.04.2014 N 246, от 22.04.2014 N 338, от 29.05.2014 N 37, от 01.07.2014 N 216, от 05.08.2014 N 87 на 359 832 084,94 руб.
Расходы, предъявленные ООО "СУ-121", включены Обществом в состав затрат по Контракту.
В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 17.11.2014 N 9 за период с 01.11.2014 по 17.11.2014 Обществом выполнены работы и понесены затраты на 855 858 864,75 руб., в том числе прочие затраты в размере 315 653 375,34 руб. - с учетом перечисленного аванса уплате подрядчику подлежало 505 595 368,08 руб.
При этом из справки N 9/2014 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ за период с 01.11.2014 по 17.11.2014 следует, что расходы на размещение грунта и строительных отходов при строительстве понесены в размере 308 647 258,10 руб. (без НДС) или 364 203 764,56 руб. (в т.ч. НДС).
Платежным поручением от 01.12.2014 N 29999123 Обществу перечислено 505 595 368,08 руб. по Контракту на основании акта КС-3 от 17.11.2014 N 9.
С целью проверки соответствия выполненных и оплаченных объемов работ по объекту за отчетный период с 01.11.2014 по 17.11.2014 на основании приказа Дирекции от 22.12.2014 N 429 проведена проверка в рамках исполнения контракта, в том числе на соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ, указанных в актах приемки выполненных работ, рабочих чертежах и сметной документации.
По результатам указанной проверки составлен акт контрольного обмера от 02.02.2015, из которого (пункт 17) следует, что в процессе проверки услуг по размещению грунта и строительных отходов (отходы категории "опасная" и "чрезвычайно опасная") представлена исполнительная документация (Технологический регламент обращения со строительными отходами, справки сдачи-приемки отходов, акты сдачи-приемки отходов, товарно-транспортные накладные, контрольные талоны приемки отходов, договоры с получателем строительных отходов, лицензии получателей строительных отходов на обращение с опасными отходами), на основании которой уплачено 359 835 599,70 руб.
По мнению Комитета, стоимость фактически понесенных Обществом расходов на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная" составляет 2 070 947,20 руб. исходя из расчета 47,20 руб. (с учетом НДС) за один куб.м грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная".
В обоснование данного расчета Комитет представил письмо Полигона от 11.12.2014 N 277/14, в котором последний сообщил, что в рамках агентского договора от 15.04.2014 N 23/14-А в период с 15.04.2014 по 11.12.2014 от ООО "СУ-121" принято на размещение 43 876 куб.м грунта, образованного в результате проведения землеройных работ, не загрязненного опасными веществами, 5 класса опасности по цене 40 руб. за куб.м (без учета НДС).
В письме от 16.02.2015 N 2621-01/399 Общество выразило несогласие с актом обмера, в том числе указало, что Комитетом и Дирекцией неправомерно применены нормативно-правовые акты, регулирующие порядок утилизации бытовых отходов; все документы, подтверждающие затраты представлены Обществом и приняты Комитетом.
В последующей переписке Комитет неоднократно запрашивал у Общества документы, подтверждающие понесенные Обществом затраты на вывоз, размещение грунта и строительных отходов исходя из стоимости 4 556,20 руб. за тонну, либо просил возвратить излишне уплаченные 356 107 879,16 руб.
Общество указывало, что в соответствии с пунктом 3.11 Контракта все его расходы надлежащим образом подтверждены, а также проверены и оплачены заказчиком.
Поскольку претензия Комитета оставлена Обществом без удовлетворения, Комитет обратился в арбитражный суд с указанным иском.
Из искового заявления Комитета следует, что основанием для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями послужили выводы Дирекции, изложенные в акте контрольного обмера от 02.02.2015.
Расчет заявленных исковых требований произведен Комитетом и Дирекцией на основании письма ООО "Полигон ТБО" от 11.12.2014 N 277/14.
Делая вывод об отсутствии в Контракте специальных правил подтверждения затрат, суд первой инстанции не учел положения Соглашения, являющегося Приложением N 5 к Контракту, в редакции Дополнительного соглашения от 26.05.2014 N 2 к Контракту.
В частности, пункт 2 Соглашения об условиях приемки работ, сторонами Контракта определено, что Подрядчик ежемесячно предоставляет акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), справки о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ (по форме N 1, приведенной в Приложении к Соглашению).
Пунктом 3.11 Контракта стороны установили, что оплата Подрядчику компенсационных затрат, прочих расходов и работ, включенных в стоимость Контракта, в том числе лимит средств на утилизацию строительного мусора, производится в размере фактических затрат на основании счетов, подтвержденных платежными поручениями.
Следовательно, Сторонами Контракта согласовано, что затраты, связанные с выполнением работ по Контракту, включаются в Справку о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ, с приложением документов, подтверждающих фактически произведенные затраты.
Порядок приемки работ, и затрат, связанных с исполнением Контракта, установлен в пункте 3-8 Соглашения.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Соглашения, Дирекция (Заказчик) в течение 7 календарных дней со дня получения документов от Подрядчика проверяет качество выполненных работ, достоверность содержащихся в документах сведений об объемах, составе и стоимости выполненных работ, а Комитет (Заказчик Санкт-Петербурга) при отсутствии замечаний, в тот же срок подписывает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Пунктом 6 Соглашения предусмотрено актирование работ, выполненных с отклонениями от проектно-сметной документации, строительных норм и правил (СНиП), Технических регламентов, условий Технического задания, иных условий Контракта.
Такие работы, в силу пункта 7 Соглашения, приемке и оплате не подлежат до устранения всех выявленных недостатков.
В случае выявления в документах, представленных Подрядчиком, несоответствия сведений об объемах, составе и (или) стоимости работ, фактически выполненным объемам работ, их составу и(или) стоимости, определенной Контрактом, документы не подписываются и возвращаются Подрядчику для устранения недостатков. Заказчик принимает и подписывает такие документы только после устранения Подрядчиком всех выявленных недостатков (п. 8 Соглашения об условиях приемки работ).
Соответствующие положения содержатся также в пунктах 3.6, 3.8 и 3.9 Контракта.
Следовательно, сторонами Контракта в Соглашении во взаимосвязи с пунктами 3.6, 3.8, 3.9 и 3.11 Контракта согласовано, что затраты, понесенные Подрядчиком при выполнении работ по Контракту, включаются в Справку о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ, проверку которых осуществляют совместно Комитет и Дирекция.
Факт подписания Комитетом и Дирекцией Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) N 9 от 17.11.2014, справки N 9/2014 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ за период с 01.11.2014 по 17.11.2014, а также факт оплаты Комитетом указанных работ свидетельствуют о том, что ими проведена проверка соответствия указанных в них сведений об объемах, составе и (или) стоимости работ, фактически выполненным Подрядчиком объемам работ, их составу и (или) стоимости, определенной Контрактом.
Факт получения Комитетом и Дирекцией необходимой исполнительной документации, подтверждающей расходы Общества на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", подтверждается также исковым заявлением Комитета, в котором указано, что при проведении проверки услуг по размещению грунта и строительных отходов (отходы категории "опасная" и "чрезвычайно опасная") Дирекции представлена исполнительная документация на сумму 359 835 599,70 руб.
Данный факт также указан в Акте выборочной камеральной проверки комплектности и качества исполнительной документации по Объекту от 30.07.2016, составленном специалистами Дирекции.
Соответствующие положения также содержатся в представленном в материалы дела неподписанном Акте контрольного обмера от 02.02.2015.
До подписания Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) N 9 от 17.11.2014, справки N 9/2014 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ за период с 01.11.2014 по 17.11.2014 и, соответственно, до оплаты Комитетом расходов Подрядчику на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", Дирекция письмом от 20.11.2014 N 09/13051 дополнительно запрашивала у Общества в отношении расходов по размещению грунтов и строительных отходов следующие документы:
- копию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, заверенную печатью;
- экспертное заключение лабораторных исследований уровней загрязнения с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная" на каждой площадке к договору N Ф-2/2014.03.17.
