г. Челябинск |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А76-5832/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "КСМИ" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.04.2019 по делу N А76-5832/2018 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью УК "КСМИ" - Курочкин Д.Н. (доверенность от 14.01.2019),
Уральской транспортной прокуратуре в лице Челябинской транспортной прокуратуры - Трошкина А.В. (доверенность от 14.01.2019),
общества с ограниченной ответственностью "Промышленные инвестиции" - Истомин В.Ю. (доверенность от 23.07.2019),
общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и изделий" - Курочкин Д.Н. (доверенность от 17.10.2018).
Общество с ограниченной ответственностью УК "КСМИ" (далее - заявитель, ООО УК "КСМИ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Уральской транспортной прокуратуре в лице Челябинской транспортной прокуратуры (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) о признании недействительным представления от 19.12.2017 N 02-20-17.
Судом первой инстанции к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и изделий" (ООО "КСМИ"), общество с ограниченной ответственностью "Промышленные инвестиции" (ООО "Промышленные инвестиции"), общество с ограниченной ответственностью "Современный город" (ООО "Современный город"), общество с ограниченной ответственностью "Промышленный железнодорожный транспорт" (ООО "Промышленный железнодорожный транспорт)".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "КСМИ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании прокурор, ООО "Промышленные инвестиции" отклонили доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью УК "КСМИ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 1147460003866, юридический адрес (место нахождения): г. Челябинск, шоссе Металлургов, 5П, офис, 11.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания участников ООО "КСМИ" в качестве единоличного исполнительного органа ООО "КСМИ" избрано ООО УК "КСМИ".
Общество с ограниченной ответственностью "КСМИ" имеет юридический адрес (место нахождения): г. Челябинск, Шоссе Металлургов, 5П.
ООО "КСМИ" на праве собственности принадлежит сооружение (железнодорожные пути) протяженностью 1415,23 м (Лит.27 (2) - 31,36; Лит.27 (4) -31,19; Лит.27 (6) - 29,35; Лит. 27 (8) - 25,03; Лит.27 (10) - 31,04; Лит. 27 (12)-26,26), адрес (местоположение): г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, 5-П от предельного столбика железнодорожного пути (Лит.27 (1)) до знака "Граница пути" (Лит. 27 (13), включая стрелочные переводы: стрелочный перевод N 105, (Лит.27 (2)); стрелочный перевод N 103, (Лит.27 (4)); стрелочный перевод N 103, (Лит.27 (6)); стрелочный перевод N 109, (лит.27 (8)); стрелочный перевод N 110, (Лит.27 (10)); стрелочный перевод N 117, (Лит.27 (12)), указанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 45 т. 1).
ООО "КСМИ" имеет Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 61-62 т. 1).
01.09.2016 между ООО "КСМИ" (Сторона-1) и ООО "Бетон74" (Сторона-2) заключено соглашение о балансовой и эксплуатационной ответственности железнодорожных путей (л.д. 58 т. 1), указанное соглашение заключено сторонами в целях заключения Строной-2 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
02.09.2016 ООО "КСМИ" (Сторона-1) и ООО "Инвестпром" (Сторона-2) заключено соглашение о балансовой и эксплуатационной ответственности железнодорожных путей (л.д. 59 т. 1), указанное соглашение заключено сторонами в целях заключения Строной-2 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
01.05.2017 ООО "Бетон74" в адрес ООО "Промтранс" направлено письмо N 24 от 01.05.2017, где сообщило, что ООО "Бетон74" дополнительно к соглашению о балансовой и эксплуатационной ответственности, заключенным с ООО "КСМИ", берет на себя ответственность за эксплуатационное содержание железнодорожных путей, расположенных на территории ООО "КСМИ" в соответствии с техническим паспортом от 29.10.2007, выполненным ЗАО ПСК "Градострой" (л.д. 60 т. 1).
30.10.2017 между ООО "КСМИ" (Заказчик) и ООО "Современный город" (Подрядчик") заключен договор подряда N 4/17 на капитальный ремонт пути, в соответствии с которым Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего договора в установленные настоящим договором сроки выполнить работы по капитальному ремонту железнодорожных путей, а Заказчик обязуется принять их результат и оплатить выполненную подрядчиком работу (л.д. 46-47 т. 1).
21.11.2017 в адрес Прокуратуры Металлургического района г. Челябинска, Уральской транспортной прокуратуры, Уральского УГЖД Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поступило обращение ООО "Промышленные инвестиции" о нарушении действующего законодательства, привлечении лиц к уголовной ответственности (л.д. 30-31 т. 1).
Также в указанном обращении ООО "Промышленные инвестиции" указало, что в период времени с 31.10.2017 по 12.11.2017 на территории завода "КСМИ" по ул. Монтажников, 23 в Металлургическом районе г. Челябинска совершило действия по демонтажу железнодорожного пути, принадлежащего ООО "Промышленные инвестиции", чем создается угроза безопасности движения подвижных составов по железнодорожным путям.
По результатам рассмотрения указанного обращения и.о. Челябинского транспортного прокурора 04.12.2017 в отношении ООО "КСМИ" принято решение о проведении проверки (л.д. 37 т. 1), срок проведения проверки установлен с 05.12.2017 по 20.12.2017, решение направлено в адрес ООО "КСМИ", ООО УК "КСМИ".
В соответствии с указанным решением, 05.12.2017 старшим помощником прокурора Чиж Л.В. в целях проверки осуществлен выезд по адресу: г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, 5-П, где находятся ООО "КСМИ" и ООО УК "КСМИ", в проверке также принимал участие представитель Уральского управления Госжелдорнадзора Ространснадзора Чакрян С.Е.
05.12.2017 старшим помощником прокурора Чиж Л.В. и государственным инспектором УГЖДН Чакрян С.Е. установлено, что при проверке участка железнодорожного пути между стрелочными переводами N N 111, 117 и вновь уложенного стрелочного перевода выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной приказом МПС России от 01.07.2000 N ЦП-774, выразившиеся в содержании железнодорожного пути и стрелочных переводов с отступлением от технических норм и требований, установленных указанными нормативными актами.
В нарушение п. 4.2.3 Инструкции МПС РФ от 01.07.2000 N ЦП-774 выявлен выход рельса из реборд подкладок на 5 и более брусьях стрелочного перевода б/н, вновь уложенного между стрелочными переводами N 111 и N 117 ООО "КСМИ".
Установлено наличие дефектных рамных рельсов и остряков на стрелочном переводе б/н, вновь уложенном между стрелочными переводами N 111 и N 117 ООО "КСМИ", чем нарушены требования п. 16 Глава IV Правил технической эксплуатации железных Российской Федерации от 21.12.2010 N 286, п. 3.1.16 Инструкции МПС РФ от 01.07.2000 N ЦП-774.
В нарушение приложения 3 Инструкции МПС РФ от 01.07.2000 N ЦП-774, п. 16 Глава IV Правил технической эксплуатации железных Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 на стрелочном переводе, вновь уложенном между стрелочными переводами N 111 и N 117 ООО "КСМИ", уложены нетиповые брусья.
На стрелочном переводе б/н, вновь уложенном между стрелочными переводами N 111 и N 117, отсутствуют межостряковые тяги, чем нарушаются требования п. 15 приложения N 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 21.12.2010 N 286.В нарушением п. 15 приложения N 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 на стрелочном переводе, вновь уложенном между стрелочными переводами N 111 и N 117 ООО "КСМИ", выкрашивание правого остряка составило более 500 мм, левого остряка - 700 мм.
Вышеуказанные нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе угрожающие безопасности движения, отражены в справке старшего помощника прокурора Чиж Л.В. от 07.12.2017, к справке приложена фототаблица осмотра путей (л.д. 50-51 т. 1).
Решением от 11.12.2017 и.о. Челябинского транспортного прокурора в отношении ООО УК "КСМИ" принято решение о проведении проверки (л.д. 40 т. 1), следует отметить, что в решении о проведении проверки в ООО УК "КСМИ" от 11.12.2017 допущена техническая опечатка в дате начала проведения проверки, указано "05.12.2017" вместо "11.12.2017".
