город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2019 г. |
дело N А53-9065/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В. Ковалевой, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель не явился,
от истца: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска (ИНН 6150031979, ОГРН 1026102230550)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2019 по делу N А53-9065/2019
по иску Министерства природных ресурсов и экологии по Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129)
к муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" г. Новочеркасска (ИНН 6150031979, ОГРН 1026102230550)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Меленчука И.С.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Горводоканал" г. Новочеркасска (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору водопользования N 6105.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2015-01252/00 от 11.09.2015 за 4 квартал 2018 года в размере 2162017,94 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2019 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" г. Новочеркасска обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение от 03.06.2019 отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по делу N А53-21432/2011 МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Поскольку ответчик осуществляет все платежи в соответствии с очередностью, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, произвести выплату по неисполненному обязательству в рамках спорного договора ранее, чем выплаты по обязательствам других кредиторов, не представляется возможным.
От Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец считает доводы жалобы необоснованными. Истец указывает на то, что данная задолженность является текущим платежом, поскольку обязанность по оплате возникла у ответчика после принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (банкротом).
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (министерство, уполномоченный орган) и муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал" г. Новочеркасска (водопользователь) заключен договор водопользования N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2015-01252/00 от 11.09.2015, согласно условиям которого уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование р. Дон и проток Аксай (водный объект).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 19 договора водопользования водопользователь обязан вносить плату за пользование водным объектом в размере, на условиях и в сроки, которые установлены договором водопользования, оплату за пользование водным объектом в течение последнего платежного периода произвести в соответствии с пунктом 12 договора.
Пунктом 9 договора стороны определили, что водопользователь вносит плату за пользование водным объектом в соответствии с согласованными сторонами пунктами приложения к договору.
Согласно пункту 12 договора водопользования плата за пользование водным объектом вносится водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на реквизиты, указанные в договоре водопользования.
Дополнительным соглашением от 18.01.2019 к договору водопользования, ответчик обязался внести оплату за 4 квартал 2018 в размере 2162017,94 руб., в срок до 20.01.2019.
Как указывает истец, в указанный в договоре срок, ответчик оплату не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 2162017,94 руб.
В адрес ответчика направлялось письмо N 28.4-4.1/568 от 29.01.2019 с требованием оплаты задолженности (л.д. 16), которое оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип платности пользования водными объектами.
Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Приказом Росводресурсов от 30.09.2010 N 263 (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов", Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации") утвержден "Порядок организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлено, что территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются администраторами доходов федерального бюджета.
Согласно пункта 3.2. Порядка уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты водопользователями сумм начисленной платы за пользование водными объектами по договорам водопользования, осуществляют взыскание в федеральный бюджет сумм задолженности по плате за пользование водными объектами, пеней и штрафов.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию государственных полномочий в сфере использования, защиты и охраны водных объектов, а также является администратором доходов федерального бюджета.
Пунктом 34 Порядка установлено, что в случае неисполнения в установленный срок водопользователем обязанности по погашению задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов администратор доходов в течение 3-х рабочих дней обращается в установленном порядке в судебные органы с исковым заявлением о взыскании образовавшейся задолженности.
Согласно положениям статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (арендную плату).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2014 по делу N А53-21432/11, МУП "Горводоканал" г. Новочеркасска признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Поскольку обязательства по спорному договору возникли после принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), постольку отыскиваемая в рамках настоящего дела задолженность является текущей, в связи с чем требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Поскольку доказательства оплаты задолженности в размере 2162017,94 руб. ответчиком в материалы дела не представлено, постольку исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Ссылка заявителя жалобы на невозможность исполнения обязательств по спорному договору ввиду очередности погашения требований кредиторов в рамках дела N А53-21432/2011 о несостоятельности (банкротстве), во внимание апелляционным судом не принимается, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по договору водопользования N 61-05.01.05.009-Р-ДХВХ-С-2015-01252/00 от 11.09.2015. Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права в их системной взаимосвязи с нормами Закона о банкротстве.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то по смыслу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" с муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.06.2019 по делу N А53-9065/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" г. Новочеркасска (ИНН 6150031979, ОГРН 1026102230550) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9065/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии по Ростовской области, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП "ГОРВОДОКАНАЛ" Г.НОВОЧЕРКАССКА