Письмом от 20.11.2014 N 26221-02-54/-189 Общество направило Дирекции откорректированные акты и справки, подписанные в дальнейшем Дирекцией и Комитетом и имеющиеся в материалах дела.
Следовательно, и Дирекция и Комитет признали полноту и достаточность документов, предоставленных ОАО "Метрострой" в обоснование понесенных им расходов на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная".
По ходатайству ответчика определением от 03.11.2017 назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Петербургский центр судебных экспертиз" Васкину В.Б.
Согласно выводу эксперта по вопросу N 3, изложенному в заключении эксперта от 18.03.2018 N 123-А56-2595/2017-СТЭ, документация в отношении грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ в рамках реализации государственного контракта от 18.03.2014 N КСМ-2 и переданных ООО "Полигон ТБО" в объёме 78 976,8 т 43 876 мЗ, "опасной" и "чрезвычайно опасной" категорий загрязнения, представленная ОАО "Метрострой" в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства", является полной и достаточной для подтверждения факта и объёма затрат, произведённых в связи с размещением указанных грунтов.
Таким образом, экспертом подтверждена полнота представленной документации, подтверждающей совершение Обществом действий по размещению грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная".
Указывая, что Контрактом и сметной документацией учтены только расходы на размещение грунта и строительных отходов при строительстве на объекте размещения отходов, а к затратам, которые подлежат компенсации, могут быть отнесены только затраты, непосредственно связанные с размещением грунта на полигоне судом не учтено следующее.
Согласно пункту 3.4. СанПиН 2.1.7.1287-03 "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 53 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2003 N 4500)) (далее - СанПиН 2.1.7.1287-03), по степени опасности в санитарно-эпидемиологическом отношении почвы населенных мест могут быть разделены на следующие категории по уровню загрязнения: чистая, допустимая, умеренно опасная, опасная и чрезвычайно опасная.
В соответствии с пунктом 4.12 СанПиН 2.1.7.1287-03 проектно-сметная документация под строительство объекта должна быть разработана в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В таблице 3 СанПиН 2.1.7.1287-03 содержатся рекомендации по использованию почв в зависимости от степени их загрязнения, в соответствии с которыми в отношении грунта с категорией "опасная" предусмотрено ограниченное использование под отсыпки выемок и котлованов с перекрытием слоем чистого грунта не менее 0,5 метров, в отношении грунта с категорией "чрезвычайно опасная" - вывоз и утилизация на специализированных полигонах.
Следовательно, СанПиН 2.1.7.1287-03 предусматривает специальный порядок обращения в отношении грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в редакции, действовавшей на момент заключения Контракта, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Вместе с тем, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не определяет конкретный перечень мер и процедур, связанных с обращением с отходами, в том числе грунтом, а лишь содержит основные требования к отдельным этапам (определение объектов размещения отходов, требования к полигонам), а также рекомендации по обращению с отдельными видами отходов.
Таким образом, под размещением отходов понимается один из этапов обращения с отходами, предусмотренный Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Из объектного сметного расчета N 2700-09-48-ОСМ следует, что в отношении грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", также как и в отношении отходов класса 4, 3, 1 (всплывающая пленка из нефтеуловителей, осадок из отстойника, загрязненная тара, ртутные лампы), предусмотрено размещение на специализированном полигоне.
Однако, сметная стоимость размещения указанных отходов определена на основании данных ГУП "Полигон "Красный Бор" и не имеет какой-либо дифференциации по классам опасности и составу затрат на размещение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 703 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
Из вывода эксперта по вопросу N 4 следует, что работы по обращению со спорным грунтом, выполненные ООО "СУ-121" в рамках Договора N Ф-2/2014.03.17 соответствуют требованиям законодательства и обычаям делового оборота.
Таким образом, экспертом подтверждена правомерность и обоснованность действий ООО "СУ-121" по перевозке, временному накоплению и последующей передаче для размещения на специализированном полигоне спорного грунта.
