г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А26-3144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Гермоевой А.Н. по доверенности от 22.03.2019
от заинтересованного лица: Черечукиной Т.В. по доверенности от 02.04.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17121/2019) Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.04.2019 по делу N А26-3144/2019 (судья С.Н. Гарист), принятое
по исковому заявлению ООО "Бург"
к Министерству экономического развития и промышленности Республики Карелия
о признании недействительным распоряжения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бург" (ОГРН:1031000001559, ИНН:1001133260) (далее общество, ООО "Бург") обратилось с заявлением к Министерству экономического развития и промышленности Республики Карелия (ОГРН:1031000003198, ИНН:1001041065) (далее по тексту - Министерство) о признании недействительным распоряжения от 11.03.2019 N 133-РА.
Решением суда от 30.04.2019 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 09.01.2019 N 03-м/01-р ООО "Бург" является пользователем на правах аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2 804 кв.м. (кадастровый номер 10:01:0040103:69), расположенного в городе Петрозаводске, в районе ш. Соломенского. Договор заключен сроком на 2 года и 8 месяцев. На данном участке находится принадлежащее ООО "Бург" здание кафе.
12.02.2019 общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции.
Распоряжением Министерства от 11.03.2019 N 133-РА обществу отказано в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 28 апреля 2018 года N10РПО0000521 со ссылкой на нарушение обществом пункта 10 статьи 16 Федерального закона N171-ФЗ в части отсутствия у лицензиата розничной продажи алкогольной продукции стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, на обособленном подразделении, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, Соломенское шоссе, м. Пески, кафе, 61.839468, 34.319507.
Не согласившись с распоряжением об отказе в переоформлении лицензии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о неправомерности вынесенного по делу решения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:
- выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
- осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 3 статьи 3 Закона Республики Карелия от 08 июня 2012 года N 1602-ЗРК "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территории Республики Карелия" орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий функции в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- осуществляет выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями) (далее - лицензии), их переоформление, регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
- принимает решения о приостановлении, возобновлении, досрочном прекращении действия лицензии, обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и промышленности Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 21 сентября 2016 года N 360-П "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и промышленности Республики Карелия", Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в пределах, установленных законодательством.
Пунктом 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, установлено что, организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Таким образом, наличие у организаций и индивидуальных предпринимателей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарных объектов общественного питания при розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания является обязательным требованием, установленным подпунктом 2 пункта 3.2-2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
То есть, Общество, занимаясь розничной продажей алкогольной продукции должно иметь для этих целей в собственности либо на другом вещном праве объект недвижимости, зарегистрированный в установленном законом порядке за ним либо иным лицом, которое ему передало этот объект в пользование.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, представленные Обществом к заявлению о переоформлении лицензии документы свидетельствуют об отсутствии у ООО "Бург" стационарного торгового объекта и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно сведениям представленного договора N 03-м/01 от 09.01.2019 (кадастровый номер 10:01:0040103:69) и сведениям выписки от 13 февраля 2019 года из Единого государственного реестра недвижимости, ООО "Бург" является арендатором земельного участка, сроком с 18.01.2019 на 2 года и 8 месяцев. Вид разрешенного пользования - предприятие общественного питания, территориальная зона - Рпт. Рекреационная зона прибрежных территорий.
Согласно сведениям вышеуказанной выписки ЕГРЮЛ, объекты недвижимости, в пределах земельного участка по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Соломенское шоссе, м. Пески, кафе, 61.839468, 34.319507, отсутствуют.
Кроме того, к заявлению о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Обществом представлен технический паспорт по состоянию на 31 января 2011 года, на вид объекта учета - Здание, наименование объекта учета - Кафе, с адресом местоположения: Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Соломенское шоссе, м. Пески, в котором отсутствуют сведения, подтверждающие право собственности ООО "Бург" на данный объект.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанием для отказа несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Отсутствие подтверждения права собственности либо иного права пользования стационарным объектом и явилось основанием для отказа в переоформлении лицензии.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Бург" при подаче заявления на переоформление лицензии не соответствовал установленным законодательством лицензионным требованиям в части права владения или пользования на обособленный объект, расположенный по адресу: г. Петрозаводск, Соломенское шоссе, м. Пески, кафе.
При этом вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие государственной регистрации права на здание кафе не имеет правового значения, является ошибочным и противоречит пункту 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Доводы Общества, что спорный объект ими возведен, что подтверждено актом приема-передачи к договору подряда от 19.08.2007 от 29.09.2010 (л.д. 73) и принадлежит им на праве собственности, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства возведения спорных объектов в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 219 ГК РФ, статье 25 Закона N 122 право собственности на вновь возведенный объект недвижимости подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, которая, в свою очередь, осуществляется на основании документов, подтверждающих факт создания объекта, в том числе на основании документов, подтверждающих право на земельный участок, разрешения на строительство, проектно-сметной документации.
При таких обстоятельствах, Комитетом правомерно было отказано в переоформлении лицензии, поскольку Общество в заявление представило недостоверные данные в отношении объекта лицензирования, фактически заявило несуществующий объект лицензирования, в виду отсутствия на него права собственности у Общества.
Ссылка на судебный акт по делу N А26-7923/2014 является несостоятельной, так как в указанном деле устанавливались иные обстоятельства, Общество построило кафе на земельном участке, предоставленном ему в установленном порядке, и суд оценивал объект на предмет того, что данное строение является стационарным торговым объектом.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения Министерства не соответствующим закону в рассматриваемом случае не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявление Общества не подлежит удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.04.2019 по делу N А26-3144/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3144/2019
Истец: ООО "БУРГ"
Ответчик: Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия