г. Челябинск |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А47-1261/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2019 по делу N А47-1261/2019 (судья Сукачева Н.Ф.).
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняла участие представитель федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" - Кожевникова Людмила Дмитриевна (доверенность от 12.12.2018 N 1/33с).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Центрального военного округа", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 1 570 558 руб. 72 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за период декабрь 2016 года, январь, февраль, март 2017 года, 23 219 руб. 27 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период март 2017 года.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2019 исковые требования общества "Оренбург Водоканал" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ФКУ "ОСК Центрального военного округа" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Апеллянт отмечает, что истцом в материалы дела не представлены акты, фиксирующие факт несовершения абонентом действий, необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к местам отбора проб сточных вод.
Акты отбора проб сточных вод, содержащие отметки общества "Оренбург Водоканал" о недопуске на территорию войсковых частей N 44296 (30.03.2017), N 39994 (31.03.2017), N 63180 (31.03.2017), не отвечают требованиям, предъявляемым к документам, которые по смыслу постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 подлежат составлению поставщиками водоресурсов в целях подтверждения факта несовершения абонентами действий, необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к местам отбора проб сточных вод.
В связи с изложенным отбор проб из первого доступного колодца по отношению к колодцам, расположенным на территории воинских частей, нельзя признать правомерным. Общая сумма исковых требований в отношении рассматриваемых объектов составляет 140 156 руб. 38 коп.
Податель жалобы также ссылается на отсутствие надлежащего уведомления абонента о предстоящих отборах проб сточных вод. Отмечает, что в обоснование заявленных исковых требований общество "Оренбург Водоканал" представило акты отбора проб сточных вод, подписанные должностными лицами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Лица, подписавшие акты, не являются работниками либо иными представителями ответчика.
От общества "Оренбург Водоканал" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала позиции, изложенные в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец своего представителя не направил, в связи с чем заседание проведено в его отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "Оренбург Водоканал" (исполнитель) и ФКУ "ОСК Центрального военного округа" (заказчик) заключен государственный контракт от 26.04.2017 N 58/к/426 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "ОСК Центрального военного округа" в 2016-2017 годах (далее также - контракт), в соответствии с пунктом 2.1 которого исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать 849 отделу территориальному эксплуатации и контроля за оказанием услуг (849 ОТЭ и КОУ, получателю услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом. Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод получателя услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а получатель услуг обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом (пункт 2.2 контракта).
В соответствии с пунктом 2.3 контракта граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 7.
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1. Местами исполнения обязательств по контракту являются точки, расположенные на границе эксплуатационной ответственности (пункт 2.4 контракта).
На основании пункта 3.1 контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.12.2016.
Согласно пункту 7.1.16 контракта исполнитель обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем услуг режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Заказчик обязался производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту после согласования между сторонами (пункт 7.3.6 контракта).
По условиям пункта 7.3.18 заказчик обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории получателей услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
На основании пункта 9.1 контракта получатель услуг обязан обеспечить доступ исполнителю или по его указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в порядке, предусмотренном разделом 9 контракта.
По условиям пунктов 19.1, 19.3 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свой действие на отношения сторон, возникшие с 01.12.2016; услуги по контракту должны быть оказаны в срок с 01.12.2016 по 31.03.2017.
Приложением N 3 к контракту сторонами согласованы сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод.
Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком согласованы контрольно-канализационные колодцы (далее также - ККК), предназначенные для отбора проб сточных вод на следующих объектах ответчика:
- в/ч N 44296 (п. Кушкуль, ул.Гражданская, 40);
- военный госпиталь (г. Оренбург, пер. Госпитальный,3);
- в/ч N 33860 (г. Оренбург, ул.Харьковская, 2);
- в/ч N 40263 (г. Оренбург, Нежинское шоссе, 1);
- в/ч N 45097, в/г N 24 (2-й авиагородок);
- в/ч N 45097, в/г N 24а (2-й авиагородок);
- Президентское кадетское училище (г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63);
- в/ч N 63180 (г. Оренбург, ул.Мира, 3);
- в/ч N 39994 (г. Оренбург, ул. Мира, 3);
- учреждение (г. Оренбург. ул. Краснознаменная, 54);
- учреждение (г. Оренбург. ул. Краснознаменная, 52);
- учреждение (г. Оренбург, ул. Кобозева, 30)
- в/ч N 58661-45 (г. Оренбург. ул. Бр. Башиловых, 2а);
- учреждение (г. Оренбург, ул. Советская, 142);
- дом офицеров (г. Оренбург, ул. Советская, 48);
- учреждение (г. Оренбург, ул. Аксакова, 22).
В обоснование исковых требований истец указал, что в периоды 23-29 декабря 2016 года, 29-31 марта 2017 года сотрудниками общества "Оренбург Водоканал" в присутствии представителей ответчика на объектах последнего проведены отборы проб сточных вод из согласованных ККК; в отношении объектов ответчика, где не был обеспечен доступ к ККК, отбор проб производился из первого доступного колодца на сети водоотведения, о чем составлены акты N 59/12, 61/12-66/12 от 23.12.2016, N 74/03, N 78/03 от 29.03.2017, N 80/03-81/03 от 29.03.2017, N 82/03-86/03 от 30.03.2017, N 88/03, N 90/03 от 31.03.2017 (т.2, л.д. 8, 11 14, 16, 18, 20, 23, 27, 29, 32, 34, 37, 39, 42, 94, 96, 98, 101, 104, 108, 111).
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы N N 1222-1227 от 29.12.2016, N 1215 от 29.12.2016, NN 1217-1221 от 29.12.2016, NN1222-1227 от 29.12.2016, NN 282-286 от 05.04.2017, 1215 от 29.12.2016, 287 от 05.04.2017, NN 1217-1221 от 28.12.2016, NN 289-293 от 05.04.2017, NN 294-297 от 06.04.2017, 300 от 06.04.2017, NN 298-299 от 06.04.2017, NN 302-303 от 07.04.2017, NN 305-306 от 07.04.2017 (т.2, л.д. 9-10,12-13,15,17,19,21-22,24-26,28,30-31,33,35-36,38,40-41,43-44,95,97,99 -100,102-103,105-107,109-110,112).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод). Акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний и возражений, либо содержат отметку о неявке абонента, недопуске к месту отбора проб сточных вод.
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга" (далее - Распоряжение N 3404-р).
В соответствии условиями государственного контракта, актами отбора проб сточных вод, протоколами анализа проб сточных вод, постановлением Правительства Оренбургской области от 08.11.2016 N 792-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области в 2016 году" (вместе с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области в 2016 году) (далее - Постановление N 792-п) истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику на оплату счета-фактуры на общую сумму 1 570 558 руб. 72 коп.
Также по объекту в/ч 33860 (акты отбора проб сточных вод N 82/03 - 84/03 от 30.03.2017 и протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод NN 294-297 от 06.04.2017) на основании анализа проб сточных вод истцом установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в связи с чем истец произвел расчет платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 в размере 23 219 руб. 27 коп. и выставил счет-фактуру на оплату, который ответчиком в добровольном порядке не оплачен. Общая сумма задолженности составляет 1 593 777 руб. 99 коп.
В целях урегулирования спора, истец направил ответчику претензию от 05.12.2018 N 02/0001 с требованием произвести оплату задолженности в размере 1 593 777 руб. 99 коп. в срок до 15.01.2019. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из установленности факта превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, а также наличия в сточных водах ответчика загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, посредством представленных в деле актов отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, протоколов результатов количественного химического анализа сточных вод.
Суд также исходил из соответствия действующему законодательству процедуры взятия истцом проб сточных вод, отметив, что из актов отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, следует, что отбор проб на объекте ответчика произведен из контрольно-канализационных колодцев с участием представителей ответчика (акты отбора проб подписаны сторонами без возражений и замечаний) либо в отсутствие с отметкой о неявке абонента, недопуске к месту отбора проб сточных вод.
Поскольку ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не исполнены, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования общества "Оренбург Водоканал".
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами N644).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Требованиями действующего законодательства предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Механизм взимания владельцами систем канализации населенных пунктов платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов регулируется Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга" (подлежащий применению к отношениям сторон, утратил силу на основании Постановления администрации города Оренбурга от 28.12.2016 N 4115-п).
Пунктом 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 413-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б" пункта 37 Правил N 644).
