г. Москва |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А40-5400/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р.Валиев,
судей Д.В.Пирожкова, Т.В.Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурадян М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО ЭЛЬБРУС
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года по делу N А40-5400/19, принятое судьей Хайло Е.А., по иску ООО ЭЛЬБРУС к ООО Инвесткапиталгрупп о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Алексеев Н.М. по доверенности от 23.06.2019, Новиков Е.В. по доверенности от 06.05.2019
от ответчика: Стаин А.В. по доверенности от 14.06.2019, Калын А.П. по доверенности от 25.06.2019
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭЛЬБРУС" обратилось с иском в Арбитражный суд г. Москвы к ООО "ИНВЕСТКАПИТАЛГРУПП" о взыскании неосновательного обогащения за использование железнодорожного пути не общего пользования истца за период с 08.06.2018 года по 08.02.2019 в размере 6 198 500 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между ОАО "Чувашавтодор" (продавец) и ООО "Инвесткапиталгрупп" (покупатель) заключен договор купли - продажи N 66, согласно которому продавец передал в собственность покупателя, а покупатель приобрел право собственности на крытый вагон цельнометаллический (теплушка) (инв. N 1150052) и думпкар (У) (инв.N 1847133), модель 0031673 в количестве 45 единиц: Вагон 55835672; Вагон 55835748; Вагон 55835458; Вагон 4 А79- 12192/2018 55835425; Вагон 55835805; Вагон 55508196; Вагон 55835813; Вагон 55503197; Вагон 55835474; Вагон 55835680; Вагон 55835730; Вагон 55835664; Вагон 55835821: Вагон 55835581; Вагон 55835540; Вагон 55835508; Вагон 55835573; Вагон 55901425; Вагон 55898472; Вагон 55898449; Вагон 55898423: Вагон 55898381; Вагон 55898340; Вагон 55898274; Вагон 55898258; Вагон 55898233; Вагон 55898209; Вагон 55898183; Вагон 55898159; Вагон 55898126; Вагон 52510294; Вагон 55898407; Вагон 55898365; Вагон 55898241; Вагон 55898175; Вагон 55898225; Вагон 55898142; Вагон 55898167: Вагон 55898373; Вагон 55898266; Вагон 55898514: Вагон 55898431: Вагон 55898522; Вагон 55901433; Вагон 55898480; Вагон 55898217.
В спорный период вышеуказанные вагоны находились на железнодорожных путях необщего пользования, расположенных по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Ибресинский район шт.Ибреси, ул.Советская д.38, на территории принадлежащей ответчику, в незаконном владении ответчика ООО "Эльбрус" кадастровый номер 21:10:160127:182, при этом данный факт ответчиком не скрывается.
Право собственности ООО "Инвесткапиталгрупп" на вагоны подтверждается сведениями, находящимися в информационно-вычислительном центре железнодорожной администрации и соответствующими справками 2612, согласно которых каждый вагон имеет свой номер.
Регистрация перехода права собственности на указанные вагоны произведена только 24.06.2018 года.
По утверждению истца, 18.12.2018, по результатам совместного осмотра с участием представителей ООО "Инвесткапиталгрупп", ООО "Эльбрус", филиала ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги, начальника станции "Ибреси" ж/д путей филиала ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги, был составлен акт, из которого следует, что спорные вагоны в количестве 46 штук, из которых 45 вагонов типа - "Думпкар" и 1 вагон типа - "Теплушка", находятся на железнодорожных путях необщего пользования, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 21:10:160127:182, по адресу: Ибресинский район, пгт. Ибреси, ул. Советская, д.38.
23.01.2018 ООО "Инвесткапиталгрупп" обратилось с письмом к собственнику путей - в филиал ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги о предоставлении возможности для производства маневренных работ по уборке вагонов с путей не общего пользования ОАО "Чувашавтодор" до станции Ибреси.
Письмом от 05.02.2018 филиал ОАО "РЖД" Горьковской железной дороги сообщил, что вагоны в количестве 46 штук были поданы на путь не общего пользования ОАО "Чувашавтодор" в 2015 году и для организации маневренной работы по уборке вагонов необходимо определить техническое состояние пути не общего пользования на соответствие требованиям ПТЭ, для чего ООО "Инвесткапиталгрупп" предлагалось заключить договор с Канашской дистанцией инфраструктуры.
