г. Самара |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А65-11437/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по делу N А65-11437/2019, принятое судьей Шайдуллиным Ф.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СП ВИС-МОС", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании постановления,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СП ВИС-МОС" - представителя Страдина С.Ю. (доверенность от 15.04.2019),
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СП ВИС-МОС" (далее - общество, ООО "СП ВИС-МОС") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан) N 143 от 11.04.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Определением от 23.05.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица общество с ограниченной ответственностью "МНКТ", который является лицензиатом пользования недр и заказчиком работ по бурению скважины в отношении ООО "СП ВИС-МОС".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 по делу N А65-11437/2019 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление N 143 от 11.04.2019 признано незаконным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность решения, Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 по делу А65-11437/2019 не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела. Подробно доводы Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан изложены в апелляционной жалобе.
ООО "СП ВИС-МОС" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ООО "МНКТ" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан и ООО "МНКТ".
Представитель ООО "СП ВИС-МОС" в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении на основании приказов N 50 от 12.02.2019 и N 70 от 28.02.2019 плановой выездной проверки соблюдения ООО "МНКТ" природоохранного законодательства 29.03.2019 Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан выявлено пользование "СП ВИС-МОС" недрами Актанышского участка недр с нарушением требований технического проекта "Строительство эксплуатационных скважин на нижний карбон Актанышского месторождения", а именно, при бурении силами ООО "СП ВИС-МОС" скважины N201 Актанышского нефтяного месторождения ООО "МНКТ" использовались три амбара (2 амбара со шламом, 1 с технической водой), тогда как по проекту предусмотрено 2 площадки накопления отходов бурения шириной по 17,7 м с гидроизоляцией посредством водонепроницаемой прослойки из двух слоев полиэтиленовой пленки и одного слоя нетканого синтетического материала; выявлены следы попадания твердых бытовых отходов в амбары; нарушение гидроизоляции амбара, отсутствие обвалования амбара высотой 0,5 м и шириной по верху 0,5 м.
01.04.2019 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Татарстан в отношении ООО "СП ВИС-МОС" составлен протокол N 02-143/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
11.04.2019 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Татарстан вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 143, которым ООО "СП ВИС-МОС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "СП ВИС-МОС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий: это непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, урегулированы положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В рассматриваемом случае основанием для привлечения ООО "СП ВИС-МОС" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ явилось то, что пользование недрами Актанышского участка недр с нарушением требований технического проекта "Строительство эксплуатационных скважин на нижний карбон Актанышского месторождения", а именно при бурении силами ООО "СП ВИС-МОС" скважины N 201 Актанышского нефтяного месторождения ООО "МНКТ" использовались три амбара (2 амбара со шламом, 1 - с технической водой), тогда как по проекту предусмотрено две площадки накопления отходов бурения шириной 17,5 м с гидроизоляцией посредством водонепроницаемой прослойки из двух слоев полиэтиленовой пленки и одного слоя нетканого синтетического материала; выявлены следы попадания твердых бытовых отходов в амбары; нарушение гидроизоляции амбара, отсутствие обвалования амбаров высотой 0,5 м и шириной по верху 0,5 м, чем нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Из пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах следует, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что владельцем лицензии на недропользование ТАТ 14874 НР является ООО "МНКТ", между которым и ООО "СП ВИС-МОС" заключен договор на строительство скважин N 0287-2018/002 от 13.12.2018, согласно которому ООО "МНКТ" является заказчиком, а ООО "СП ВИС-МОС" - подрядчиком.
В силу прямого указания статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "СП ВИС-МОС", будучи подрядчиком по договору подряда на строительства скважин, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом осуществления ООО "СП ВИС-МОС" фактического пользования недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции административным органом не доказано наличие в действиях ООО "СП ВИС-МОС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции перечисленных выше норм права, по существу, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июня 2019 года по делу N А65-11437/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11437/2019
Истец: ООО "СП ВИС-МОС", г.Москва
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ООО "МНКТ"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52558/19
01.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11462/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-11437/19
26.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-11437/19