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525) отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
Пунктом 29 Правил N 525 установлено право абонента при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
Согласно пункту 27 параграфа IV Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах истец подтверждает актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации N N 59/12, N 61/12-66/12 от 23.12.2016, N 74/03- 78/03 от 29.03.2017, N 80/03-81/03 от 29.03.2017, N 82/03-86/03 от 30.03.2017, 88/03, 90/03 от 31.03.2017, протоколами исследования отобранных проб NN 1222-1227 от 29.12.2016, N 1215 от 29.12.2016, NN 1217-1221 от 28.12.2016, NN1222-1227 от 29.12.2016, NN 282-286 от 05.04.2017, N1215 от 29.12.2016, 287 от 05.04.2017, NN 1217-1221 от 29.12.2016, NN 289-293 от 05.04.2017, NN 294-297 от 06.04.2017, N 300 от 06.04.2017, NN 298-299 от 06.04.2017, NN 302-303 от 07.04.2017, NN 305-306 от 07.04.2017 (т.2, л.д. 9-10,12-13,15,17,19,21-22,24-26,28,30-31,33,35-36,38,40-41,43-44,95,97,99 -100,102-103,105-107,109-110,112).
Из указанных актов возможно определить, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение.
Согласно пункту 20 Правил N 525 абоненты обязаны: а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод; д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
Исходя из пункта 22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно положениям пункта 2 Правил N 644 "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком согласованы контрольно-канализационные колодцы, предназначенные для отбора проб сточных вод на следующих объектах ответчика:
- в/ч N 44296 (п. Кушкуль, ул.Гражданская, 40);
- военный госпиталь (г. Оренбург, пер. Госпитальный,3);
- в/ч N 33860 (г. Оренбург, ул.Харьковская, 2);
- в/ч N 40263 (г. Оренбург, Нежинское шоссе, 1);
- в/ч N 45097, в/г N 24 (2-й авиагородок);
- в/ч N 45097, в/г N 24а (2-й авиагородок);
- Президентское кадетское училище (г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63);
- в/ч N 63180 (г. Оренбург, ул.Мира, 3);
- в/ч N 39994 (г. Оренбург, ул. Мира, 3);
- учреждение (г. Оренбург. ул. Краснознаменная, 54);
- учреждение (г. Оренбург. ул. Краснознаменная, 52);
- учреждение (г. Оренбург, ул. Кобозева, 30)
- в/ч N 58661-45 (г. Оренбург. ул. Бр. Башиловых, 2а);
- учреждение (г. Оренбург, ул. Советская, 142);
- дом офицеров (г. Оренбург, ул. Советская, 48);
- учреждение (г. Оренбург, ул. Аксакова, 22).
В связи с недопуском 30.03.2017, 31.03.2017, представителей истца на территорию соответственно военных частей N 63180, N 39994, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д.3, и военной части N 44296, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Гражданская, д. 40, отбор проб проводился сотрудниками истца за территорией военных частей, о чем свидетельствуют акты отбора проб N 88/03 от 30.03.2017, N 90/03 от 31.03.2017, N 86/03 от 30.03.2017.
Учитывая существующие схемы расположения сетей, а также необеспечение ответчиком допуска на территорию воинских частей, указанные колодцы определены истцом в качестве контрольно-канализационных в соответствии с пунктом 24 Правил N 525.
Ссылка ответчика на то, что в связи с отсутствием актов, фиксирующих факт несовершения абонентом действий, необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к местам отбора проб сточных вод, акты отбора проб по в/ч N 44296 (акт N 86/03 от 30.03.2017), в/ч N 39994 (акт N 88/03 от 31.03.2017), в/ч N 63180 (акт N88/03 от 31.03.2017) являются недопустимыми доказательствами, являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и была обоснованно отклонена.
Согласно пункту 149 Правил N 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
При воспрепятствовании абонентом, транзитной организацией в доступе в течение более чем 30 минут с момента их прибытия составляется акт, фиксирующий факт несовершения абонентом, транзитной организацией действий (бездействия), необходимых для обеспечения доступа представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета воды, канализационным сетям, контрольным канализационным колодцам для отбора проб воды, сточных вод, проведения обследований и измерений.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 20 Правил N 525 абоненты, в числе прочего, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод; обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод.
Согласно пункту 24 Правил N 525 в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (пункт 28 Правил N 525).
