г. Киров |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А28-15190/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Булдакова А.Е., действующего на основании доверенности от 30.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молома-Лес"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2019 по делу N А28-15190/2018, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Молома-Лес" (ИНН 4308001685, ОГРН 102430085691)
к министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963)
о признании незаконным отказа в заключении договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Молома-Лес" (далее - ООО "Молома-Лес", истец, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) в заключении договора аренды и об обязании заключить договор аренды лесного участка.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2018 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Молома-Лес" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт - признать отказ Министерства недействительным и обязать заключить Договор аренды лесного участка без проведения торгов, предметом которого является лесной участок площадью 4050 га, имеющий местоположение: Кировская область, Мурашинский р-н, Мурашинское лесничество, Ивановское участковое лесничество, кварталы: N N 34, 35,36,42 ч, 43, 44, 54 ч, 55, 56, 62 ч, 63, 64, 67 ч, 68, 102, 106 ч, 107, 108; условный номер N 43-43-01/271/2008-454, учетная запись в государственном лесном реестре N 16.13-2008-04.
Заявитель считает судебный акт незаконным и необоснованным, указывая на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Ссылается на ч. 1, 2 ст. 74 ЛК РФ, по которой арендаторы, находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случаях, если лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов и/или лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет, т.е. иное значение указанного срока 10 лет и более. Поясняет, что заявление о заключении договора аренды лесного участка было с соблюдением срока, установленного законом, в частности пп.1 ч. 2 ст. 74 Лесного Кодекса РФ, договор аренды от 23.09.2008 N 16-4 исполняется надлежащим образом, в отношении ООО "Молома-лес" отсутствуют (и никогда не было) сведения как об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков; сведения о случаях неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом отсутствуют, случаи несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд отсутствуют, условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок необходим для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договора аренды. Обращает внимание, что фактически ООО "Молома-лес" осуществляет деятельность в п. Ивановка более 25 лет, является градообразующим (поселково образующим) предприятием, что в значительной степени положительно сказывается на условиях жизнеобеспечения пос. Ивановка и в значительной степени оказывает положительную помощь в развитии, поддержании инфраструктуры, и содержании населенных пунктов Кировской области.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ответил на вопросы суда.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.12.2001 между Мурашинским лесхозом Кировского управления лесами и обществом с ограниченной ответственностью "Молома-Лес" (арендатором) на основании распоряжения Правительства Кировской области от 22.10.2001 N 86 и протокола лесного конкурса от 20.11.2001 заключен договор N 4/2001 на аренду участка лесного фонда общей площадью 3 944 га, местоположение лесного участка: Ивановское лесничество, кварталы 20 ч, 21 ч, 22, 29, 30, 31, 41, 42, 43. 58 ч, 59. 60, 72, 73. 137, 141, 142, 143, кадастровый номер 43:18:040801:0001, 43:18:071101:0004 (далее - лесной участок).
Срок действия договора с 03.12.2001 по 03.12.2011 (раздел 3 договора).
Договор от 03.12.2001 N 4/2001 аренды участка лесного фонда зарегистрирован в установленном законом порядке 12.04.2002, регистрационный номер 43-01/03-1/2002-159.
Лесной участок передан арендатору на основании передаточного акта.
18.07.2008 дополнительным соглашением в договор аренды от 03.12.2001 N 4/2001 внесены изменения в части наименования арендодателя, предмета договора, размера арендной платы в связи с изменение нумерации кварталов, площади и объемов использования лесов на основании проведенного в 2002 году очередного лесоустройства и утверждения проекта освоения лесов.
23.09.2008 в целях приведения договора от 03.12.2001 N 4/2001 аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации между ответчиком и Обществом (арендатором) на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 07.04.2008 N 66 "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда" и протокола о результатах лесного конкурса от 20.11.2001 N 1, заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 16-4 (далее - договор аренды от 23.09.2008), по условиям которого арендатору во временное пользование передан лесной участок общей площадью 4050 га, местоположение: Кировская область, Мурашинский район, Мурашинское лесничество, Ивановское участковое лесничество, кварталы 34 ч, 35 ч, 36, 42 ч, 43. 44, 54 ч, 55, 54, 62 ч, 63, 64, 67 ч, 68, 102, 106 ч, 107, 108; условный номер 43-43-01/271/2008-454; учетная запись в государственном лесном реестре N 16.13-2008-04 (далее - Лесной участок).
В соответствии с пунктом 20 договора аренды от 23.09.2008 договор заключен на срок десять лет с даты его государственной регистрации, то есть со сроком действия до 16.10.2018.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 16.10.2008 за номером 43-43-01/564/2008-062.
23.09.2008 Лесной участок передан арендатору на основании акта приема-передачи.
08.08.2018 Общество обратилось к Министерству с заявлением о заключении нового договора аренды на новый срок без проведения торгов.
24.08.2018 Министерство отказало в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов по мотивам неоднократного нарушения условий договора аренды от 23.09.2008 (подпункта "а" пункта 11 договора), а также со ссылкой на пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Отказ в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, выраженный в письме Министерства от 24.08.2018, послужил основанием для обращения Общества в суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за защитой нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 названной нормы права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.
Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению. Вместе с тем, предусмотренные указанной нормой способы защиты не могут избираться управомоченным лицом произвольно, а должны быть обусловлены характером нарушения и тем правовым результатом, с целью получения которого лицо обращается в суд.
Правоотношения Министерства и Общества основаны на договоре аренды от 23.09.2008, срок действия которого истек 16.10.2018.
На основании части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, подлежащей применению с 01.03.2017.
Положениями части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень условий, при совокупности которых гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок.
Из названной нормы следует, что арендаторы, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, заключенные на срок 10 лет и более, получили право заключить новый договор аренды лесных участков без торгов.
В рассматриваемом случае договор аренды от 03.12.2001 заключен сроком действия с 03.12.2001 по 03.12.2011.
В ответ на заявление ООО "Молома-лес" от 08.08.2018 о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов Министерство 21.11.2018 направило арендатору решение об отказе в заключении нового договора аренды без проведения торгов на лесной участок, руководствуясь частью 5 статьи 4 Федерального Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В период до 01.07.2015 часть 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации содержала правило о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Однако пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок в порядке части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сфера действия нормы части 5 статьи 72 ЛК РФ ограничена условиями пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
Заключение договора 23.09.2008 N 16-4 было связано непосредственно с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений на основании договора аренды от 03.12.2001 N 4/2001, в этой связи установленный в переоформленном договоре срок аренды не мог превышать срока действия, установленного в договоре от 03.12.2001, то есть до 03.12.2011.
Следовательно, в силу требований части 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, после истечения срока договора приведенного в соответствии с Лесным кодексом, у истца отсутствует право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов. Право ООО "Молома-лес" на заключение договора аренды на рассматриваемом лесном участке может быть реализовано им только после проведения торгов на право заключения договора аренды.
Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" в части вступления в силу с 1 марта 2017 года пункта 20 статьи 1 данного Федерального закона, которым статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, в том числе ее положение о том, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в случае, если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о несостоятельности ссылки предпринимателя на действующую редакцию статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2017), согласно которой арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов.
Указанная норма не применима к правоотношениям сторон, возникшим на основании договора заключенного по результатам лесного конкурса, впоследствии приведенного в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
Срок действия договора аренды от 23.09.2008 N 16-4 истек 15 октября 2018 года (с 16.10.2008 на 10 лет).
После истечения срока действия договора аренды новый договор подлежит заключению только по результатам проведения торгов, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок. Перезаключение спорного договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Принимая во внимание придание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации, срок действия договора не может порождать для заявителя преимущественных прав по отношению к третьим лицам.
При таких обстоятельствах отказ Министерства от заключения с арендатором договора аренды лесного участка на новый срок является правомерным.
Арбитражным судом Кировской области вынесено законное и обоснованное решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2019 по делу N А28-15190/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молома-Лес" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Молома-Лес" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15190/2018
Истец: ООО "Молома-лес"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области