г. Вологда |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А13-5155/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 июля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии от Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области Якуничевой Н.А. по доверенности от 06.02.2019 N 3-ДВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 июня 2019 года по делу N А13-5155/2019,
установил:
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Вологодская объединенная техническая школа регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Вологодской области (ОГРН 1023500884439, ИНН 3525065324; адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 39; далее - учреждение, ДОСААФ) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (ОГРН 1023500876740, ИНН 3525016817; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, набережная Пречистенская, дом 6а; далее - территориальный орган; Вологдастат) от 24.10.2018 N 33 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 июня 2019 года постановление от 24.10.2018 N 33 признано незаконным и отменено полностью в связи с малозначительностью правонарушения, объявлено устное замечание.
Территориальный орган с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает, что несвоевременное представление учреждением сведений по форме федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" повлекло сокращение срока обработки поступившей информации территориальным органом и, как следствие, снижение качества предоставляемой информации. Считает, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Представитель территориального органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя территориального органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, учреждение не исполнило возложенную на него обязанность по представлению в установленный срок до 01.09.2018 первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", утвержденной приказом Росстата от 01.09.2017 N 566, что свидетельствует о нарушении заявителем положений статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ), пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
В связи с выявленным нарушением в отношении ДОСААФ территориальным органом составлен протокол об административном правонарушении от 15.10.2018 N 66, а также вынесено постановление от 24.10.2018 N 33, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кроме этого, учреждению выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.10.2018 по делу N 11-25/40-2018.
Учреждение, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Судом первой инстанции обжалуемое постановление отменено полностью в связи с малозначительностью правонарушения.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за представление статистической информации.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Законом N 282-ФЗ.
В соответствии частью 1 статьи 8 упомянутого Закона респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно статье 4 названного Закона основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением N 620.
В силу пункта 3 указанного Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 (далее - Положение N 420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения N 420).
Так, приказом Росстата от 01.09.2017 N 566 утвержден статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, в том числе форма федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате". Срок предоставления формы N 3-Ф - не позднее 01 сентября после отчетного периода.
Факт нарушения учреждением обязательных требований подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в деянии заявителя события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения учреждения к административной ответственности Вологдастатом не допущено. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ порядок соблюден.
Вместе с тем в данном конкретном случае суд первой инстанции посчитал возможным освободить учреждение от административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований не согласиться с таким выводом.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 указанного постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
При оценке формального состава правонарушения последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности. Условия и обстоятельства, сопутствующие пренебрежительному отношению к формальным требованиям публичного порядка, подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что учреждение привлекается к административной ответственности впервые, вопреки доводам подателя жалобы, совершенное ДОСААФ деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Доказательств того, что оно повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан, общества и государства в материалы дела не предъявлено.
В действиях заявителя не усматривается и признаков пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 июня 2019 года по делу N А13-5155/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5155/2019
Истец: ОУ Вологодская ОТШ ДОСААФ России
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области