город Ростов-на-Дону |
|
05 августа 2019 г. |
дело N А32-26451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Зайнетдинова Хабибула Александровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2019 по делу N А32-26451/2018, принятое судьей Купреевым Д.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Зайнетдинова Хабибула Александровича
к заинтересованному лицу заместителю начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе Капреловой И. Б.
при участии третьего лица инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару
о признании ненормативных актов недействительными
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зайнетдинов Хабибула Александрович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным решения заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Капреловой И.Б., принятого по заявлению предпринимателя от 27.11.2017, об отказе в учете при сверке уплаченных страховых взносов постановлений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 10.08.2010 N 033016068325/4782, от 25.05.2011 N 03301690030866, от 23.04.2012 N 03301690020517 и постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 24.07.2014 N 1990;
- об обязании заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Капреловой И.Б.: провести повторную сверку уплаченных предпринимателем страховых взносов; проверить учет на счете предпринимателя платежей, взысканных на основании постановлений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 10.08.2010 N 033016068325/4782, от 25.05.2011 N 03301690030866, от 23.04.2012 N 03301690020517 и постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 24.07.2014 N 1990; зачесть в счет страховых взносов за 2017 год 27 990 рублей из взысканной суммы без штрафов и пени; возвратить повторно взысканные страховые взносы, штрафы и пени за вычетом зачтенных в счет страховых взносов за 2017 год в размере 27 990 рублей;
- о признании недействительными данных (сальдо) о наличии у предпринимателя задолженности по уплате страховых взносов, штрафов и пени за период до 01.01.2017 и за 2017 год, переданных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару;
- об отмене решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 12.04.2017 N 25533, от 14.08.2017 N 36343, от 09.11.2017 N 45648, от 21.02.2018 N 150524, от 13.04.2018 N 162455 о взыскании с предпринимателя страховых взносов, пени и штрафов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2019 в части требований об обязании заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Карпеловой И.Б. зачесть в счет страховых взносов за 2017 год 27 990 рублей из взысканной суммы без штрафов и пени, возвратить повторно взысканные страховые взносы, штрафы и пени за вычетом зачтенных в счет страховых взносов за 2017 год в размере 27 990 рублей заявление оставлено без рассмотрения; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неправомерностью действий должностных лиц управления и инспекции, а также процессуальными нарушениями, допущенными судом первой инстанции.
Третье лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражении, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В составе суда произведена замена судьи Гуденица Т.Г. на судью Ильину М.В. ввиду прекращения полномочий судьи Гуденица Т.Г. в связи с ее заявлением об отставке.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Зайнетдинов Хабибула Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара (далее - ПФР, Пенсионный фонд).
23.11.2017 из информации, полученной в Отделе судебных приставов по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара Управления ФССП России по Краснодарскому краю, предпринимателю стало известно, что на основании данных, представленных ПФР, решениями от 12.04.2017 N 25533, от 14.08.2017 N 36343 и от 09.11.2017 N 45648 ИФНС России N 4 по г. Краснодару (далее - ИФНС, налоговый орган) с расчетного счета предпринимателя взыскано 506,82 рубля, 16 614,60 рубля и 29 160,13 рубля (всего 46 281,55 рубля) страховых взносов, пени и штрафов за период 2009 - 2013 годы, которые ранее уплачивались заявителем на основании постановлений службы судебных приставов.
Посчитав, что страховые взносы, пени и штрафы взысканы повторно, 27.11.2017 предприниматель обратился в ПФР с заявлением, в котором указал на повторное взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за период 2009 - 2013 годы, приложив копии постановлений Пенсионного фонда и Отдела судебных приставов по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара Управления ФССП России по Краснодарскому краю.
14.07.2018 предпринимателем получен ответ ПФР за подписью заместителя начальника Пенсионного фонда Капреловой И.Б., в котором указано, что повторные постановления не выносились, сальдовые остатки выгружены верно, выгруженная задолженность по состоянию на 01.01.2017 соответствует выписке из лицевого счета, уточнения сальдовых остатков не требуется.
Не согласившись с ответом Пенсионного фонда, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 19 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счета в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в иностранной валюте, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ) предусмотрено, что налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФ РФ, органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФ РФ и органами ФСС РФ.
В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФ РФ и органами ФСС России в налоговые органы передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, налоговым органом в отношении предпринимателя Зейнетдинова Х.А. выносились:
- постановление от 12.04.2017 N 25535 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика на основании требования от 31.12.2016 N 10477, сформированного в связи с несвоевременной оплатой УСН за 2015 по сроку уплаты 27.07.2015 на сумму 506,82 рубля (задолженность по требованию отсутствует);
- постановление от 14.08.2017 N 36343 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, вынесенное на основании требования, сформированного ПФР от 09.01.2017 N 033S01170241452 на сумму 16 614,60 рубля (задолженность по требованию отсутствует);
- постановление от 09.11.2017 N 45648 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, вынесенное на основании требования от 04.09.2017 N 161660, сформированного в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов за 2016 год по сроку уплаты 09.01.2017, переданное Пенсионным фондом 22.08.2017 на сумму 29 160,13 рубля (остаток задолженности по требованию составляет 0,03 рубля);
- решение от 21.02.2018 N 150524 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, вынесенное на основании требования от 19.01.2018 N 177352, сформированного в связи с отсутствием своевременной оплаты по уточненному расчету по страховым взносам за 2016 год по сроку уплаты 03.04.2017, переданное Пенсионным фондом на сумму 400 рублей (задолженность по требованию отсутствует);
- решение от 13.04.2018 N 162455 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, вынесенное на основании требования ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 12.03.2018 N 188513, сформированного в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов за 2016 по сроку уплаты 09.01.2017 на сумму 28 766,91 рубля (остаток задолженности по требованию 0,09 рубля).
В заявлении в суд предприниматель указывал, что при передаче сальдовых остатков в налоговый орган Пенсионный фонд не учел платежи, которые предприниматель осуществил в рамках исполнительных производств, возбужденных в Отделе судебных приставов по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара Управления ФССП России по Краснодарскому краю на предмет взыскания страховых взносов, пеней и штрафных санкций.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу суд обязал Пенсионный фонд и предпринимателя провести совместную сверку расчетов с целью определения действительной обязанности заявителя по уплате страховых взносов.
Из представленного в материалы дела акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 08.10.2018 следует, что у предпринимателя имеется задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 66 622,80 рубля, пеням в сумме 25 241,02 рубля, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 9 804,24 рубля, пеням в сумме 3 720,18 рубля.
Таким образом, факт повторного взыскания задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов с предпринимателя по данным Пенсионного фонда не подтвердился.
Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что Пенсионным фондом при формировании сальдового остатка для передачи налоговому органу не учитывались платежи предпринимателя, осуществленные в рамках исполнительных производств, возбужденных в Отделе судебных приставов по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара Управления ФССП России по Краснодарскому краю на предмет взыскания страховых взносов, пеней и штрафных санкций.
Таким образом, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Капреловой И.Б., принятого по заявлению предпринимателя от 27.11.2017, об отказе в учете при сверке уплаченных страховых взносов постановлений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 10.08.2010 N 033016068325/4782, от 25.05.2011 N 03301690030866, от 23.04.2012 N 03301690020517 и постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 24.07.2014 N 1990.
Требования предпринимателя об обязании заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Капреловой И.Б. провести повторную сверку уплаченных предпринимателем страховых взносов и проверить учет на счете предпринимателя платежей, взысканных на основании постановлений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара от 10.08.2010 N 033016068325/4782, от 25.05.2011 N 03301690030866, от 23.04.2012 N 03301690020517 и постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 24.07.2014 N 1990, также не подлежат удовлетворению, поскольку сверка расчетов проведена в рамках судебного разбирательства по делу. В результате проведенной сверки учтены начисления и платежи предпринимателя с 2009 года и определена действительная обязанность заявителя по уплате страховых взносов.
Заявленные предпринимателем требования о признании недействительными данных (сальдо) о наличии у предпринимателя задолженности по уплате страховых взносов, штрафов и пени за период до 01.01.2017 и за 2017 год, переданных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару также не подлежат удовлетворению, поскольку предпринимателем не представлено документальных доказательств, свидетельствующих об ошибочном начислении сумм страховых взносов, пеней и штрафов, и отсутствии обязанности по их уплате в части сальдовых остатков, переданных налоговому органу.
По указанному основанию не подлежат удовлетворению требования предпринимателя об отмене решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 12.04.2017 N 25533, от 14.08.2017 N 36343, от 09.11.2017 N 45648, от 21.02.2018 N 150524, от 13.04.2018 N 162455 о взыскании с предпринимателя страховых взносов, пени и штрафов.
При этом довод заявителя о том, что налоговым органом произведено списание просроченной задолженности безнадежной ко взысканию, суд посчитал необоснованным, поскольку в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле Кодекса и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
Согласно статье 26 Федерального закона N 212-ФЗ, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В материалы дела предпринимателем не представлено доказательств обращения с таким заявлением в Пенсионный фонд. Следовательно, в указанной части заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции требования предпринимателя об обязании заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Капреловой И.Б. зачесть в счет страховых взносов за 2017 год 27 990 рублей из взысканной суммы без штрафов и пени, возвратить повторно взысканные страховые взносы, штрафы и пени за вычетом зачтенных в счет страховых взносов за 2017 год в размере 27 990 рублей, оставил без рассмотрения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное решение об отказе в удовлетворении требований товарищества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявления об уточнении первоначально заявленных требований судебной коллегией не принимается.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд первой инстанции установил, что ходатайство содержит следующие требования:
- признать незаконным решение заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара Капреловой И.Б., принятое по заявлению от 27.11.2017, выразившееся в отказе в сверке уплаченных страховых взносов;
- признать незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, связанные с передачей в ИФНС России N 4 по г. Краснодару сведений об имеющихся у предпринимателя суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017;
- признать незаконными постановление ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 14.08.2017 N 36343 и решение от 14.08. 2017 N 37259 о взыскании 16 614,60 рубля;
- признать незаконными постановление ИФНС России N 4 по г. Краснодару от 09.11.2017 N 45648 и решение от 09.11.2017 45080 о взыскании 29 160,13 рубля;
- обязать ИФНС России N 4 по г. Краснодару отменить постановления от 14.08.2017 N 36343 и от 09.11.2017 N 45648;
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара возвратить неправомерно взысканные суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в размере 45 774,73 рубля.
Суд первой инстанции указал, что частью 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
Удовлетворение заявленного предпринимателем ходатайства об уточнении заявленных требований связано с необходимостью отложения судебного разбирательства для формирования правовой позиции заинтересованных лиц в отношении уточненных требований, что приведет к затягиванию судебного процесса и значительному нарушению срока рассмотрения дела.
Принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель имел возможность своевременно определиться с объемом заявленных требований, ходатайство предпринимателя об уточнении заявленных требований не подлежит удовлетворению, поскольку свидетельствует о злоупотреблении предпринимателем своими процессуальными правами и явно направлено на затягивание судебного процесса.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2019 по делу N А32-26451/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26451/2018
Истец: Зайнетдинов Х А
Ответчик: Заместитель начальника Государственного учреждения - управления пенсионного фонда Российской Федерации в Прикубанском внутригородском округе Капрелова И. Б., Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы N4 по г. Краснодару, ИП Представитель Зайнетдинова Х.А. Колесников Евгений Николаевич