Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2019 г. N Ф08-8689/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2019 г. |
дело N А32-929/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Катарановой Ю.Ю. по доверенности от 18.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИПП"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 по делу N А32-929/2019 (судья Меньшикова О.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИПП"
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
о признании недействительными предписаний от 27.09.2018 N 12-612-Ю-17-ДФ, N 12-612-Ю-19- ДФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - заявитель, общество, ООО "ИПП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент, административный орган) о признании недействительными предписаний от 27.09.2018 N 12-612-Ю-17-ДФ, N 12-612-Ю-19-ДФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ИПП" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что строительный контроль, выполняемый профессиональными участниками строительства - подрядчиком и проектировщиком, отличается от контроля, осуществляемого застройщиком (заказчиком работ). Суд фактически приравнивает заказчика работ к подрядчику, осуществляющему строительный контроль в рамках своей профессиональной деятельности. Между тем, статус этих участников строительного контроля различается, равно как и состав их правомочий, обязанностей и сферы ответственности. Подписывая акты освидетельствования работ, застройщик подтверждает сам факт их выполнения, что соответствует условиям договора подряда, интересам застройщика, как собственника объекта, а также его компетенции и степени участия в области строительного контроля. Требование к заявителю о вступлении в СРО является незаконным, поскольку строительство осуществляется для собственных нужд общества на принадлежащем обществу земельном участке. Вступление в СРО и уплата взноса в компенсационный фонд в таком случае будет обеспечивать ответственность общества перед самим собой.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
От департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департаментам по надзору в строительной сфере Краснодарского края в соответствии с приказами о проведении плановой выездной проверки (инженерно-техническое обеспечение) от 24 августа 2018 года N 12-666, а также от 24 августа 2018 года N 12-665 (конструкции выше от. 0.000-м) проведена проверка соблюдения обществом требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Склад хранения арбитражных проб нефтепродуктов на территории ОАО "ИПП" г. Новороссийск", расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Магистральная, 4. 24.08.2018 с приказами ознакомлен представитель ООО "ИПП" по доверенности Карпетченко С.В..
В ходе проверки установлено, что фактически представлены акты освидетельствования скрытых работ, оформленные не в соответствии с действующими требованиями РД 11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения", а именно:
- освидетельствование работ представителем застройщика по вопросам строительного контроля ведется лицом, не состоящим в национальном реестре специалистов в области строительства;
- освидетельствование работ представителем лица, осуществляющим строительство, по вопросам строительного контроля ведется лицом, не состоящим в национальном реестре специалистов в области строительства;
- в актах освидетельствования скрытых работ отсутствуют идентификационные номера в национальном реестре специалистов в области строительства.
Фактически застройщиком ООО "ИПП" строительный контроль ведется ненадлежащим образом, а именно: в общем журнале работ раздел N 4 "сведения о строительном контроле застройщика или заказчика в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" не ведется с 30.05.2018, в то время как согласно разделу N 3 "сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" данного журнала работы по строительству объекта велись непрерывно до 05.09.2018. Также в разделе N 4 общего журнала работ отсутствуют сведения о выявленных строительным контролем нарушений требований технических регламентов, проектной документации, выявленных в ходе настоящей проверки.
Результаты проверки отражены в актах проверки N 12-612-Ю-198-ДФ, N 12-612-Ю-199-ДФ.
На основании вышеуказанных актов департаментом ООО "ИПП" выданы предписания от 27.09.2018 об устранении выявленных нарушений N 12-612-Ю-17-ДФ, N 12-612-Ю-19-ДФ, которые получены обществом 15.08.2018.
Общество оспорило указанные предписания в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Порядок осуществления государственного строительного надзора регламентирован Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 (далее - Положение N 54).
На основании пункта 3 Положения N 54 задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 ГрК РФ (пункт 4 Положения N 54).
В соответствии с частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ГрК РФ.
Пунктом 1 части 5 статьи 54 ГрК РФ установлено, что проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок, а подпунктом "а" пункта 3 части 5 этой статьи предусмотрено, что основанием для проведения проверки является, в том числе программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора.
В пункте 14 Положения N 54 предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.
Из материалов дела следует, что проверка проводилась на основании приказов от 24.08.2018 N 12-666, N 12-665 в присутствии представителя ООО "ИПП"; предписания от 27.09.2018 N 12-612-Ю-17-ДФ, N 12-612-Ю-19-ДФ получены представителем общества 15.08.2018, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Нарушения требований Закона N 294-ФЗ, влекущие недействительность выданных предписаний, отсутствуют.
Доводы общества об отсутствии у департамента полномочий осуществлять проверку за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства на основании отнесения объекта проверки к категории опасных производственных объектов II класса опасности являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, государственный строительный надзор, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Предметом проверки со стороны департамента являлась проверка работ на объекте капитального строительства "Склад хранения арбитражных проб нефтепродуктов на территории ООО "ИПП" г. Новороссийск".
В свидетельстве о регистрации А30-01291 указаны опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО "ИПП", к числу которых относятся:
- площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов, класс опасности II,
- участок транспортный, класс опасности IV,
- сеть газопотребления ООО "ИПП", класс опасности III.
В представленных обществом сведениях, характеризующих опасный производственный объект (ОПО) - "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов", в числе компонентов, входящих в его состав, не значится "Склад хранения арбитражных проб нефтепродуктов".
Факт строительства склада хранения арбитражных проб нефтепродуктов на площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов автоматически не относит сам склад хранения арбитражных проб нефтепродуктов к категории класса опасности II.
Документов, подтверждающих отнесение склада хранения арбитражных проб нефтепродуктов к категории класса опасности II, обществом не представлено.
Департамент в рамках проверки соблюдения градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Склад хранения арбитражных проб нефтепродуктов на территории ООО "ИПП" г. Новороссийск" действовал в пределах полномочий, предоставленных Положением о департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 N 1245.
В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора департаментом была составлена программа поведения проверок от 21 марта 2018 года, которая в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности была доведена до сведения общества и была подписана им.
Кроме того, извещением о начале строительства от 2 марта 2018 года N 1 общество уведомило департамент о начале строительства объекта капитального строительства "Склад хранения арбитражных проб нефтепродуктов на территории ОАО "ИПП" г. Новороссийск" и представило положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Оспариваемые заявителем предписания по своей природе являются ненормативными правовыми актами, поскольку содержат в себе адресованное обществу властное предписание органа государственной власти о совершении ряда действий, невыполнение которых влечет привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание, как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости в целях его надлежащего и своевременного исполнения, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с нормами действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Предписание должно отвечать критерию исполнимости, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого установлена административная ответственность. Невозможность исполнения предписания может быть установлена в том случае, когда обозначенный способ устранения нарушения противоречит нормам действующего законодательства и нарушает интересы общества и государства.
Кроме того, предписание как акт государственного органа, обладающего властными полномочиями, должно отвечать принципу законности, конкретности и ясности.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу подпункта "б" пункта 10 Положения N 54 проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно пункту 13 Положения N 54 для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частями 1 - 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно части 4 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с требованиями пункта 5.3 РД 11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее - скрытые работы), оформляются актами освидетельствования скрытых работ по образцу, приведенному в Приложении 3.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 470 от 9 ноября 2017 года внесены изменения в формы актов приложения к РД 11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (РД N 11-02-2006 от 26.12.2006). Данные изменения вступили в силу с 27 февраля 2018 года.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение N 468).
Пунктом 5 Положения N 468 установлено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Согласно СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" строительный контроль - контроль лица, осуществившего строительство (подрядчика), застройщика, заказчика или организации, осуществившей разработку проектной документации и на ее основе рабочей документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной и рабочей документации).
Вместе с тем, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
В соответствии с пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее - функции технического заказчика).
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ также установлено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 Кодекса, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
В части 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также указано, что застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного п. 5 ч. 2.2 ст. 52 настоящего Кодекса.
ООО "ИПП" договор об осуществлении функций технического заказчика, являющегося членом саморегулируемой организации, не представлен, что свидетельствует о самостоятельном ведении строительного контроля застройщиком.
При этом ООО "ИПП", являющееся застройщиком объекта капитального строительства, осуществляло функции технического заказчика по осуществлению строительного контроля, не являясь членом саморегулируемой организации в области строительства.
В то же время, согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 32 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, о подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, установлено, что работы по осуществлению строительного контроля относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.
Таким образом, деятельность по осуществлению строительного контроля является деятельностью по строительству объектов капитального строительства, которую может осуществлять только лицо, являющееся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Указанный вывод также соответствует разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 08 февраля 2017 г. N 3762-АЕ/02), согласно которым при осуществлении застройщиком самостоятельно функций технического заказчика, перечисленных в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.
С учетом изложенного доводы заявителя об отсутствии обязанности иметь членство в СРО правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства
Доводы общества о ведении авторского надзора ООО "Выбор Трансстрой" также правомерно отклонены ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа Минстроя России от 19 февраля 2016 года N 98/пр "Об утверждении свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" под авторским надзором понимается контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.
В соответствии с пунктом 4.1 положения авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на ее основе, рабочей документации.
При этом авторский надзор не может подменять собой необходимость осуществление застройщиком строительного контроля в рамках соблюдения требований статьи 53 ГрК РФ, а является лишь частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной документации.
Доводы о том, на момент вручения предписаний (27.09.2018) освидетельствование работ было произведено, акты подписаны представителями подрядчика и заказчика, подлежат отклонению, поскольку в ходе проверки зафиксировано, что освидетельствование скрытых работ произведено представителем лица, осуществляющего строительство, застройщиком, не состоящими в национальном реестре специалистов в области строительства, что является нарушением требований градостроительного законодательства по основаниям, указанным выше.
При этом из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
ООО "ИПП" как хозяйствующий субъект не ограничено в способах устранения выявленных нарушений; в частности, исходя из целей необходимости осуществления авторского надзора, общество не лишено права на проведение экспертизы скрытых работ на предмет соответствия требованиям градостроительного законодательства, технических регламентов, проектной документации, техники безопасности, и представление проектировщику либо в контролирующий орган впоследствии экспертного заключения с проектной документацией, подтверждающих соответствие работ необходимым требованиям.
В рассматриваемом случае на ООО "ИПП" как на лице, осуществляющим строительство, лежит обязанность по соблюдению норм градостроительного законодательства, и как следствие, по исполнению требований предписаний об устранении нарушений градостроительного законодательства.
В оспариваемых заявителем предписаниях от 27.09.2018 N 12-612-Ю-17-ДФ, N 12-612-Ю-19-ДФ с достаточной степенью конкретизации указано на допущенные нарушения, дана ссылка на требования нормативного акта, которые нарушены, а также установлен срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых заявителем предписании от 27.09.2018 N 12-612-Ю-17-ДФ, N 12-612-Ю-19-ДФ, недействительными, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2019 по делу N А32-929/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-929/2019
Истец: ОАО "ИПП", ООО "ИПП"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НАДЗОРУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