Из вывода эксперта по вопросу N 5 следует, что Контрактом предусмотрена компенсация затрат, связанных с размещением грунта категории "опасная" и "чрезвычайно опасная", при этом сводной сметой учтены затраты по размещению грунта и строительных отходов без выделения отдельных статей расходов по накоплению, транспортированию, обработке, обезвреживанию и утилизации отходов, что является недостатком контрактной и сметной документации.
Следовательно, вывод суда, что Контрактом и сметной документацией учтены только расходы на размещение грунта и строительных отходов при строительстве непосредственно на объекте размещения отходов (то есть на территории ООО "Полигоне ТБО"), является необоснованным.
Указывая на отсутствие в проектной документации, Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), Технологическом регламенте по обращению с отходами ТРОСО), временных промежуточных площадок для хранения грунта судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу пункта 3 статьи 703 ГК РФ подрядчик вправе самостоятельно определять способы выполнения задания заказчика.
Из проектной документации следует, что места временного накопления отходов не предусмотрены.
Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.05.2003 N 4526) (СанПиН 2.1.7.1322-03), согласно которым временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории основных производителей отходов для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов, а также для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.
Пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлены следующие условия к площадкам при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или негерметичной таре:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из ПНООЛР следует, что на строительных площадках предусмотрено 9 мест временного накопления отходов, в том числе, место временного накопления отходов N 8 - открытая площадка с твердым покрытием для сбора отхода: грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, незагрязненный опасными веществами.
ТРОСО в отношении грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, незагрязненного опасными веществами предусмотрен вывоз с территории по мере его накопления.
При этом, ПНООЛР утвержден Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-западному Федеральному округу 03.03.2014 за per. N 26-4982-0-14/19, ТРОСО согласован Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности 20.10.2014 за N 16-20-14-0262.
При этом, Проектная документация не содержит проектных решений, предусматривающих временное накопление грунта на строительных площадках и учитывающих стесненные городские условия.
Из материалов настоящего дела следует, что работы по разработке и вывозу грунта на Объекте начаты в декабре 2013 - январе 2014 года.
В тоже время, договор на размещение отходов хозяйствующего субъекта N 5288-Т заключен Обществом (Заказчик) с ООО "Полигон ТБО" (Исполнитель) и ООО "СУ-121" (Перевозчик) 15.04.2014.
Представленная контрактная документация не содержит обязательств Комитета либо Дирекции по организации заключения соответствующего договора между подрядчиком и специализированным приемщиком отходов.
Следовательно, на момент начала проведения землеройный работ Общество не имело утвержденных документов, регламентирующих порядок обращения с отходами, а также договорных отношений со специализированным предприятием, имеющим лицензию на деятельность, связанную, в том числе, с размещением/утилизацией отходов и не могло осуществить размещение спорного грунта на территории организации, осуществляющей приемку отходов.
Соответственно, до момента заключения договора со специализированным приемщиком отходов, у Общества была необходимость в организации места временного накопления отходов для их последующей передачи специализированному приемщику отходов, что повлекло необходимость изменения проектных решений, предусмотренных Проектной документацией, в частности, путем включения в ПНООЛР временных площадок размещения грунта и строительных отходов.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а пунктом 1 статьи 22 названного Закона устанавливается требование о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронению отходов производства и потребления способами, обеспечивающими безопасность здоровья населения и среды обитания.
Судебная коллегия считает, что деятельность Общества, по вывозу грунта и строительных отходов при строительстве, до утверждения природоохранных документов на площадку временного складирования, расположенную но адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276, направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
Прекращение Обществом либо накопление Обществом спорного грунта на месте производства землеройных противоречило бы требованию пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований.
Указанный вывод также соответствует выводу, изложенному в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, А77-602/2013.
Кроме того, следует отметить, что затраты на размещение грунта и строительных отходов при строительстве согласованы Обществом с Дирекцией, что подтверждается Протоколом технического совещания по возражениям ОАО "Метрострой" к акту контрольного обмера от 02.02.2015, п. 17 по Объекту за отчетный период с 01.11.2014 по 17.11.2014 в рамках исполнения Контракта от марта 2015 года, согласно которому, комиссией Дирекции принято единогласное решение о подтверждении предъявленных затрат на размещение грунта и строительных отходов при строительстве.
В отношении указанного Протокола технического совещания, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Состав комиссии утвержден приказом Дирекции N 429 от 22.12.2014 "О создании комиссии для проверки выполненных и оплаченных работ".
Персональный состав комиссии, принимавший участие в проверке, соответствует персональному составу комиссии, подписавшей и утвердившей Протокол технического совещания.
Каких либо положений об указанной комиссии Дирекцией в материалы настоящего дела не представлено.
В то же время, из пункта 1 Дополнительного соглашения от 26.05.2014 N 2 к Контракту и пункта 3 Соглашения следует, что Дирекция является организацией, уполномоченной на проверку достоверности информации, содержащейся в отчетных документах и, соответственно, приемку выполненных работ.
Таким образом, подписав Протокол технического совещания, которым приняли затраты Общества на размещение грунта и строительных отходов при строительстве, указанные должностные лица действовали в рамках приказа от 22.12.2014 N 429, а также полномочий, определенных Контрактом.
Следовательно вывод суда об отсутствии доказательств, подтверждающих полномочия лиц, принявших решение о подтверждении предъявленных затрат, является необоснованным.
Ссылаясь на пункт 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" суд первой инстанции не учел, что объемы грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", переданные Обществом для размещения, соответствуют Объемам, изначально предусмотренным Контрактом, что подтверждается актами об оказанных услугах, Актом контрольного обмера от 02.02.2015, письмом ООО "Полигон ТБО" N 277/14 от 11.12.14, Актом выборочной камеральной проверки комплектности и качества исполнительной документации по Объекту от 30.07.2016 и не оспаривается Сторонами.
При этом расходы на размещение грунта и строительных отходов при строительстве не превысили лимита, предусмотренного Контрактом.
Согласно объектному сметному расчету N 2700-09-48-ОСМ сметная стоимость размещения грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная" с учетом НДС (18%) составила 400 729 298 руб.
Из актов об оказанных услугах следует, что стоимость выполненных работ по размещению грунта и строительных отходов составила, в общей сложности 359 831 582,22 руб., в том числе НДС (18%).
Следовательно, Обществом не завышены ни объемы выполненных, ни их стоимость.
Стоимость работ, фактически выполненных Обществом по размещению грунта и строительных отходов при строительстве составляет менее стоимости работ, определенных сметной документацией.
Указывая на отсутствие обоснованности расходов, понесенных Обществом на размещение грунта и строительных отходов при строительстве, суд указал, что данные расходы не включены в пункт 49 Сводной сметы на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", поскольку данные расходы не предусмотрены Сводной сметой.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанным выводом в связи со следующим.
Требования к обоснованности расходов гражданским законодательством, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44) не установлены.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, связанных с производством и реализацией установлен пунктом 1 статьи 253 НК РФ.
Таким образом, обоснованными расходами признаются экономически целесообразные расходы, подтвержденные соответствующими документами и направленные на достижение соответствующего экономического результата.
Из пункта 1.1.6. Договора N Ф-2/2014.03.17, заключенного Обществом с ООО "СУ-121" следует, что к обязанностям последнего относится представление справок о размещении/утилизации грунта и опасных отходов с Объекта, которые, в силу пункта 1.11 Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге, утв. распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра, необходимы для оформления Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности заключения о соблюдении технологического регламента обращения со строительными отходами.
Соответствующая обязанность ОАО "Метрострой" предусмотрена пунктом 5.2.8. Контракта.
В соответствии с пп. 2.3.2 Договора N Ф-2/2014.03.17 ООО "СУ-121" обязалось, действуя в интересах ОАО "Метрострой", заключать договоры и соглашения, необходимые для выполнения Договора N Ф-2/2014.03.17, а также обеспечить заключение таких договоров и соглашений ОАО "Метрострой".
Следовательно, для выполнения Договора N Ф-2/2014.03.17 требовалось заключение и выполнение полного комплекса договоров, результатом исполнения которых являлось бы оформление справок сдачи-приемки строительных отходов, в том числе на сбор, транспортировку, накопление, размещение.
В рамках рассмотрения материалов настоящего дела, ООО "СУ-121" представлены документы, подтверждающие совершение действий, направленных на размещение грунта и строительных отходов при строительстве на территории ООО "Полигон ТБО", а именно:
- товарно-транспортные накладные, подтверждающие транспортировку спорного грунта от места проведения землеройных работ до места временного накопления отходов, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276;
- товарно-транспортные накладные, подтверждающие транспортировку спорного грунта от места временного накопления отходов, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276 до места размещений на территории ООО "Полигон ТБО", расположенного по адресу: Ленинградская область, дер. Лепсари;
- договор от 15.05.2013 N 10-28-920 СУ/ИЛ, заключенный с Ильченко Д.В. на разработку и согласование природоохранной документации;
- договор N 12/13 безвозмездного пользования земельным участком от 21.12.2013, заключенный с закрытым акционерным обществом "Железобетонные конструкции и детали";
- договор N 5288-Т на размещение отходов хозяйствующего субъекта от 15.04.2014, заключенный между ООО "СУ-121", ООО "Полигон ТБО" и ОАО "Метрострой";
- агентский договор N 023/14-А от 15.04.2014, заключенный между ООО "СУ-121" и ООО "Полигон ТБО";
- договор N 03/14 на перевозку грунта от 20.03.2014, заключенный между ООО "СУ-121" и ООО "СМУ-147";
- договор N 1-04/14 от 25.04.2014, заключенный между ООО "СУ-121" и ООО "ЛенПроектСтрой", предметом которого является оказание услуг по обеспечению мероприятий по накоплению грунта на площадке - г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, отд. Бадаевское, уч. 276, формированию накопителей и осушению грунта.
Работы, выполненные ООО "СУ-121", приняты ОАО "Метрострой" на основании актов об оказанных услугах и оплачены в полном объеме.
Указанные затраты, на основании пункта 3.11. Контракта и Соглашения об условиях приемки работ, включены в Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) N 9 от 17.11.2014 и справку N 9/2014 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ за период с 01.11.2014 по 17.11.2014, которые подписаны Комитетом и Дирекцией.
При этом ни Комитет, ни Дирекция не представили разумных пояснений о причинах, по которым спорные справки по форме КС-3 подписаны без возражений.
Порядок приемки заказчиком работ, выполненных подрядчиком, регламентирован статьями 720, 753 ГК РФ.
Сдача результата работ заказчику является основанием для возникновения у него обязанности по оплате работ (ст. 711 ГК РФ).
Материалами дела и Заключением эксперта подтверждается:
- факт подписания Комитетом и Дирекцией справки по форме КС-3 без возражений;
- факт оплаты Комитетом указанных работ;
- отсутствие от представителей Комитета и Дирекции разумных пояснений о причинах, по которым спорные справки по форме КС-3 подписаны без возражений.
Из заключения эксперта по вопросу N 7 следует, что стоимость работ по размещению грунта и строительных отходов при строительстве, указанная в справке N 9/2014 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ за период с 01.11.2014 по 17.11.2014, составляет 359 831 582,22 руб., в том числе НДС (18%) 54 889 563,39 руб.
Подписание Комитетом и Дирекцией представленных ОАО "Метрострой" актов выполненных работ и справок об их стоимости, а также последующая оплата Комитетом выполненных ОАО "Метрострой" работ при отсутствии пояснений о причинах подписания спорной справки по форме КС-3 без возражений свидетельствует о фактическом уклонении Комитета и Дирекции от приемки выполненных работ и проверки спорных документов.
Принимая во внимание подтвержденную экспертом стоимость работ, судебная коллегия полагает, что основания для вывода о наличии у ОАО "Метрострой" неосновательного обогащения в связи с оплатой Комитетом работ, указанных в спорных документах, отсутствуют.