Таким образом, указанные правила допускают возможность проведения отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение в отсутствие надлежащим образом извещенного абонента, с отметкой о его неявке в назначенное время и место. Обязанности по обязательному присутствию абонента, либо необходимости фиксации данной отметки сторонними лицами, Правила N 525 не содержат.
Из материалов дела усматривается, что в уведомлениях N 02/5035 от 21.09.2016, N 02/0055 от 27.03.2017 содержатся сведения о датах и объектах, по которым будут производиться отборы проб сточных вод, с указанием списка проверяющих (т.3, л.д. 45-48) истец указал на необходимость обеспечить присутствие ответственных лиц, уполномоченных присутствовать при отборе проб сточных вод, а также беспрепятственный доступ к контрольным канализационным колодцам. Кроме того, истец указал, что в случае недопуска представителей поставщика к контрольным канализационным колодцам для отбора проб, он будет вынужден производить отборы проб стоков за территорией воинских частей в первых доступных колодцах от выпуска с объекта, в соответствии с пунктом 24 Правил N 525.
Вместе с тем в назначенное время явка уполномоченных представителей абонента не обеспечена, допуск представителей истца к месту отбора проб также не обеспечен, в связи с чем, руководствуясь пунктами 24, 28 Правил N 525 отбор проб сточных вод произведен из первого доступного колодца на сети водоотведения, соответствующая отметка о недопуске представителей истца к месту отбора проб сделана в самих актах отбора проб по в/ч N 44296 (акт N 86/03 от 30.03.2017), в/ч N 39994 (акт N 88/03 от 31.03.2017), в/ч N 63180 (акт N88/03 от 31.03.2017).
Указанные акты направлены ответчику по почте.
Учитывая изложенное, а именно сам факт уведомления ответчика о необходимости явки ответственных лиц, уполномоченных присутствовать при отборе проб, а также необходимости обеспечения беспрепятственного доступа к контрольным канализационным колодцам, наличие отметки о не обеспечении абонентом доступа к местам отбора проб в актах отбора проб по названным объектам, а также учитывая наличие у истца полномочий на проведение проверки, в том числе, при неявке абонента с составлением акта отбора проб сточных вод с соответствующей отметкой (пункт 28 Правил N 525), последующее направление данных актов ответчику и отсутствие возражений и замечаний относительно процедуры проведения проверки, сам по себе факт отсутствия актов, фиксирующих факт несовершения абонентом действий, необходимых для обеспечения доступа к местам отбора проб сточных вод, не может служить основанием для признания актов отбора проб сточных вод ненадлежащими доказательствами по делу.
Ответчик в апелляционной жалобе также ссылается на отсутствие надлежащего уведомления абонента о предстоящих отборах проб сточных вод. Отмечает, что в обоснование заявленных исковых требований общество "Оренбург Водоканал" представило акты отбора проб сточных вод, подписанные должностными лицами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Лица, подписавшие акты, не являются работниками либо иными представителями ответчика.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
В силу пункта 21 Правил N 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
В соответствии с пунктом 9.1.1 контракта истец предварительно оповещает ответчика (получателя услуг) о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих. Оповещение осуществляется любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб.
В уведомлениях N 02/5035 от 21.09.2016, N 02/0055 от 27.03.2017 (т.3, л.д. 45-48) истец известил о датах и объектах, по которым будут производиться отборы проб сточных вод, с указанием на необходимость представить список проверяющих.
Указанные уведомления направлены начальнику 849 отдела территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Ткаченко А.В. (адрес: г. Оренбург, ул. Аксакова, д. 22) и вручены нарочно.
В соответствии с доверенностью от 29.01.2016 N 11/ 61Д (срок действия до 01.01.2017) - заказчик по государственным контрактам (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") уполномочивает начальника 849 отдела территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Ткаченко А.В. - представлять интересы ФКУ "ОСК ЦВО" как юридического лица при осуществлении прав заказчика, определенных заключенным контрактом (договором) на коммунальные услуги, в том числе с правом осуществления подготовки материалов для выполнения претензионной работы, предъявления, подписания и направления поставщикам (исполнителям, подрядчикам) претензии и иных документов, связанных с проведением претензионной работы, а также с правом совершать иные законные действия, связанные с выполнением поручения.
Следовательно, начальник 849 отдела территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Ткаченко А.В. уполномочен заказчиком (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") на представление интересов данного юридического лица при осуществлении прав заказчика, определенных заключенным государственным контрактом N 58/к/426 от 26.04.2017 с правом совершать законные действия, связанные с выполнением поручения.
Учитывая изложенное, абонент был надлежащим образом извещен о датах и объектах, по которым будут производиться отборы проб сточных вод.
Довод ответчика о том, что у лиц, подписавших акты отбора проб, отсутствуют полномочия на их подписание от имени ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", поскольку они являются сторонними потребителями и не имеют полномочий представлять интересы ответчика в отсутствие выданной в установленном порядке доверенности, подлежит отклонению.
Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (статья 402 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут подтверждаться не только выданной доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель. В случае, если представительство явствует из обстановки, в которой действует представитель, необходимость в проверке полномочий последнего отпадает и риск отсутствия (превышения) представительских полномочий несет лицо, создавшее соответствующую обстановку.
Таким образом, учитывая, что получатели услуг по контракту (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации) - закрытые объекты с особым режимом функционирования, наличие у представителей ответчика доступа к водопроводным, канализационным сетям абонента и сооружениям на них, их участие при отборе проб, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что полномочия указанных лиц при составлении актов отбора проб явствовали из обстановки, в которой они действовали (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, спорные акты отбора проб являются относимым и допустимым доказательством (статьи 67, 68 АПК РФ).
Истец произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций:
- за декабрь 2016 года, с января по февраль 2017 года на основании актов отбора проб сточных вод N 59/12, 61/12-66/12 от 23.12.2016 и протоколов N 1222-1227 от 29.12.2016, N 1215 от 29.12.2016, N 1217-1221 от 29.12.2016, результатов количественного химического анализа сточных вод;
- за март 2017 года на основании актов отбора проб сточных вод N 74/03-78/03 от 29.03.2017, N 80/03-81/03 от 29.03.2017, N 82/03-86/03 от 30.03.2017, 88/03, N 90/03 от 31.03.2017 и протоколов NN 282-286 от 05.04.2017, N 1215 от 29.12.2016, N 287 от 05.04.2017, NN 1217-1221 от 29.12.2016, NN 289-293 от 05.04.2017, NN 294-297 от 06.04.2017, N 300 от 06.04.2017, NN 298-299 от 06.04.2017, NN 302-303 от 07.04.2017, NN 305-306 от 07.04.2017 результатов количественного химического анализа сточных вод.
Общая сумма платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с декабря 2016 года по март 2017 года составила 1 570 558 руб.
72 коп.
При расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ истцом применены нормативы загрязняющих веществ, установленные распоряжением главы г. Оренбурга N 3404-р.
Кроме того, истцом произведено начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 23 219 руб. 27 коп.
Произведенные истцом расчеты ответчиком в апелляционной жалобе не оспариваются.
Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, а также наличие в сточных водах ответчика загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, подтверждается вышеуказанными актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, а также протоколами результатов количественного химического анализа сточных вод.
Из актов отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, следует, что отбор проб на объекте ответчика произведен из контрольно-канализационных колодцев с участием представителей ответчика (акты отбора проб подписаны сторонами без возражений и замечаний) либо в отсутствие с отметкой о неявке абонента, недопуске к месту отбора проб сточных вод.
Также из имеющихся в материалах дела актов отбора проб и протоколов результатов анализа можно определить дату и время отбора, номер пробы (который указан и в протоколах исследований), дату и время доставки пробы, дату результата исследования, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение, указаны нормативные документы, в соответствии с которыми проведены исследования и сведения о приборах, которые использовались при проведении исследований, а также сведения о поверке данных приборов.
Указанное позволяет считать такой отбор проб и соответствующие акты отбора проб, а также выполненные исследования отобранных проб надлежащим доказательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 1 570 558 руб. 72 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за период декабрь 2016 года, январь, февраль, март 2017 года, 23 219 руб. 27 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период март 2017 года.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2019 по делу N А47-1261/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1261/2019
Истец: ООО "Оренбург водоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа"
Третье лицо: Арбитражый суд Уральского округа, ФКУ "ОСК Центрального военного округа"
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4541/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1261/19
30.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8537/19
29.04.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1261/19