г. Саратов |
|
06 августа 2019 г. |
Дело N А12-8731/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астафьевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, оф. 205, ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2019 года по делу N А12-8731/2019 (судья Л.В. Кострова)
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (344037, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я линия, д. 43, ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957)
о привлечении общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, оф. 205, ИНН 3443134256, ОГРН 1173443004965) к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" - И.В. Кобцева, по доверенности от 25.03.2019,
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия - Ю.Е. Гришакова, по доверенности от 09.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченный ответственностью "Царицынский комбинат" (далее - ООО "Царицынский комбинат", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.06.2019 Арбитражный суд Волгоградской области привлек ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления старшего государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия о привлечении к административной ответственности ООО "Царицынский комбинат" по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ООО "Царицынский комбинат" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в судебном заседании возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.06.2019 по делу N А12-8731/2019 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом заявленных требований является привлечение ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 17.01.2019 в 17 ч. 00 мин. по адресу: 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 181, в рамках государственного задания N 081 -00030-19-00 от 29.12.2018, поручения Правительства РФ N АГ-П11-8987 от 17.12.2018, государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Пономаревым А.В. в присутствии начальника службы качества Толмачевой В.В., согласно ГОСТ 9792-73 проведен отбор проб: 2 кг. изделие колбасное вареное, колбаса "Волгоградская", мясной продукт категории В, производитель ООО "Царицынский комбинат", дата выработки 15.01.2019, производственный сертификат N 1339207019. Проба была помещена в пакет N 16147165, контрольный образец находится у владельца продукции, сейфпакет N 16147164, о чем свидетельствует акт отбора проб N 1106810 от 17.01.2019.
Проба 2 кг изделие колбасное вареное, колбаса "Волгоградская", мясной продукт категории В, отобранная у общества с ограниченной ответственностью "Царицынский комбинат", была направлена в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр "Россельхознадзора" для исследований: КМАФАнМ, БГКП (колиформы), патогенные - организмы, в т.ч. сальмонеллы, listeria monocytogenes, s. aureus. сульфатредуцирующие клостридии, тетрациклиновая группа, сульфаниламиды, нитрофураны и их метаболиты. (АОЗ, >3. СЕМ. АГД), хинолоны, макролиды, пенициллиновая группа, кокцидиостатики, ДНК (идентификация сырьевого состава), массовая доля белка, массовая доля жира.
По результатам исследований, проведённых в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр "Россельхознадзора" был сформирован протокол испытаний N 00190 от 01.02.2019 (событие N 01819-2019 от 01.02.2019 (13 ч. 00 мин.), номер экспертизы 00190), в котором указано, что в отобранном образце пробы колбасы "Волгоградская" 2 кг, отобранной у ООО "Царицынский мясокомбинат", обнаружен офлоксацин (результат испытаний 61 мкг/кг), наличие которого в пищевых продуктах не допускается, что свидетельствует о нарушении требования Технических регламентов Таможенного союза.
Таким образом, административным органом установлено, что ООО "Царицынский комбинат" для изготовления пищевого продукта колбаса "Волгоградская" использовано сырье животного происхождения, полученное от продуктивных животных, которые подвергались воздействию лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных. Обществом выпущен в обращение на рынок пищевой продукт, не соответствующий требованиям технических регламентов ТР ТС 021/2011, ТР ТС 034/2013, представляющий потенциальную угрозу для жизни и здоровья потребителей.
По факту выявленных нарушений 26.03.2019 в отношении общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени, составлен протокол об административном правонарушении N 02/2-02-194/2019.
Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Царицынский мясокомбинат" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление и привлекая общество к административной ответственности, исходил из того, что событие административного правонарушения установлено, в действиях общества имеется состав вмененного административного правонарушения, нарушений процедуры проведения проверки в отношении общества не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ образуют нарушение изготовителем требований технических регламентов, подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, храпения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются продукты убоя и мясная продукция (мясные и мясосодержащие колбасные изделия), а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции (подпункт "а, б" пункта 2 ТР ТС 034/2013).
Принятый ТР ТС 034/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Данный технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно пунктам 9, 12, 13 ТР ТС 034/2013 - продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
Пункту 59 ТР ТС 034/2013 закреплено, что продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Кроме того, статья 5 ТР ТС 021/2011 устанавливает правила обращения на рынке - пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно части 1 и части 3 статье 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Из материалов дела следует, что ООО "Царицынский комбинат" осуществляет производство колбасных изделий (код ОКВЭД 10.13.2).
По результатам исследований, проведённых в ИЦ ФГБУ "Ростовский референтный центр "Россельхознадзора", было установлено, что в образце пробы колбасы "Волгоградская" 2 кг, отобранной у ООО "Царицынский мясокомбинат", обнаружен офлоксацин (результат испытаний 61 мкг/кг), наличие которого в пищевых продуктах не допускается.
В апелляционной жалобе ООО "Царицынский комбинат" отмечает, что административным органом при исследовании колбасы (готового продукта) не подлежал применению ГОСТ 32797-2014, который применим только в отношении непереработанной продукции.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод несостоятельным в силу следующего.
Согласно ГОСТ 32797-2014 "Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания хинолонов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором" он распространяется не только на пищевые продукты в части мяса, но и продукты из мяса птицы, яиц, яичного порошка, яичного меланжа, молока, рыбы, меда, а также продовольственное сырье и устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием (далее - ВