г. Владивосток |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А51-20077/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-4416/2019
на решение от 17.05.2019 судьи Р.С. Скрягина
по делу N А51-20077/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску индивидуального предпринимателя Захаркина Евгения Викторовича (ИНН 251105934825, ОГРН 313251115100010, дата регистрации: 31.05.2013) к Администрации Уссурийского городского округа
(ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600, дата регистрации: 28.10.2002) третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Уссурийскэлектросеть" Уссурийского городского округа (ИНН 2511002019) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора,
при участии: от истца представитель Марусенко Е.В., по доверенности от 11.09.2018, сроком действия на 5 шлет, паспорт;
от ответчика: представитель Усанова Е.Н., по доверенности от 15.04.2019, сроком действия до 31.12.2019, удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Захаркин Евгений Викторович (далее - истец, предприниматель, ИП Захаркин) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным одностороннего отказа администрации Уссурийского городского округа в лице Управления экономического развития (далее - ответчик, администрация) от договора на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016, выраженный в уведомлении от 21.08.2018 N 13-13/696 о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее по тексту - НТО), а также о признании договора на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016 - действующим.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Уссурийскэлектросеть" Уссурийского городского округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2019 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что расположение спорной НТО в охранной зоне электросетевого хозяйства запрещено, с приведением нормативного обоснования в подтверждение своего довода.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от ИП Захаркина поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе. Представитель ИП Захаркина по доводам жалобы возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
МУП "Уссурийскэлектросеть", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 5 статьи 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между Уссурийским городским округом (арендодатель) и Товкун Иван Николаевич (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1689/08 от 30.01.2008, по условиям которого арендатору передан в аренду земельный участок площадью 0,0029 га, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Лермонтова (район Солдатского озера) для эксплуатации и обслуживания киоска. В последующем с арендатором на этот же земельный участок заключен договор N 4130/12 от 26.01.2012 для обслуживания и эксплуатации киоска "Стоп-Лайн".
ИП Товкун И.Н. получено разрешение N 49 от 31.01.2012 на включение нестационарного торгового объекта в схему размещения торговых объектов на территории Уссурийского городского округа сроком действия по 22.12.2014, при этом МУП "Уссурийск-Электросеть" и Уссурийским горнотехническим отделом (Ростехнадзор) согласованы технические условия присоединения данного объекта к электроснабжению.
На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 15.04.2013 Товкун И.Н. передал Захаркину Е.В. права и обязанности в объемах и на условиях, установленных договором аренды N 4130/12 от 26.01.2012.
В последующем, между администрацией и ИП Захаркиным заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016, по условиям которого администрация предоставила право разместить НТО площадью 110 м площадь места размещения 870 м
по адресному ориентиру примерно в 186 м по направлению на юго-запад от ориентира здания компании "СтройМаг" по адресу Приморский край, г.Уссурийск, ул. Лермонтова, 2. Период размещения объекта установлен с 14.01.2016 по 13.01.2021.
Письмом от 29.06.2018 N 2225 МУП "Уссурийск-электросеть" УГО на запрос администрации сообщило последней, что НТО размещенный по направлению на юго-запад от ориентира здания компании "СтройМаг" по адресу Приморский край, г.Уссурийск, ул.Лермонтова, 2 установлен в охранной зоне трансформаторной подстанции (ТП) единый диспетчерский номер N 231, а также о прохождении высоковольтной линии электропередач в месте размещения торгового объекта.
Администрацией в адрес ИП Захаркина направлено уведомление о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 21.08.2018 N 13-13/696, в соответствии с которым администрация уведомляет предпринимателя о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016 в одностороннем порядке, поскольку НТО находится в охранной зоне трансформаторной подстанции (ТП) единый диспетчерский номер N 231, а также о прохождении высоковольтной линии электропередач в месте размещения торгового объекта. Предпринимателю предложено демонтировать НТО.
Посчитав односторонний отказ администрации от договора на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016 незаконным и нарушающим его права, ИП Захаркин обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как отношения по оспариванию одностороннего расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ, а также положения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, земельного законодательства.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Из пункта 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ следует, что под нестационарным торговым объектом для целей данного закона понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Судом первой инстанции отмечено, что в отношении НТО истца выдано разрешение N 49 на включение нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа.
Уведомляя предпринимателя о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016 в одностороннем порядке, администрация исходила из того, что НТО находится в охранной зоне трансформаторной подстанции (ТП) единый диспетчерский номер N 231, а также о прохождении высоковольтной линии электропередач в месте размещения торгового объекта.
В свою очередь, в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила установления охранных зон).
В соответствии с указанным Постановлением утвержденные Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу данного Постановления. Постановление вступило в силу 17.03.2009.
К объектам, размещенным в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, до даты вступления в силу Постановления от 24.02.2009 N 160, применяются "Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт", утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила охраны электрических сетей).
Поскольку земельный участок Товкун И.Н, а в последующем ИП Захаркину Е.В. под размещение торгового павильона первоначально был предоставлен еще в 2007 году, то при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции обоснованно применены Правила охраны электрических сетей 1984 года.
Согласно пункту 2 Правил охраны электрических сетей для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
В подпункте "а" пункта 4 Правил охраны электрических сетей предусмотрено, что охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении.
В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе, производить строительство любых зданий и сооружений (пункт 11 Правил охраны электрических сетей).
Аналогичные по существу требования к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства устанавливаются и в действующих на момент разрешения спора в Правилах "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
В соответствии с подпунктом "а" требований, к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства Правил установления охранных зон, действующих на момент вынесения решения, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении.
Согласно пункту 6 Правил установления охранных зон, сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Как верно указал суд первой инстанции, доказательств установления границ охранной зоны, подтвержденных документами государственного кадастрового учета в материалы дела сетевой организацией не представлено.
Не принимая в качестве доказательств установления охранной зоны предоставленные в материалы дела МУП "Уссурийск-Электросеть" кадастровый паспорт сооружения от 09.06.2012 на высоковольтную линию ВЛ-6кВ и план-схему расположения КПП N 231 и участка ВЛЗ-6кВ, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Так, План-схема от 29.06.2018, исполненная начальником ПТО МУП "Уссурийск-Электросеть" Байдюк А.И., выполнена без привязки к местности, на план-схеме отсутствуют координаты на местности, в связи с чем невозможно достоверно определить точное местонахождение НТО, ВЛ-6 кВ и КТП N 231. Сооружения, объекты отображены схематично, определить реальные размеры объектов и расстояния между ними не представляется возможным.
Судом принято во внимание заключение ООО "СТРОЙПРОФИЛь ДВ" от 07.02.2019, представленное в материалы дела, согласно которому НТО находится за пределами охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
При этом, судом также установлено, что на основании листа согласования установки НТО N 122 от 12.11.2007 следует, что НТО размещался с 2007 согласно схемы планировочной организации земельного участка. На указанной схеме размещено НТО, а также объекты электросетевого хозяйства с охранными зонами, при этом НТО размещено за пределами охранных зон ВЛ-6 кВ., ВЛ-0,4 кВ, а также трансформаторной подстанции, что подтверждается соответствующими подписями и согласованиями ресурсоснабжающих организаций, в том числе и МУП "Уссурийск-Электросеть".
Отсутствие спорного объекта в охранной зоне трансформаторной подстанции N 231 отмечено в письме МУП "Уссурийск-Электросеть" от 25.09.2018 (л.д. 59), при указании иной информации в письме от 29.06.2018 (л.д. 55).
Данные протокола N 5 от 10.07.2018 заседания комиссии по включению НТО в схему размещения НТО на территории Уссурийского ГО о размещении спорного НТО в месте прохождения высоковольтной линии электропередач, без подтверждения указанного обстоятельства дополнительными доказательствами, включая выезд комиссии на место для натурного осмотра, опровергающими изложенное выше, не могут служить достаточными основаниями для признания законности и обоснованности оспариваемого одностороннего отказа администрации.
Судом первой инстанции также верно принято во внимание, что на момент разрешения настоящего спора трансформаторная подстанция N 231 и один пролет ВЛЗ-6кВ к моменту заявления спорного отказа от договора на размещение НТО фактически демонтированы.
При изложенных обстоятельствах у апелляционной коллегии отсутствуют основания для несогласия с выводом суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлено достоверных доказательств того, что НТО ИП Захаркина действительно находился в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в связи с чем, у администрации Уссурийского городского округа в лице Управления экономического развития отсутствовали правовые основания для одностороннего отказа от договора на размещение нестационарного торгового объекта N 147/38/2016 от 13.10.2016, что влечет недействительность такого отказа.
Доводы апелляционной жалобы не направлены на опровержение выводов суда о недоказанности размещения НТО ИП Захаркина в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, сводясь к изложению учтенных судом первой инстанции правовых норм, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены судебного акта.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2019 по делу N А51-20077/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20077/2018
Истец: ИП Захаркин Евгений Викторович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: МУП Уссурийск-Электросеть
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7450/20
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-808/20
31.01.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9533/19
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4243/19
26.07.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4416/19
17.05.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20077/18