город Омск |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А70-17373/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13319/2023) Администрации Тобольского муниципального района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2023 по делу N А70-17373/2023 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Администрации Тобольского муниципального района (ОГРН 1027201297309, ИНН 7206025146, адрес: 626128, Тюменская область, Тобольский район, д. Башкова, ул. Мелиораторов, здание 3А), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, адрес: 625000, город Тюмень, ул. Первомайская, д. 34, помещение 1), о признании незаконным решения от 11.05.2023 N 3778/01-03-09,
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителя:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Пуховой Натальи Александровны по доверенности от 04.04.2023 N 87834 сроком действия 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество АО "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации Тобольского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения от 11.05.2023 N 3778/01-03-09.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2023 по делу N А70-17373/2023 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Администрации от 11.05.2023 N 3778/01-03-09 об оставлении без рассмотрения и возврате ходатайства об установлении публичного сервитута. Суд обязал Администрацию принять и рассмотреть заявление АО "Россети Тюмень" от 03.05.2023 N РТ13/04/201. С Администрации в пользу АО "Россети Тюмень" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что испрашиваемый сервитут проходит в границах земельного участка с кадастровым номером 72:16:0000000:1488, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация. При установлении публичного сервитута в отношении лесных участков на землях лесного фонда согласно статьям 26, 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) у обладателя публичного сервитута возникает обязанность по составлению проекта освоения лесов, который должен пройти государственную экспертизу и получить положительное заключение, подаче лесной декларации.
Общество, Департамент представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "Россети Тюмень" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях размещения для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства "Электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ "Ингаир" ВЛ-10 кВ ф. г. Слинкино с ВЛ-0,4 кВ", по результат рассмотрения которого Администрацией отказано в установлении публичного сервитута.
При этом основанием оспариваемого отказа от 11.05.2023 N 3778/01-03-09 явился вывод Администрации о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда, у Администрации отсутствуют полномочия по установлению публичного сервитута.
Не согласившись с отказом Администрации, полагая его незаконным и необоснованным, общество обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд.
16.10.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
В абзаце 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), которыми установлены порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Действие Правил N 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещным правом наряду с правом собственности являются сервитуты.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ.
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее - инженерные сооружения).
Как следует из материалов дела, АО "Россети Тюмень" обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях размещения для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства "Электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ "Ингаир" ВЛ-10 кВ ф. г. Слинкино с ВЛ-0,4 кВ".
Основанием оспариваемого отказа от 11.05.2023 N 3778/01-03-09 явился вывод Администрации о том, что поскольку испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда, у Администрации отсутствуют полномочия по установлению публичного сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ для строительства линейных объектов.
Согласно статье 9 ЛК РФ установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, определяются в соответствии с ЛК РФ.
Вопреки позиции заявителя жалобы статьей 39.38 ЗК РФ определены уполномоченные органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, в зависимости от вида размещаемого объекта и его отнесения к объектам федерального, регионального или местного значения, а не в зависимости от категории земель, на которой размещается указанный объект.
Указанный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.01.2023 N 306-ЭС22-25792, где отмечено в частности, что уполномоченный на установление публичного сервитута орган определяется не по принадлежности земельных участков или конкретной категории земель, а по назначению инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут; наличие в составе участков, в отношении которых установлен публичный сервитут, земель лесного фонда влияет лишь на особенности последующего использования лесов (в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации).
Соответственно, публичный сервитут устанавливается в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется: федеральный орган исполнительной власти принимает решение в отношении инженерных сооружений федерального значения, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении инженерных сооружений регионального значения, орган местного самоуправления - в отношении инженерных сооружений местного значения.
Под инженерными сооружениями согласно статье 39.39 ЗК РФ понимаются объекты электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались
Публичный сервитут в отношении земельных участков/части земельного участка устанавливается на основании пункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в целях размещения для эксплуатации существующего объекта электросетевого хозяйства.
Согласно подпунктам 1 - 3 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 ЗК РФ. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по установлению публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, переданы Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу изложенных норм органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере лесных отношений, могут быть наделены полномочиями по установлению публичных сервитутов для размещения лишь объектов регионального значения в установленном действующим законодательством порядке.
С учетом изложенного, если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики регионального значения полностью входят в границы земель лесного фонда Тюменской области, то установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда Тюменской области, относится к полномочиям Департамента лесного комплекса Тюменской области.
В случае же если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики пересекаются с землями лесного фонда Тюменской области (его площадь частично накладывается на земли лесного фонда Тюменской области), то установление публичных сервитутов осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.08.2023 N КУВИ-001/2023-197593162, сооружение электроэнергетики электросетевой комплекс от ПС 110/10кВ "Инграир" ВЛ-10кВ ф.Г.Слинкино с ВЛ- 0,4кВ с кадастровым номером 72:18:0000000:297 расположено в Уватском районе Тюменской области (ЭКС ВЛ-10кВ фидер "Горнослинкино" ФД-1), правообладатель - АО "Россети Тюмень".
При сопоставлении сведений (границ охранной зоны (реестровый (учетный) номер 72:18-6.390)), содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости с данными государственного лесного реестра, установлено частичное наложение границ охранной зоны на земли лесного фонда - Уватского лесничества, Горно-Слинкинского участкового лесничества, урочище Горно-Слинкинское, лесной квартал N 99 (выд. 8, 17, 18, 21, 23, 29, 30, 31), N 100 (выд. 7, 8, 16, 17, 22, 40, 45, 46, 306, 308), N 121 (выд. 6, 13, 51, 53, 54, 55, 56), N 122 (выд. 1,40); Горно-Слинкинское СП, лесной квартал N 351 (выд. 11, 22), N 352 (выд. 4, 8, 13), N 354 (выд. 6, 8, 13), N 356 (выд. 2, 3, 5), N 357 (выд. 27), N 358 (выд. 2, 3, 4, 6, 9, 13, 17, 18), N 362 (выд. 4, 6. 7, 9, 11, 13), N 363 (выд. 12, 13, 23).
Общая площадь наложения на земли лесного фонда составляет 27,4303 га.
В силу положений главы V.7 ЗК РФ, требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541 "Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения", публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, в том числе, подземных элементов линейного объекта.
Как следует из письма Министерства энергетики Российской Федерации от 15.10.2018 N АТ-10652/08 "Об определении видов объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования", считается целесообразным отнести к объектам местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования муниципального образования, следующие виды объектов:
- линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 0,4 - 6 (10) - 20 кВ;
- подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 0,4 -6 (10)-20 кВ.
Соответственно, сооружение электроэнергетики - электросетевой комплекс от ПС 110/10кВ "Инграир" ВЛ-10кВ ф.Г.Слинкино с ВЛ-0,4кВ с кадастровым номером 72:18:0000000:297 относится к объектам местного значения.
Таким образом, установление публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации сооружения электроэнергетики - электросетевого комплекса от ПС 110/10кВ "Инграир" ВЛ- ЮкВ ф.Г.Слинкино с ВЛ-0,4кВ с кадастровым номером 72:18:0000000:297 относится к полномочиям Администрации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Способ восстановления нарушенного права, а именно: возложение обязанности на Администрацию принять и рассмотреть заявление АО "Россети Тюмень" от 03.05.2023 N РТ13/04/201, является достаточным и соразмерным нарушению, соответствующим материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется, поскольку Администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2023 по делу N А70-17373/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тобольского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17373/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