г. Киров |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А29-1720/2019 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2019 в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) по делу N А29-1720/2019, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Онопрейчук И.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
(ИНН: 1103013363, ОГРН: 1151101005098)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010) и
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
о взыскании долга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - Истец, ООО "Жилсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) и к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Ответчик, Комитет) о взыскании 107 047,09 руб. долга за коммунальные услуги (электрическая энергия, горячее и холодное водоснабжение), выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Нагорная, д. 19 N СЕВ-2018/15 от 01.04.2018 в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир N 1, 5, 6, 8, 16, 17, 22, 25, 26, 30, 31, 40, 46, 48, 49, 62, 63, 67, 68, 69, 72, 83, 95, 106) за период с 01.07.2018 по 30.09.2018.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2019 в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) иск удовлетворен.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что в отношении квартир, не являющихся муниципальной собственностью (ул. Нагорная, 19 кв.106) городской округ "Воркута" не должно нести соответствующих расходов.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Комитета возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Управление в срок до 16.07.2019, установленный в определении апелляционного суда от 11.06.2019 и на момент вынесения настоящего постановления отзыв на жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела упрощенного производства рассматриваются в апелляционном суде в установленный двухмесячный срок судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2019 в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отсутствие со стороны городской округ "Воркута" оплаты по договору N СЕВ-2018/15 послужило основанием для направления иска в суд, рассмотрев который Арбитражный суд Республики Коми взыскал с Комитета долг в заявленной сумме, о чем вынес решение от 13.04.2019.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 статей 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, когда плата за все или некоторые коммунальные услуги вносится собственниками ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10).
На основании статьи 161, пунктов 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (Определение ВС РФ от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
Как следует из пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд, в силу прямого указания, относится к муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как следует из материалов дела, 01.04.2018 между собственниками помещений, находящихся в муниципальной казне МО ГО "Воркута" и ООО "Жилсервис" (управляющая организация) заключен договор управления МКД по адресу: г. Воркута, п. Северный, ул.Нагорная,19, по условиям которого управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям (пункт 1.2. договора).
Состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложении N 4 к договору управления (пункты 1.3, 1.4 договора).
Договоры заключены с 01.04.2018 по 31.12.2020 (пункт 2.1 договора).
В пункте 4.1.5 договоров сторонами предусмотрено, что управляющая организация удостоверяет выполнение работ и оказание услуг, включенных в перечень работ, услуг, отчетом об оказании услуг и выполненных работ за каждый месяц и актом о приемке оказанных услуг и выполненных работ.
Сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг подписанными управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы.
Цена договора (пункт 5.1 договора) устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договора, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.5 договора.
Согласно пункту 5.3 договора планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества указывается в Перечне работ, услуг, приведенном в Приложении N 8 к договору.
В соответствии с пунктом 6.1.2. договоров размер платы за содержание жилого помещения приведены в приложении N 8 и N 8.1. к договору.
Плата за содержание жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения.
В силу пункта 6.3.5 договоров плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых управляющей организацией или представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В приложении N 8 договоров установлен размер ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в спорный период в размере 24,87 руб. за 1 кв. м площади помещений.
Стоимость коммунальных услуг согласно пункту 5.4. договоров определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически представленных в расчетном месяце коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги, с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимых в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
ООО "Жилсервис" в период июля по сентябрь 2018 осуществляло обслуживание указанного многоквартирного дома и несло соответствующие затраты, в связи с чем предъявило Ответчику к оплате счета N 35 от 31.07.2018, N38 от 31.08.2018, N 48 от 30.09.2018 на общую сумму 1 596 433,41 руб., которые одновременно с актами выполненных работ и списками свободного (пустующего) муниципального жилья были вручены Ответчику с сопроводительными письмами ООО "Жилсервис" N 73/08 от 16.08.2018, N28/09 от 14.09.2018, N 31/10 от 15.10.2018 (получены Управлением 20.08.2019, 17.09.2018, 20.10.2018), что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении корреспонденции.
По расчету Общества задолженность Ответчика по незаселенным жилым помещениям за указанный период составила 107 047,09 руб.
В претензии от 16.11.2018 N 29/11 ООО "Жилсервис" потребовало оплатить задолженность. Претензию Ответчик оставил без удовлетворения.
Доказательств отсутствия долга либо наличия задолженности в ином размере Комитет в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, оценив позиции сторон и доказательства, представленные ими в материалы дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для взыскания с Комитета в пользу Общества 107 047,09 руб. долга.
Довод Комитета об отсутствии у него обязанности оплачивать спорные расходы по квартире N 106, расположенной в доме по адресу ул. Нагорная, 19, апелляционный суд признает несостоятельным, так как данный объект недвижимости находится в муниципальной собственности, что подтверждается материалами дела.
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N КУВИ-001/2019-4420643 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запись о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: ул. Нагорная, 19 кв. 106 (т.1, л.д.116).
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета.
В пункте 2 Постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к нему, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Доказательств нахождения данного объекта недвижимости в собственности иных лиц Комитет в материалы дела не представил.
Документы, представленные Комитетом в качестве приложений к апелляционной жалобе и документы, представленные Обществом в качестве приложений к отзыву на апелляционную жалобу, апелляционный суд не принимает, так как в силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Поэтому данные документы подлежат возврату сторонам.
Из материалов дела усматривается, что определение о принятии искового заявления к производству от 20.02.2019 Ответчик получил 25.02.2019 (л.д. 98), поэтому имел возможность своевременное представить суду первой инстанции любые доказательства в обоснование своей позиции в отношении предъявленных требований.
При этом апелляционный суд обращает внимание заявителя жалобы, что в силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2019 в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) законным, принятым при правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Оснований для удовлетворения жалобы Комитета по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.04.2019 в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) по делу N А29-1720/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1720/2019
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: КУМИ Администрации МОГО "Воркута", МОГО Воркута в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО Воркута
Третье лицо: Администрация МОГО Воркута, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по РК"
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3999/19