г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А56-4801/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. И. Царевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15760/2019) ГУ-УПФ РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2019 по делу N А56-4801/2019 (судья И. В. Лебедева), принятое
по заявлению ПАО "Ростелеком"
к ГУ-УПФ РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга
3-е лицо: ГУ Отделение Пенсионного ронда РФ по СПб и ЛО
о взыскании процентов
при участии:
от заявителя: Жуков А. Ю. (доверенность от 18.05.2017)
от ответчика: Зырянов В. Г. (доверенность от 04.04.2019)
от 3-го лица: Маркин В. В. (доверенность от 26.06.2019)
установил:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - общество, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - управление) начислить и уплатить обществу проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов, в сумме 250 271 руб. 65 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - отделение).
Решением суда от 24.04.2019 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отклонил доводы фонда о пропуске заявителем срока на обращение в суд; управление является ненадлежащим ответчиком по делу; обществом неправильно определен момент, с которого следует начислять проценты; суд необоснованно отклонил ходатайство отделения о привлечении к участию в деле налогового органа.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель отделения поддержал позицию подателя жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014-2016 годы.
По результатам проверки управлением вынесено решение от 28.09.2017 N 202V12170001568 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением заявителю доначислены страховые взносы в сумме 12 463 567 руб. 09 коп., пени в сумме 2 675 803 руб. 48 коп. и штраф в сумме 2 492 713 руб. 42 коп.
Указанные суммы оплачены обществом по платежным поручениям от 20.10.2017 N 121118, N 121119, N 121120, N 121121, N 121122, N 121123, N 121124, N 121125, N 121126, N 121127, N 121128, N 121129.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2018 по делу N А56-3750/2018 решение управления от 28.09.2017 N 202V12170001568 признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 2 534 319 руб. 30 коп., начисления пени в сумме 668 803 руб. 74 коп. и штрафа в сумме 506 863 руб. 86 коп.
Данное решение вступило в законную силу 26.05.2018.
На основании заявления общества от 09.07.2018 управлением вынесены решения от 23.07.2018 N 202F07180004795 и N 202F07180004796 о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 3 709 986 руб. 90 коп.
Поскольку возврат излишне уплаченных страховых взносов, произведен фондом без начисления процентов, обязанность по выплате которых предусмотрена законодательством Российской Федерации одновременно с возвратом излишне взысканных средств, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, признав заявленные обществом требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Не принимается апелляционной инстанцией довод управления о пропуске обществом установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Как указано в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).
Поскольку в данном споре фактической целью общества является взыскание с управления процентов, начисленных на сумму излишне взысканных страховых взносов, такого рода интерес носит имущественный характер независимо от способа защиты нарушенного права, в отношении которого действует общий срок исковой давности три года, установленный статьей 196 ГК РФ.
Положения части 4 статьи 198 АПК РФ в данном случае неприменимы.
Согласно пункту 1 стать 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, в данном случае с момента возврата обществу суммы излишне взысканных страховых взносов без начисленных на них процентов.
Таким образом, исходя из предмета заявленных требований, обществом не пропущен трехлетний срок исковой давности по имущественному требованию.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на момент выставления требований об уплате недоимки по страховым взносам регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном этим Законом.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов изложен в статье 27 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 3 названной статьи решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Согласно части 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
В силу пункта 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О возмещение расходов не принятых к вычету, на основании решения Фонда, которое в дальнейшем признано судом недействительным, является основанием для признания уплаченных денежных сумм излишне взысканными, которые подлежат возврату страхователю с начислением процентов за их несвоевременный возврат.
Следовательно, на излишне взысканные суммы фондом подлежали начислению проценты в соответствии со статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
Размер процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов, пени, штрафа за период с 21.10.2017 (дата, следующая за днем оплаты обществом страховых взносов) по 10.09.2018 (дата фактического возврата фондом излишне взысканных страховых взносов) составил 249 534 руб. 74 коп.
Довод управления о том, что судом первой инстанции неправильно установлен момент, с которого следует начислять проценты, не основан на действующем законодательстве и противоречит установленным обстоятельствам дела.
По мнению управления, после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N250-ФЗ) полномочия органов ПФР в части осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов ограничены только принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов за периоды до 01.01.2017. В связи с тем, что непосредственный возврат излишне уплаченных страховых взносов после 01.01.2017 осуществляется налоговыми органами, начисление процентов после указанной даты должно производиться налоговыми органами, в связи с чем, управление считает необоснованным начисление процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов за период с 01.01.2017 по 10.09.2018. Кроме того, управление считает, что с него не могут быть взысканы проценты за период с момента передачи решений о возврате излишне взысканных страховых взносов от 23.07.2018 N 202F07180004795 и N 202Р07180004796 для исполнения в налоговые органы, то есть за период с 25.07.2018 по 10.09.2018.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, начисление процентов за период с 21.10.2017 по 25.04.2018 не должно производиться, так как решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3750/2018, которым были признаны недействительными доначисления страховых взносов, вынесено судом 25.04.2018.
Указанные доводы отклонены апелляционной инстанцией.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 70 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию правового значения не имеет.
Законом N 212-ФЗ четко определен момент, с которого на сумму излишне взысканных страховых взносов должны быть начислены проценты - со дня, следующего за днем взыскания.
Таким образом, обществом правильно начислены проценты с 21.10.2017 (дата, следующая за днем оплаты обществом страховых взносов) по 10.09.2018 (дата фактического возврата фондом излишне взысканных страховых взносов).
Факт передачи налоговым органам полномочий органов пенсионного фонда после 01.01.2017 в данном случае не влияет на период начисления процентов.
Ссылки управления на то, что оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, несостоятельны.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Факт излишнего взыскания с общества страховых взносов, пени и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (доначисления относились к 2014-2016 годам) установлен решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2018 по делу N А56-3750/2018.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Таким образом, именно ответчик должен был начислить на сумму излишне взысканных денежных средств проценты, в связи с чем, управление в рамках настоящего дела является надлежащим ответчиком.
При этом, в данной ситуации не имеет значения, каким образом осуществляется внутриведомственное взаимодействие между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов с начисленными на них процентами.
Не принимается апелляционной инстанции довод ответчика о необходимости привлечения к участию в деле налогового органа.
Согласно положениям статей 19 - 21 Закона N 250-ФЗ разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты(перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому, если требования заявителя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно управление должно принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
Поскольку решение о возврате взносов принимается органом Пенсионного фонда, то в силу прямого указания статьи 27 Закона N 212-ФЗ, именно на него возлагается обязанность по начислению процентов.
При этом, разрешение вопроса исполнения решения органа Пенсионного фонда о фактической выплате начисленных процентов в отсутствие данного решения не может быть возложено на налоговый орган в силу вышеприведенных императивных норм законодательства.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией, сформированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 302-ЭС19-537 по делу N АЗЗ-26728/2017.
Таким образом, на излишне взысканные суммы страховых взносов заявителем правомерно начислены проценты в сумме 250 271 руб. 65 коп., расчет которых проверен судом и признан правильным.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2019 по делу N А56-4801/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4801/2019
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО СПБ ЛО