11.12.2017 и 15.12.2017 Прокуратурой направлены требования в адрес ООО "КСМИ" и ООО УК "КСМИ" о предоставлении сведений и документов в связи с проводимыми проверками по обращению ООО "Промышленные инвестиции", дополнительно затребованы документы по предмету проверки в ООО "Промтранс", которое осуществляет подачу и уборку вагонов по железнодорожным путям ООО "КСМИ" (л.д. 42,48 т. 1).
В ходе проведения проверки старшим помощником Челябинского транспортного прокурора получено объяснение директора по производству ООО "Промтранс" Барского Александра Анатольевича (л.д. 52-53 т. 1), который пояснил следующее.
При подаче вагонов по путям, принадлежащим на праве собственности ООО "КСМИ", в адрес контрагента ООО "ЧелябСтройТех" 05.11.2017 в 20-15 часов локомотивной бригадой тепловоза ТГМ4 N 2193 под управлением машиниста Тетерина В. и составителя Пахочова Ю. был обнаружен разбор рельсовой решетки железнодорожного пути N 1/39 между стрелочными переводами N 111 и N 117.
Также в ходе проведения проверки старшим помощником Челябинского транспортного прокурора получено объяснение директора ООО УК "КСМИ" Дворецкой Оксаной Валерьевной, которая пояснила, что не располагает информацией о подаче вагонов по железнодорожным путям ООО "КСМИ" (л.д. 54 т. 1).
19.12.2017 по результатам проверки заместителем транспортного прокурора советником юстиции М.А. Липатовой в адрес директора ООО УК "КСМИ" Дворецкой О.В. вынесено представление от 19.12.2017 N 02-20-17 об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с указанным представлением директор ООО УК "КСМИ" обязан:
1. Незамедлительно рассмотреть представление со всеми причастными к поставленным вопросам лицами с участием Челябинского транспортного прокурора.
2. О дате и времени рассмотрения представления необходимо уведомить Челябинского транспортного прокурора.
3. Решить вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности.
4. Устранить выявленные нарушения, а также принять меры к недопущению подобных нарушений впредь.
5. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Челябинскую транспортную прокуратуру в установленный законом месячный срок в письменной форме.
Заявитель, не согласившись с представлением от 19.12.2017 N 02-20-17, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности выданного представления.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре).
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.
В пункте 2 статьи 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Таким образом, оспоренное представление принято прокурором в пределах предоставленных ему полномочий и является ненормативным правовым актов, принятым в отношении заявителя.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 17-ФЗ) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Согласно пункту 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
На момент проведения проверки прокурором было установлено, что инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "КСМИ" утверждена 10.01.2008, однако после изменения оснащения железнодорожного пути и технологии его работы инструкция в установленном порядке не пересматривалась.
Согласно пункту 1.9 Правил N 26 каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений.
В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок.
Пунктом 2.9 названных Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Исходя из положений указанных норм следует, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность в пределах весовой нормы и длины состава (поезда), допускаемых к обращению на пути необщего пользования, которые установлены в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Согласно пункту 17 Правил технической эксплуатации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", конструкция и состояние железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, расположенных на них сооружений и устройств должны соответствовать нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов иного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.
Как следует из материалов дела, прокурором установлено содержание железнодорожного пути, протяженностью 1415,23 м, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Шоссе Металлургов, 5-П от предельного столбика железнодорожного пути (Лит.27 (1)) до знака "Граница пути" (Лит.27 (13)), включая стрелочные переводы N N 110, 117, с отступлением от технических норм и требований, установленных указанными нормативными актами.
Как верно указано судом первой инстанции, внося представление, прокурор учел то обстоятельство, что выявленные нарушения допущены в связи наличием гражданско-правовых споров между ООО "КСМИ" и ООО "Промышленные инвестиции", на что прямо указано в тексте представления и предложено директору ООО УК "КСМИ" незамедлительно рассмотреть представление со всеми причастными к поставленным вопросам лицами с участием Челябинского транспортного прокурора, а также устранить выявленные нарушения и принять меры к недопущению подобных нарушений впредь.
При таких обстоятельствах, с учетом повышенной опасности железнодорожных путей, как объекта транспортной инфраструктуры, представление прокурора с требованием об устранении выявленных нарушений является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.04.2019 по делу N А76-5832/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "КСМИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.