Из письма Приволжской транспортной прокуратуры от 21.09.2018 N 1/16/58ж-2018 следует, что все вагоны в количестве 46 штук, принадлежащие ООО "Инвесткапиталгрупп", находятся на путях не общего пользования, расположенных по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Ибресинский район, с/пос. Ибресинское, п.г.т. Ибреси, ул. Советская, д.38; по состоянию на 01.02.2018 приобретенные 46 вагонов не имели права выхода на пути общего пользования ОАО "РЖД" по причине отсутствия регистрации вагонов при изменении собственника, истечения планового вида ремонта и срока их службы.
Так же в письме Приволжской транспортной прокуратуры от 21.09.2018 N 1/16/58ж-2018 сказано, что 23.07.2018 года начальником Горьковского территориального центра фирменного обслуживания филиала ОАО "РЖД" было издано распоряжение, согласно которому в соответствии со ст. 64 ФЗ "Устава железнодорожного транспорта РФ" в связи с сменой собственника пути необщего пользования при станции Ибреси, 17.07.2018 года договор на эксплуатацию пути необщего пользования был расторгнут, в связи с чем, начальнику станции Ибреси по условиям расторгнутого договора было указано о запрете подачи вагонов.
Письмом от 23.05.2018 года истец просил ООО "Инвесткапиталгрупп" вывести спорные вагоны в кратчайшие сроки, указав, что за каждый день простоя вагонов будет выставлен счет.
ООО "Инвесткапиталгрупп" согласно письму от 29.05.2018 направило в ООО "Эльбрус" требование о предоставлении возможности для проведения маневренных работ по уборке вагонов в количестве 46 штук; при этом предложило провести работы по приведению путей не общего пользования в соответствии с требованиями ПТЭ, заключив договор с Канашской дистанцией инфраструктуры для открытия путей не общего пользования для проведения маневренных работ по выводу вагонов на станцию ВРК.
ООО "Эльбрус" письмом от 04.06.2018 просило ответчика организовать скорейшую уборку вагонов в количестве 46 штук с территории подъездного ж/д пути, принадлежащего ООО "Эльбрус".
Письмом от 27.06.2018 ООО "Эльбрус" просило оплатить ООО "Инвесткапиталгрупп" счет на оплату от 27.06.2018 N 2 на сумму 805000 руб. за стоянку 46 вагонов на подъездном ж/д пути.
В соответствии с письмом от 23.07.2018 ООО "Эльбрус" просило оплатить ООО "Инвесткапиталгрупп" счет на оплату от 23.07.2018 N 3 на сумму 6072000 руб. за стоянку 46 вагонов на подъездном ж/д пути, в противном случае в доступе к вагонам, находящимся на территории ООО "Эльбрус", будет отказано.
По утверждению истца, в виду того, что представители ООО "Инвесткапиталгрупп" не предпринимали активных действий для того, чтобы забрать свои ж/д вагоны с подъездного ж/д пути, а также отказывались оплатить простой ж/д вагонов на подъездном ж/д пути истца, ООО "ЭЛЬБРУС" вынуждено обратиться в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 7705 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей вовремя, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Истец ссылается на то, что в соответствии с Актом 8 июня 2018 года ОАО "Чувашавтодор" передало в собственность, в том числе в фактическое владение, а ООО "ЭЛЬБРУС" приняло подъездной ж/д путь, с учетом пункта 8.1. Договора ООО "ЭЛЬБРУС" с момента подписания Акта осуществляет за свой счет эксплуатацию и ремонт подъездного ж/д пути, а также несет расходы, связанные с его техническим обслуживанием и ремонтом.
В связи с чем, истец считает, что плата за стоянку вагонов ответчика на подъездном ж/д пути должна исчисляться с 8 июня 2018 года по день фактического окончания использования подъездного ж/д пути и сумма неосновательного обогащения ООО "Инвесткапиталгрупп" за использование подъездного ж/д пути ООО "ЭЛЬБРУС" составляет: 245*550*46= 6 198 500 рублей.
Согласно полученного ответа исх: N 156/24 от 05 февраля 2018 года на поступившее обращение, Филиал ОАО "РЖД" Горьковская железная Дорога в лице заместителя начальника железной дороги (по Территориальному управлению) сообщил, что вагоны в количестве 46 единиц были поданы на путь необщего пользования ОАО "Чувашавтодор" в 2015 году и для организации маневренной работы по уборке вагонов необходимо определить техническое состояние пути не общего пользования на соответствие требованиям ПТЭ, для чего собственнику путей необходимо заключить договор с Канашской дистанцией инфраструктуры.
Приобретаемые пути не общего пользования были обременены правами ООО "Инвесткапиталгрупп", как собственника вагонов находящихся на выше указанных путях.
Данный факт подтверждается письмом Филиала ОАО "РЖД" Горьковская железная Дорога от 05 февраля 2018 года, которым указано что вагоны, которые принадлежат ООО "Инвесткапиталгрупп" были поданы на данные пути не общего пользования в 2015 году и не перемещались.
Кроме того, согласно переписке ООО "Инвесткапиталгрупп" с первым заместителем начальника Горьковской железной дороги филиала ОАО РЖД (письма исх.: N 2301 от 23.01.2018 года, N 34 от 02.02.2018 года, N 2307 от 23.07.2018 года и 30 июля 2018 года, N 0208 от 02.08.2018 года) устанавливается факт наличия выше указанных вагонов на путях необщего пользования, расположенных по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Ибресинский район пгт. Ибреси, ул.Советская д.38 и возникшей необходимости осмотра и передислокации их с возмещением всех расходов заявителем, при этом предоставление маневрового тепловоза.
16 июля 2018 года письмом N 1607 директор ООО "Инвесткапиталгрупп" обратился в адрес начальника службы вагонного хозяйства Горьковской ж/д с просьбой о проведении осмотра и подготовки к передислокации 46 вагонов со станции Ибреси.
20 марта 2018 года в адрес конкурсного управляющего ОАО "Чувашавтодор" было направлено письмо N 58, согласно которого с момента подписания акта приема-передачи вагонов ООО Инвесткапиталгрупп" предпринимает меры по выводу вагонов с территории ст. Ибреси, в том числе проведены работы для организации маневров по выводу 46 вагонов на станцию.
Согласно статье 55 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
В силу пункта 1.7. Приказа МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончанию строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее -инструкция). В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь. В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры. В инструкции называется характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке. В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция.
Пунктом 2.6. Приказа МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26, определен факт того, что в случае изменения владельца, пользователя или контрагента, железнодорожного пути необщего пользования, с которыми заключены соответствующие договоры, между новым владельцем, пользователем или контрагентом и перевозчиком заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что на протяжении продолжительного периода времени ООО "Эльбрус" не производило необходимые действия и мероприятия по заключению договора с ОАО "РЖД" на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, при этом не получил право на техническую эксплуатацию, и при этом отказывая в совершении действий по маневрированию - уборки вагонов ООО "Инвесткапиталгрупп", что фактически препятствовало в передаче вагонов не находящихся в его собственности.
При этом согласно писем ООО Став-транс N 07-06/1 от 07.06.2018 года, N 11-06/1 от 11.06.2018 года и N 12-06/01 от 12.06.2018 года, N 02-08/1 от 02.08.2018 года общество гарантировало оплату за проведение маневровых работ по подаче, уборке и железнодорожный тариф по отправке к месту новой дислокации 45 вагонов-думпкаров и одного крытого вагона (теплушки) со станции Ибреси Горьковской ЖД.
Факт гарантий по оплате за проведение маневровых работ по подаче, уборке и железнодорожный тариф по отправке к месту новой дислокации 45 вагонов-думпкаров и одного крытого вагона (теплушки) со станции Ибреси Горьковской ЖД, подтверждается Договором оказания услуг по экспедированию грузовых железнодорожных вагонов N 22/01/18-ЕЛС, заключенным 22 января 2018 года между ООО "Став-транс" и ООО "Инвесткапиталгрупп".
Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 11 января 2019 года по дел N А79-12192/2018 удовлетворен виндикационный иск ООО "Инвесткапиталгрупп" к ООО "Эльбрус" об истребовании вагонов у ООО "Эльбрус". Таким образом, вагоны на ж.д. путях находятся помимо воли ответчика, в связи с чем взыскание истцом платы за нахождение вагонов в следствии собственных незаконных действий по их удержанию по сути является злоупотреблением правом (ст.10 ГК РФ), в связи с чем в иске отказано правомерно.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2019 года по делу N А40-5400/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р.Валиев |
Судьи |
Д.В.Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5400/2019
Истец: ООО ЭЛЬБРУС
Ответчик: ООО Инвесткапиталгрупп