г. Челябинск |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А76-41026/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.05.2019 по делу N А76-41026/2018 (судья Кунышева Н.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска "Миан" - Карсакова Н.М. (удостоверение, доверенность N 01/17774 от 28.12.2018).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска (далее - истец, ГУ - УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 453 г. Челябинска" (далее - ответчик, МАДОУ "ДС N 453 г. Челябинска", учреждение) о взыскании суммы финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования за отчетный период - СТАЖ 2017 года в размере 87 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 24.04.2019) в удовлетворении требований отказано.
ГУ - УПФР в Ленинском районе г. Челябинска (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - УПФР в Ленинском районе г. Челябинска указывает, что факт нарушения срока предоставления сведений зафиксирован в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание учреждение не явилось. С учетом мнения Управления в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие учреждения.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Пенсионного фонда, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции МАДОУ "ДС N 453 г. Челябинска" зарегистрировано, как юридическое лицо 13.02.2000 за основным государственным регистрационным номером 1037402699377, состоит на учете в качестве страхователя - в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска (регистрационный номер 084003062654).
27.02.2018 МАДОУ "ДС N 453 г. Челябинска" представлены в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом "Назначение пенсии" в отношении 174 застрахованных лиц за 2017 год. Приняты Пенсионным фондом без замечаний (л.д.7).
Затем учреждением 02.03.2018 представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" в отношении тех же самых 174 застрахованных лиц, по которым представлены сведения СЗВ-СТАЖ с типом "Назначение пенсии".
Управлением проведена сверка представленных страхователем сведений персонифицированного учета, отраженных в форме СЗВ-СТАЖ, за отчетный период 2017 год.
По результатам проведенной проверки представленных сведений Пенсионным фондом установлен факт представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ, за отчетный период 2017 год с нарушением срока на застрахованных лиц, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 87sn от 20/06.2018 (т.1 л.д.24-25).
Управление вынесло решение от 24.07.2018 N 87sn о привлечении страхователя к ответственности за совершенное нарушение законодательства РФ в виде взыскания финансовых санкций в размере 87 000 руб. (т.1 л.д.18).
Должнику было предложено добровольно уплатить сумму финансовых санкций в срок, установленный в требовании N 87sn от 20.08.2018 (т.1 л.д.21).
Поскольку в установленный законом срок указанное требование исполнено не было, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из того, что у фонда отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Согласно приложению 1, "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ, выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
При заполнении формы отчета по форме СЗВ-СТАЖ, согласно пункту 2.1.5 Постановления, в позиции "тип сведений" знаком "Х" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из нормативных требований, отчетность за 2017 год страхователи обязаны представить в территориальные органы Пенсионного фонда не позднее 01.03.2018.
Как следует из материалов дела, МАДОУ "ДС N 453 г. Челябинска" представило исходные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год 02.03.2018, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, Пенсионный фонд пришел к выводу, что МАДОУ "ДС N 453 г. Челябинска" допущено нарушение срока представления сведений, что свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Однако, как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом "Назначение пенсии" в отношении 174 застрахованных лиц за 2017 год изначально представлены 27.02.2018. Приняты Пенсионным фондом без замечаний.
Далее, 02.03.2018 представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" в отношении тех же самых 174 застрахованных лиц, по которым представлены сведения СЗВ-СТАЖ с типом "Назначение пенсии".
При этом, судом первой инстанции установлено, что единственное различие между сведениями, представленными 27.02.2018 и 02.03.2018 в том, что последние представлены в алфавитном порядке, иных изменений в сведения, представленные 02.03.2018 не вносилось.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В связи с тем, что нормы Федерального закона N 27-ФЗ не содержит требования к содержанию решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным применить по аналогии закона нормы законодательства о налогах и сборах (абзац 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, орган ПФР должен не только констатировать факт нарушения срока предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность общества.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Судом первой инстанции установлено, что из резолютивной части решения фонда следует, что страхователь привлечен к ответственности за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ. При этом, факт представления страхователем сведений, представленных 27.02.2018, совпадающих со сведениями, представленными 02.03.2018 в решении фонда не отражен.
Таким образом, в оспариваемом решении фондом не описана объективная сторона правонарушения, не установлены виновные действия либо бездействия заявителя, с установлением причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, что, по мнению суда, не является достаточным основанием для привлечения заявителя к публичной ответственности.
Вместе с тем наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.
Таким образом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт представления неполных и (или) недостоверных сведений, нарушения срока представления, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе установить вину страхователя.
Судом первой инстанции верно отмечено, что доказательств того, что сведения о застрахованных лицах тип формы "Назначение пенсии" за 2017, представленные 27.02.2018 являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, фондом не представлено, данные документы приняты фондом без замечаний.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае событие вменяемого нарушения отсутствует, так как выявленная ошибка в указании типа формы не препятствует идентификации застрахованных лиц, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя и отчество застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может оцениваться как представление сведений с нарушением срока, влекущее наложение штрафа.
При этом судом отмечено, что фондом не представлено суду доказательств, что непредставление страхователем в установленный срок сведений формы СЗВ-СТАЖ тип формы "Исходная", привел к нарушению прав застрахованных лиц.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.05.2019 по делу N А76-41026/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-41026/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 453 Г. ЧЕЛЯБИНСКА"