г. Санкт-Петербург |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А56-158772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Е.А. Царегородцевым
при участии:
от истца (заявителя): Алексеев И.Н. по доверенности от 01.03.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15805/2019) государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 по делу N А56-158772/2018
(судья М.И. Денисюк), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБС ГИДРО"
к государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АБС ГИДРО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление, Пенсионный фонд, Фонд) от 05.12.2018 N 202S19180083075 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением суда от 24.12.2018 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 25.02.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства на основании части 5 статьи 229 АПК РФ.
Решением арбитражного суда от 23.05.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, Обществом предоставлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года-24.10.2018 года, то есть с нарушением установленных законом сроков. Ссылка Общества, что нарушение срока представления отчетности, возникло в связи с изъятием правоохранительными органами компьютеров и флеш накопителей, на которых хранились данные для предоставления отчета, не может являться основанием для освобождения заявителя от привлечения к ответственности. Общество могло воспользовалось возможностью подачи документов на бумажном носителе, что предусмотрено Пенсионным законодательством и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учете сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766п.
В судебное заседание представитель Фонда не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь плательщиком страховых взносов, 24.102018 направило в Фонд по телекоммуникационным каналам связи сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года.
В ходе проведенной Фондом камеральной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, установлено, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года представлены заявителем с нарушением установленного срока, который истек 15.10.2018. Названные обстоятельства зафиксированы Фондом в акте от 31.10.2018 N 202S18180068993.
Решением Управления от 05.12.2018 N 202S19180083075 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 9500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением в части размера финансовой санкции, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая решение Фонда недействительным в полном объеме, пришел к выводу о невозможности представления Обществом сведений о работающих лицах, за сентябрь 2018 года в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения (пункт 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ).
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для изменения судебного акта в связи следующим.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83 п.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Общество не представило в установленный срок сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за сентябрь 2018 года; сведения (отчет по форме СЗВ-М) представлены 24.10.2018 при установленном сроке до 15.10.2018. Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением решения от 05.12.2018 N 202S19180083075 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 9500 руб.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (статья 42 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
В силу части 2 статьи 43 Закона N 212-ФЗ при наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Довод Общества, что невозможность представления в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок сведений о работающих лицах за сентябрь 2018 года (форма СЗВ- 4 А56-158772/2018 М) связана с действиями 11.10.2018 СУ УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга, которыми были изъяты у Общества компьютеры и флеш-накопители, на которых хранились, в том числе, сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем, заявителю потребовалось время для восстановления данных, нельзя рассматривать как основание для освобождения от ответственности.
Апелляционным судом принимается во внимание, что формальная конструкция рассматриваемого состава правонарушения предполагает наступление юридической ответственности за любое нарушение срока представления отчетности, за исключением оснований, перечисленных в пункте 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ. Данный перечень исключений привлечения к ответственности является конкретным и расширительному толкованию не подлежит.
С учетом обстоятельств, установленных судами, действиями Общества не под один из этих исключений не подходит.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что изъятие компьютера и флеш-накопителя, на которых хранились, в том числе, сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования было осуществлено правоохранительными органами 11.10.2018, в то время как срок представления отчетности 15.10.2018. Также, Обществом не представлено доказательств, что только на изъятых носителях имелась необходимая для отчета информация.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Довод Общества, что им необходимо было время для подготовки документов, чтобы составить отчет в Пенсионный фонд, может рассматриваться судом как смягчающие вину обстоятельство, учитывая достаточно короткий срок для подготовки отчета (4 дня), а также незначительность пропуска срока для представления отчетности (9 дней).
Согласно части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В силу пункта 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" статья 44 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2015 признана утратившей силу.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
В пункте 2 указанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Поскольку вопрос о возможности снижения размера санкции вследствие применения смягчающих ответственность обстоятельств отнесен к судейскому усмотрению, апелляционный суд с учетом вышеизложенного приходит к выводу о наличии оснований для снижения штрафных санкций до 500 руб.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 по делу N А56-158772/2018 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга от 05.12.2018 N 202S19180083075 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АБС ГИДРО" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части начисления штрафа в сумме 9000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "АБС ГИДРО" 3000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-158772/2018
Истец: ООО "АБС ГИДРО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АДМИРАЛТЕЙСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА