13 ноября 2019 г. |
Дело N А56-4801/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Ростелеком" Краснова А.Н. (доверенность от 01.02.2019 N 02/29/15-19), от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга Зырянова В.Г. (доверенность от 04.04.2019 N 27-12-26/23), Григорьевой Ю.А. (доверенность от 25.12.2018 N 07-02/123),
рассмотрев 12.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А56-4801/2019,
установил:
Публичное акционерное общество "Ростелеком", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская ул., д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329 (далее - Управление), начислить и возвратить Обществу 249 534 руб. 74 коп. процентов, начисленных на сумму излишне взысканных страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73 (далее - Отделение).
Решением суда первой инстанции от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.07.2019, с Управления в пользу Общества взыскано 249 534 руб. 74 коп. процентов, а также 7991 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины, Обществу из федерального бюджета возвращено 14 руб. 43 коп. излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый - об отказе в удовлетворении заявления.
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), указывает, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов перешли к налоговым органам; в случае взыскания излишних сумм страховых взносов (пеней и штрафов) возмещение процентов, предусмотренных частью 9 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования" (далее - Закон N 212-ФЗ), осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов, а не за счет средств Управления; Управление не является надлежащим лицом, на которое законным образом может быть возложена обязанность возвратить сумму причитающихся Обществу процентов; в силу Закона N 250-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации ограничены только принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017; суды неправомерно не привлекли к участию в деле налоговый орган, определили порядок исполнения исполнительного документа, не предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение просит удовлетворить кассационную жалобу.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.10.2019 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 12.11.2019.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2019 ввиду нахождения в отпуске судьи Савицкой И.Г., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы Управления по настоящему делу, произведена ее замена на судью Васильеву Е.С.; рассмотрение кассационной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Отделение, извещенное надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения выездной проверки Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2014-2016 года Управление 28.09.2017 вынесло решение N 202V12170001568 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявителю доначислено 12 463 567 руб. 09 коп. страховых взносов, 2 675 803 руб. 48 коп. пеней и 2 492 713 руб. 42 коп. штрафа.
Платежными поручениями от 20.10.2017 N 121118 - 121129 Общество уплатило данные суммы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2018 по делу N А56-3750/2018 решение Управления от 28.09.2017 N 202V12170001568 признано недействительным в части доначисления 2 534 319 руб. страховых взносов, начисления 668 803 руб. 74 коп. пеней и 506 863 руб. 86 коп. штрафа.
Общество 09.07.2018 обратилось в Управление с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафа.
Решениями Отделения от 23.07.2018 N 202F07180004795 и 202F07180004796 Обществу возвращено 3 709 986 руб. 90 коп. излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафа.
Поскольку возврат излишне уплаченных страховых взносов произведен без начисления процентов, обязанность по выплате которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, признав заявленные Обществом требования обоснованными по праву и размеру, взыскали с Управления в пользу Общества 249 534 руб. 74 коп. процентов и 7991 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 этой статьи, процентов на эту сумму.
Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных этим Законом.
Законом N 250-ФЗ с 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу (статья 18 Закона N 250-ФЗ).
При этом согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Податель кассационной жалобы указывает, что после вступления в силу Закона N 250-ФЗ полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации ограничены только принятием решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов перешли к налоговым органам. Управление считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, которым должен быть налоговый орган, не привлеченный судами к участию в деле.
Данный довод суды оценили и отклонили.
Суды правильно посчитали, что согласно положениям статей 19 - 21 Закона N 250-ФЗ разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017.
Поскольку решение о возврате взносов принимается органом Пенсионного фонда Российской Федерации, то в силу прямого указания статьи 27 Закона N 212-ФЗ именно на него возлагается обязанность по начислению процентов.
При этом разрешение вопроса исполнения решения органа Пенсионного фонда Российской Федерации о фактической выплате начисленных процентов в отсутствие данного решения не может быть возложено на налоговый орган в силу вышеприведенных императивных норм законодательства.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 302-ЭС19-537 по делу N А33-26728/2017.
Факт излишнего взыскания с Общества страховых взносов, пеней и штрафа за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (доначисления относились к 2014-2016 годам), установлен решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2018 по делу N А56-3750/2018.
Таким образом, на суммы излишне взысканных страховых взносов заявителем правомерно начислены проценты.
Уточненный расчет процентов, начисленных с 21.10.2017 - даты, следующей за днем уплаты Обществом страховых взносов, пеней, штрафа, по 10.09.2018 - дату фактического возврата излишне взысканных страховых взносов, проверен судом первой инстанции и признан правильным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, изложенный в мотивировочной части решения, о наличии установленных законом оснований для начисления Обществу процентов на суммы излишне взысканных страховых взносов является верным.
Вместе с тем в резолютивной части решения суда первой инстанции указано на взыскание с Управления в пользу Общества 249 534 руб. 74 коп. процентов, а также 7991 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Как отмечалось выше, в силу Закона N 250-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации ограничены только принятием решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017.
Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Взыскание сумм излишне уплаченных страховых взносов (пеней и штрафа) и возмещение процентов, предусмотренных частью 9 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а не Управления.
Установленный бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Указанная позиция отражена в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В рассматриваемом случае суд первой инстанции определил порядок исполнения судебного акта, не предусмотренный Бюджетным Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами неправильно применены нормы права, кассационная инстанция считает возможным изменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в иной редакции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А56-4801/2019 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга начислить 249 534 руб. 74 коп. процентов на сумму излишне взысканных страховых взносов и принять решение о возврате публичному акционерному обществу "Ростелеком" 249 534 руб. 74 коп.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская ул., д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329, в пользу публичного акционерного общества "Ростелеком", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, 7991 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Возвратить публичному акционерному обществу "Ростелеком" из федерального бюджета 14 руб. 43 коп. излишне уплаченной государственной пошлины".
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.