Представленный в материалы дела Акт контрольного обмера от 02.02.2015 не имеет подписи лиц, проводивших проверку, следовательно, не может быть признан допустимым доказательством
В исковом заявлении Комитета, в качестве обоснования исковых требований, приводится ссылка на Акт от 30.06.2014 приема-передачи отходов за 2 квартал 2014 года по договору N 5288-Т от 15.04.2014, согласно которому Общество передало, а ООО "Полигон ТБО" приняло 78 976,8 т (43 876 м. куб.) грунта, образовавшегося при производстве работ, с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная".
По мнению апелляционной коллегии, указанный акт от 30.06.2014 не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку Договором N 5288-Т на размещение отходов хозяйствующего субъекта от 15.04.2014 (далее Договор N 5288-Т), во исполнение которого составлен указанный акт, не предусмотрена обязанность Общества производить в адрес ООО "Полигон ТБО" каких-либо платежей, связанных с размещением отходов, в том числе грунтов с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная"
Из материалов дела следует, что оплату услуг ООО "Полигон ТБО" осуществляло ООО "СУ-121" на основании Агентского договора N 023/14-А от 15.04.2014, что подтверждается платежным поручением N 232 от 15.04.2014 и платежным поручением N 258 от 30.04.2014.
С учетом ссылки ООО "Полигон ТБО" в своем письме N 277/14 от 11.12.2014 на Агентский договор N 023/14-А от 15.04.2014, именно ООО "СУ-121", осуществило оплату услуг ООО "Полигон ТБО" по размещению отходов, в том числе грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная".
Следовательно, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, неправомерно подменил понятие затрат на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", произведенных Обществом в адрес ООО "СУ-121" по договору N Ф-2/2014.03.17, понятием расходов, произведенных ООО "СУ-121" в адрес ООО "Полигон ТБО" по агентскому договору N 23/14-А от 15.04.2014.
Обязательство из неосновательного обогащения возникает, если имущество приобретено или сбережено за счет другого лица, при этом отсутствуют правовые основания такого сбережения или приобретения, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит, что в действиях Общества отсутствует неосновательное обогащение, а Обществом представлены все документы, подтверждающие и обосновывающие произведенные им затраты в отношении грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", и, которые были приняты и подтверждены дирекцией в марте 2015 года.
При проведении проверки Комитету и Дирекции, помимо документов, указанных в п. 3.11 Контракта, Обществом предоставлены все запрошенные ими документы, необходимые для подтверждения расходов на размещение грунта с категорией "опасная" и "чрезвычайно опасная", что отражено в Протоколе технического совещания.
Оплата указанных расходов ОАО "Метрострой" произведена Комитетом на основании и в соответствии с условиями Контракта, а, следовательно, полученные ОАО "Метрострой" от Комитета в счет компенсации таких расходов денежные средства не могут рассматриваться в качестве неосновательного обогащения.
Таким образом, требование Комитета и Дирекции о возврате ОАО "Метрострой" денежных средств, полученных в качестве компенсации его расходов, предусмотренных Контрактом и произведенных в целях его исполнения, не может быть основано на положениях статей 1102, 1103 ГК РФ.
С учетом изложенного, судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2019 по делу N А56-2595/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" в пользу открытого акционерного общества по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге "Метрострой" 3000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2595/2017
Истец: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства"
Ответчик: ОАО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МЕТРОПОЛИТЕНА В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ "МЕТРОСТРОЙ"
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ОАО "НИПИИ "Ленметрогмпротранс", ООО "Полигон ТБО", ООО "Строительное управление - 121", Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства", АНО "Петербургский центр судебных экспертиз", АНО "Центр независимой профессиональной экспертизы "ПетроЭксперт", МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Спб, ООО "Центр судебной экспертизы", ООО "ПЕТРОЭКСПЕРТ", ООО "Центр судебной экспертизы Северо-Западного округа"