г. Санкт-Петербург |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А42-1093/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Руденко Д.А. по доверенности от 20.06.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17796/2019) АО "Тандер" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2019 по делу N А42-1093/2019 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению АО "Тандер"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
акционерное общество "Тандер" в лице филиала в городе Мурманске (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - Управление, административный орган, ответчик) об отмене постановления Управления от 23.01.2019 N 25 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 30 000 руб. за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Решением суда от 29.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, как вынесенное в отсутствие надлежащих доказательств совершения Обществом вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по факту поступивших в Управление неоднократных (трижды) обращений гражданина, содержащего сведения об осуществлении Обществом торговой деятельности по реализации табачной продукции на расстоянии менее чем 100 метров от месторасположения принадлежащего последнему магазина "Магнит" (адрес: г.Мурманск, ул.Радищева, д.13) до границы территории профессионального образовательного учреждения - Мурманский технологический колледж сервиса, расположенного по адресу: г.Мурманск, ул.Гвардейская, д.14, Управлением на основании распоряжения 26.10.2018 N 759/18 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).
При этом в целях разрешения вопроса о необходимости назначения названного внепланового мероприятия Управлением в адрес Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска направлен запрос от 22.10.2018 N 51-00-03/29-12049-2018 о предоставлении графических документов и информации о расстоянии по прямой линии между указанными объектами торговли и образования, которое (расстояние) в соответствии с ответом от 24.10.2019 N 14-04-19/7025 составило 40 метров.
Установив данные обстоятельства, Управлением оформлено мотивированное представление от 25.10.2018 N 9511/18-0-0, после чего назначена рассматриваемая проверка, в рамках которой нашёл своё подтверждение факт предложения Обществом к продаже табачной продукции, о чём составлен акт от 06.11.2018 N 759/18 с применением средств фото- и видеофиксации.
Придя к выводу о несоблюдении Обществом законодательства об охране здоровья граждан, Управлением в отношении Общества 06.12.2018 составлен протокол б/н об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением Управления от 23.01.2019 N 25 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной нормой в виде наложения административного штрафа в сумме 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 15-ФЗ граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в числе прочего соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона N 15-ФЗ).
Пунктом 2 части 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ установлен запрет на розничную торговлю табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Таким образом, в целях ограничения доступности табачной продукции для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. Такая зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения.
За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 23 Закона N 15-ФЗ).
Частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
С объективной стороны правонарушение заключается в нарушении законодательства в указанной сфере, совершаемом путём как действия, так и бездействия.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В свою очередь, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признаётся арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности (части 2, 3 статьи 71 АПК РФ).
В данном случае арбитражный суд первой инстанции правомерно посчитал, что административный орган надлежащим образом составил и закрепил доказательствами инкриминируемое нарушение.
В частности, из представленной в материалы дела и просмотренной в ходе настоящего судебного заседания видеозаписи, произведённой проверяющими в ходе спорной проверки в сопровождении комментариев своим действиям, с очевидностью и достоверностью следует как дата, адрес и наименование проверяемого магазина, так и прайс-листы, размещённые в стеллажах над кассами с наименованиями табачной продукции и ценой их реализации.
При этом возможность видеофиксации выявленного нарушения согласуется с положениями части 2 статьи 26.6 и части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, где закреплено, что вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
В развитие приведённых норм ссылку на фотоматериалы и видеозапись от 06.11.2018 содержит в качестве приложения вышеупомянутый акт проверки от 06.11.2018 N 759/18.
Одновременно необходимо отметить официальные разъяснения, содержащиеся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку на размещённых на стеллажах с табачной продукцией прайс-листах имелась информация с указанием стоимости реализации (конкретной цены продажи), то, тем самым, Общество явно определило намерение продать такой товар.
Факт осуществления Обществом 06.11.2019 недопустимой розничной торговли табачной продукцией по спорному адресу, а равно на недопустимом к образовательному учреждению расстоянии, установлен также решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 27.03.2019 по делу N 2-1583/2019, которым наложен запрет Обществу осуществлять последующую продажу табачной продукции в магазине "Магнит", расположенном по адресу: г.Мурманск, ул.Радищева, д.13.
Подтверждённые судом общей юрисдикции обстоятельства торговли Обществом табачной продукцией 06.11.2018 в магазине "Магнит" по адресу: г.Мурманск, ул.Радищева, д.13 на недопустимом к Мурманскому технологическому колледжу сервиса расстоянии имеет для настоящего суда обязательное (преюдициальное) значение в порядке части 3 статьи 69 АПК РФ, в соответствии с которой вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Факт наличия у Мурманского технологического колледжа сервиса статуса образовательного учреждения, а также факт нахождения этого учреждения по адресу: г.Мурманск, ул.Гвардейская, д.14, подтверждается имеющейся в материалах дела лицензий от 17.02.2016 на право бессрочного осуществления образовательной деятельности по 27 профессиям, в том числе по названному адресу.
Пункт 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относит наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В развитие данной нормы в части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 названной статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона.
Тем самым, применительно к настоящему делу, получив информацию от органа местного самоуправления - Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска о месте расположения магазина Общества относительно профессионального образовательного учреждения, после чего, зафиксировав выявленное нарушение мотивированным представлением и назначив внеплановую выездную проверку, Управление действовало в соответствии с Законом N 294-ФЗ, а потому полученные в ходе таких действий документы являются допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении Общества.
Таким образом, суд правомерно заключил о доказанности розничной продажи Обществом табачной продукции на недопустимом от образовательного учреждения расстоянии (40 метров) и усмотрел в таких действиях Общества событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. В соответствии с требованиями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ Общество было извещено о времени и месте как составления протокола, так и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении; заявителю была предоставлена возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении пользоваться процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах привлечение Общества к оспариваемой ответственности является законным и обоснованным, оснований для отмены постановления Управления от 23.01.2019 N 25 и удовлетворения заявленных требований не имеется.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2019 по делу N А42-1093/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1093/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