г. Киров |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А29-1482/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2019 по делу N А29-1482/2019, принятое судом в составе судьи Онопрейчук И.С.,
по иску муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010)
к обществу с ограниченной ответственностью "Провинция" (ИНН: 1103016460, ОГРН: 1171101000245)
третье лицо: муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
об обязании произвести перерасчет платы,
установил:
муниципальное образование городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования "Воркута" (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Провинция" (далее - ООО "Провинция", Общество, ответчик) об обязании произвести перерасчет платы, начисленной за техническое обслуживание муниципальных помещений и коммунальные услуги на общедомовые нужды в размере 44 375 рублей 04 копеек по договору от 01.01.2018 N Ворг-2018/26 за период с 01.01.2018 по 31.07.2018, исключив из расчета платы стоимость не оказанных услуг.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2019 Управлению в удовлетворении иска отказано.
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования "Воркута" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт оказания услуг ненадлежащего качества.
Ссылаясь на пункты 7-9 "Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Управление указывает, что им соблюден порядок обращения с заявлением об изменении размера платы, в связи чем основания для отказа в удовлетворении иска отсутствуют.
В представленном отзыве Комитет поддержал доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе.
ООО "Провинция" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, Общество и Комитет явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования (постановление Президиума ВАС РФ N 16646/10 от 12.04.2011).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания имущества).
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила).
В пункте 6 указанных Правил предусмотрено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном названными Правилами.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 15 Правил).
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 16).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 109 Правил N 354 акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование городского округа "Воркута" является собственником жилых помещений (квартир) N N 1, 2, 3, 4, 7, 10, 11, 14, 16, 19, 20, 25, 30, 32, 33, 35, 36, 37, 39, расположенных по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 7 (л.д. 59-80).
Управление многоквартирным домом по адресу: г.Воркута, пгт. Воргашор, ул.Энтузиастов, д. 7 в спорный период времени осуществляло ООО "Провинция" на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления спорным многоквартирным домом от 18.12.2017 N 2017/14.
01.01.2018 между собственниками помещений, находящихся в казне муниципального образования городского округа "Воркута" и ООО "Провинция" (управляющая организация) заключен договор N Ворг-2018/26 управления многоквартирным домом по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 7 (л.д. 13-22).
По условиям договора управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора, за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в пункте 4.1 договора; предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям в порядке, установленном в пункте 4.2 договора; осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2018 по 31.12.2020 (пункт 2.1 договора).
В пункте 4.1.5 договора предусмотрено, что управляющая организация удостоверяет выполнение работ и оказание услуг, включенных в перечень работ, услуг, отчетом об оказании услуг и выполненных работ за каждый месяц и актом о приемке оказанных услуг и выполненных работ.
Сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг подписанными управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы.
Как следует из пункта 5.3 договора планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению многоквартирным домом по содержанию и ремонту общего имущества, определяется на дату заключения договора, указывается в Перечне работ, услуг, приведенном в Приложении N 8 к договору, и составляет 23 рубля 51 копейку за 1 кв.м в месяц (л.д. 29-30).
В соответствии с пунктом 6.1 договора размер платы за содержание жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений и иных потребителей в расчете на один месяц и один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирного дома.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения (пункт 6.1.3 договора).
Из материалов дела следует, и судом первой инстанции установлено, что в период с 01.01.2018 по 31.07.2018 ответчиком в адрес истца были выставлены для оплаты и направлены счета-фактуры, отчеты и акты выполненных работ на сумму 142 256 рублей 71 копейку за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества дома в части пустующих муниципальных жилых помещений (квартир) N N 1, 2, 3, 4, 7, 10, 11, 14, 16, 19, 20, 25, 30, 32, 33, 35, 36, 37, 39, расположенных по адресу: г.Воркута, пгт. Воргашор, ул.Энтузиастов, д. 7.
Истец считает, что ответчиком в расчет суммы платы были включены те виды работ (услуг), которые фактически ответчиком не производились:
- вывоз твердо-бытовых отходов, поскольку твердо-бытовые отходы в пустующих (незаселенных) муниципальных помещениях не накапливались и, соответственно, не могли быть вывезенными;
- организация мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, так как ртутьсодержащие лампы в пустующих (незаселенных) муниципальных помещениях не накапливались;
- выполнение работ по устранению выявленных в процессе технических осмотров дефектов и неисправностей, работ по предписанию Государственной жилищной инспекцией Республики Коми по г. Воркуте, других органов, работ по заявкам собственников и нанимателей жилых помещений, не носящих капитальный характер, так как не были представлены документы, подтверждающие выполнение работ по поступившим предписаниям, а именно не предоставлен план работ по исправлению выявленных нарушений и документы по его фактическому исполнению;
- дополнительные работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование своих довод Управлением в материалы дела представлены копии заявлений от 04.09.2018 N 05-05/2-4992, от 06.09.2018 N 05-05/2-5724, адресованных ответчику с требованием изменить размер платы за содержание жилых помещений, исключив из расчета платы услуги: вывоз твердо-бытовых отходов (крупногабаритного мусора); организация мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, очистка вручную от снега участков территории недоступных для уборки машинами, очистка пожгидрантов, крышек люков колодцев (канализационных, тепловых, водопроводных и др.) за апрель-май 2018 года (согласно актам визуального рейдового осмотра); сбрасывание снега с крыш и с козырьков подъездов, сбивание сосулек за февраль 2018 года (согласно акту визуального рейдового осмотра); вывоз снега с придомовой территории за апрель 2018 года (согласно акту визуального рейдового осмотра) (л.д. 43, 44).
Письмом от 14.09.2018 N 309-01 ответчик отказал истцу в удовлетворении заявлений об изменении размера платы за содержание общедомового имущества, указав на то, что акты, составленные специалистами МКУ "Технический контроль" МО ГО "Воркута" и предоставленные в адрес управляющей организации ООО "Провинция", составлены с нарушением жилищного законодательства, а именно (л.д. 45-48):
- акты визуального рейдового осмотра составлены в одностороннем порядке - без присутствия представителей управляющей организации и других собственников жилых помещений;
- акты визуального рейдового осмотра подписаны только одним или двумя участниками осмотра - специалистами МКУ "Технический контроль" МО ГО "Воркута";
- в большинстве актов указано - "осмотр производился в присутствии начальника ГЖИ по г. Воркуте П.В. Павлюка", но его подпись во всех предоставленных актах отсутствует;
- в актах визуального осмотра отсутствуют подписи других собственников жилых помещений - жителей МКД, в которых проводились осмотры;
- в актах визуального осмотра отсутствуют данные о превышении установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Кроме того, ответчик в письме от 14.09.2018 N 309-01 указал, что для каждой из жилищных услуг, указанных в актах визуального осмотра, существует периодичность исполнения, которая указывается в приложении N 8 договора управления. Поэтому, замечания по актам "визуального осмотра" в какой-то определенный день, не являются основанием для перерасчета платы оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в части свободных (незаселенных) жилых помещений - муниципальных квартир. Односторонний акт визуального осмотра не может рассматриваться как единственно допустимое основание для перерасчета платы.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, соответствующих требованиям абзацев 4 и 5 пункта 109 Правил N 354 и подтверждающих факт оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества.
В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения ответчиком установленного указанными Правилами порядка, являющегося основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги.
Довод Управления о том, что при расчете размера задолженности Обществом необоснованно включены услуги по вывозу твердых бытовых отходов и организации мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации, поскольку указанные услуги в отношении незаселенного жилья фактически Обществом не оказывались, отклоняется апелляционным судом как противоречащий разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которому временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, факт отсутствия жильцов в спорных квартирах не свидетельствует о том, что указанные услуги управляющей компанией не оказаны, доказательств обратного ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет платы.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что настоящий спор является для истца формой скрытого обжалования вступившего в законную силу судебного акта, что недопустимо в силу принципа правовой определенности.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.03.2019 по делу А29-13987/2018, вступившим в законную силу, с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице КУМИ администрации МО ГО за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Провинция" взыскано 139 722 рубля 36 копеек долга по оплате работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 7 (за спорный период времени).
В вышеуказанном судебном акте отражено, что ответчиком не представлены доказательства ненадлежащего исполнения истцом своих обязательств по предоставлению услуг, предъявления в спорный период претензий и/или обращений к истцу с заявлением об уменьшении размера платы за содержание и текущий ремонт, за коммунальные услуги в порядке, установленном Правилами N 491; услуги по содержанию общего имущества являются деятельностью управляющей организации, в силу чего установление тарифа направлено на обеспечение возмещения расходов управляющей организации на осуществление такой деятельности в течение определенного периода времени; неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, имеют преюдициальное значение при рассмотрении спора с участием тех же лиц.
Установленные в рамках вышеуказанного дела обстоятельства при рассмотрении настоящего дела имеют преюдициальное значение.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2019 по делу N А29-1482/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1482/2019
Истец: МОГО Воркута в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО Воркута
Ответчик: ООО Провинция
Третье лицо: КУМИ Администрации МО ГО "Воркута", ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по РК"