г. Хабаровск |
|
01 августа 2019 г. |
А73-2605/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток": Россова Е.С. представитель по доверенности от 31.01.2019;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Баранов В.Н. представитель по доверенности от 29.12.2018, Сергоян Л.А. представитель по доверенности от 25.12.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
на решение от 20.05.2019 по делу N А73-2605/2019
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток" ((ИНН 2722010548, ОГРН 1022701128317, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным предписания от 30.01.2019 N П-Р-А71-1434-04-03 Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края 20.05.2019 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.05.2019 по делу N А73-2605/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители управления против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.05.2019 по делу N А73-2605/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. К заявленному предмету спору не относятся доводы жалобы о привлечении к ответственности в нарушение срока и порядка, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к указанному Закону. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
11.12.2018 на опасном производственном объекте "Наружные газопроводы с установленной на них арматурой от КУ 11 (газопровода ГРС-1 с. Ильинка - с.Бычиха) до котельной с. Осиновая речка", эксплуатируемом АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края, произошла авария с выбросом природного газа.
Для недопущения возникновения подобных аварий, с 25.12.2018 по 30.01.2019 на основании распоряжения от 19.12.2018 N Р-А71-1434 Дальневосточным управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена внеплановая проверка на объекте АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" "Сеть газоснабжения, Хабаровского района", регистрационный номер N А71-00165-0079 3 класс опасности.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.01.2019 N А-Р-А71-1434-03 (л.д.16 т.1).
Дальневосточным управлением Ростехнадзора вынесено предписание от 30.01.2019 N П-Р-А71-1434-04-03 (л.д.9 т.1) об устранении выявленных нарушений в срок до 14.06.2019. Пункты предписания по 7 нарушениям, отраженным в акте проверки.
О незаконности предписания общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с требованиями Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730.
При проведении проверки АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" был предоставлен план локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций (ПЛА) на объектах газораспределения и газопотребления природного газа г.Хабаровска и Хабаровского района от 2016 года, утвержденный заместителем генерального директора главным инженером АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", который не согласован с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований. Не представлено заключенных с этими формированиями договоров на обслуживание объектов. В плане нет схемы оповещения, не приведен алгоритм действий должностных лиц АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" в случае возникновения аварийной ситуации на газопроводе, в том числе по незамедлительному оповещению управления Ростехнадзора. Отсутствие алгоритма действий в плане создает препятствия к оптимальной реализации мер по ликвидации аварийной ситуации.
АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" неполно и недостоверно указана информация в сведениях, характеризующих ОПО "Газопровод межпоселковый к Осиновой Речке Хабаровского района Хабаровского края", а именно: нет информации о количестве опасного вещества, его характеристики (взрывопожароопасный, токсичный, высокотоксичный), а так же производительность в сутки данного ОПО. По участку "Газопровод межпоселковый к Осиновой Речке Хабаровского района Хабаровского края" имеются разночтения: по проекту строительства протяженность трассы составляет 923 м, в акте приема-передачи от 17.12.2016 протяженность трассы составляет 946 м, а в сведениях о праве собственности ОПО свидетельство 27-АВ N 829554 от 07.12.2012 и в акте на разрешение на ввод в эксплуатацию протяженность трассы составляет 946,4 м; по способу прокладки по участку ПК5-ПК8 трассы распределительного газопровода имеются разночтения с проектом (наклонно направленное бурение, траншейный способ), а так же отсутствие контрольных трубок и футляров на данном участке. Довод общества об изменении протяженности в результате способа укладки газопровода несостоятелен, подтверждение внесения изменений в проект строительства не представлялось.
АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", являясь эксплуатирующей организаций, должно соблюдать требования ст. 2, 8, 9, 10, 11 закона N 116-ФЗ согласно которых, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре ОПО, а за полноту и достоверность сведений предоставляемых для регистрации в государственном реестре, несет руководитель организации.
В ходе проверки обществом предоставлена справка об укомплектованности службы по обслуживанию газопроводов, подписанной начальником отдела по работе с персоналом и мотивации, из содержания которой следует, что на предприятии 5 вакансий, не укомплектованных слесарями по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 4 разряда. Довод общества о достаточном фактическом количестве работников для эксплуатации опасного производственного объекта, оставлении вакансий для предполагаемого строительства отклоняется, как противоречащий четко указанной норме статьи 9 Закона N 116-ФЗ.
АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" не обеспечивается непрерывная защита по выполнению требований промышленной безопасности по предотвращению проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект регистрационный N А71-00165-0079 "Сеть газоснабжения, Хабаровского района - 3 класс опасности". Довод общества об отсутствии проникновения посторонних лиц на объект сам по себе не подтверждает исполнение на объекте возложенной обязанности. Доказательств об обеспечении в полной мере непрерывной защиты объекта не представлено.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. В приложении к лицензия общества на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности от 10.01.2017 N ВХ-00-016362 не отражен адрес в месте осуществления лицензируемого вида деятельности: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Новотроицкое.
Обществом в ходе проверки был предоставлен приказ от 24.01.2018 N 33 "О формировании резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на 2018 год". Как верно определил суд предоставленная ему оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 за период 11.12.2018 не подтверждает отсутствие нарушения. Не представлены документы, позволяющие определить, из какого оборудования и технических устройств состоит ОПО, а также, сколько материальных ресурсов необходимо для локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. В связи с чем, АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" нарушены требования ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 116-ФЗ.
В ходе проверки обществом был предоставлен приказ N 327 от 23.04.2018 об утверждении и введении в действие Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО "Газпром газораспределение Дальний Восток". В соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, обществом предоставлялись в территориальный орган Ростехнадзора формы отчета за 2017, 2018 годы (л.д. 52-54). В материалы дела не представлено обществом доказательств довода жалобы о том, что представлялись сведения и документы именно на проверенный объект по настоящему делу. Из содержания сопроводительных писем с указанием общего количества листов, диска этого не следует. Представитель управления в судебном заседании отрицал.
Принятие мер к устранению нарушений после проведения проверки не исключает установленные правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта. На основании изложенного оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.05.2019 по делу N А73-2605/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Газпром газораспределение Дальний Восток" (ИНН 2722010548, ОГРН 1022701128317) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 05.06.2019 N 9894 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2605/2019
Истец: АО "Газпром газораспределление Дальний Восток"
Ответчик: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору