г. Санкт-Петербург |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А56-16975/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Г.В. Лебедев,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15750/2019) общества с ограниченной ответственностью "ПРОДУКТЫ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019 по делу N А56-16975/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОДУКТЫ"
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
заинтересованное лицо - Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОДУКТЫ" (адрес: 198332, г.Санкт-Петербург, пр-кт Кузнецова, д.15, ОГРН: 1167847371614) (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (адрес: 191144, г.Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д.20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН: 1127847621109) (далее также - Комитет, заинтересованное лицо) N 12 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 12/19 от 07.02.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. без конфискации алкогольной продукции.
Заявление рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Решением суда от 15.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Вынесенное решение обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Согласно апелляционной жалобе Общество просит названный судебный акт отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление заинтересованного лица.
Испрашивая отмену решения, податель жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения, вынесение его судом с нарушениями норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает, в том числе, что судом первой инстанции не был учтен ряд обстоятельств, таких как отсутствие согласования выездной проверки органами прокуратуры, а также несоответствие фактическим обстоятельствам установленного главным специалистом отдела лицензионного контроля лицензионного управления административного органа факта осуществления розничной продажи алкогольной продукции на объекте Общества в режиме магазина, в запрещенное законодательством Санкт-Петербурга время.
Согласно доводам отзыва на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение без изменения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "ПРОДУКТЫ" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 30.11.2016 N 78РПА0008046, бланк лицензии серия 78 АА N 008042, сроком действия с 30.11.2016 до 30.11.2019, выданной на основании распоряжения Комитета от 30.11.2016 N6129-р.
11.12.2018 административным органом проведен осмотр нестационарного торгового объекта Общества по адресу места нахождения обособленного подразделения: г. Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 15, в ходе осмотра зафиксирован факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции (вино, винные напитки) в нестационарном торговом объекте Общества, в потребительской таре, в режиме магазина в запрещенное Законом Санкт-Петербурга от 10.02.2014 N 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее также - Закон N 50-5) время.
В 09 час. 54 мин. 11.12.2018 продавцом Общества Гибенковым С.Н. продана 01 (одна) бутылка вермута "Розовый Мартини Розато", емкостью 0,5 л., крепостью 15%, по цене 569 (пятьсот шестьдесят девять) рублей 00 копеек (акцизная марка серии 067 N 76641006), с применением контрольно-кассовой техники, чек выдан, без вскрытия потребительской тары.
Алкогольная продукция (вино, винные напитки), предназначенная для продажи, выставлена на стеллажах, обеспечена ценниками. Цена каждого наименования алкогольной продукции указана за единицу в потребительской таре производителя.
В связи с установлением данного обстоятельства уполномоченным должностным лицом Комитета составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2019 N 1112/адм1, согласно которому действия общества с ограниченной ответственностью "Продукты" квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением заинтересованного лица N 12 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 12/19 от 07.02.2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. без конфискации алкогольной продукции.
Указанное постановление оспорено заявителем в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по статье 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 14.15 КоАП РФ.
Осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (пункт 17 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее также - Федеральный закон N171-ФЗ).
Согласно части 1.2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в том числе, лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции).
Согласно части 2 статьи 23 названного закона должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.
Комитет осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, составляет в пределах компетенции Комитета протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (пункты 3.51.3, 3.53 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1040 "О Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга").
В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с Законом N 50-5 на территории города Санкт-Петербурга запрещается розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 11 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
С учетом изложенного, установленные в ходе осмотра 11.12.2018 факты свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, осуществление оборота алкогольной продукции с нарушением особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов административного дела не следует осуществление административным органом в отношении Общества внеплановой выездной проверки его деятельности в порядке, определенном положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела следует, что поводом для возбуждения административного дела явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, при выезде в рамках рассмотрения обращения в порядке пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что не противоречит правилам главы 28 КоАП РФ, в том числе пункту 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса, с применением также указанным лицом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной статьей 27.1, статьей 27.8 КоАП РФ (осмотра принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов).
По результатам осмотра составлен протокол от 11.12.2018 N 1112/пр в присутствии сотрудника Общества (продавца-кассира) и двух понятых, с приложением материалов фотофиксации и кассового чека ЕГАИС с Qr кодом, что соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, по содержанию результаты осмотра надлежащими доказательствами заявителем не опровергнуты, в том числе фотоматериалами (фото-таблицей), иными документами, приложенными к объяснительной от 29.01.2019, факт реализации алкогольной продукции в режиме магазина не опровергается.
Законодательством об административных правонарушениях формы вины в отношении юридических лиц не выделяются. Осуществленные сотрудником Общества действия по реализации алкогольной продукции, не оспариваемые заявителем, ответственность с последнего не снимают.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации, а также разъяснений, приведенных в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и применения правил статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности, наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, из материалов дела не усматриваются.
Назначенное административное наказание соответствует установленной санкции, принципам соразмерности и индивидуализации административного наказания.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является по существу верным, соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019 по делу N А56-16975/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16975/2019
Истец: ООО "ПРОДУКТЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА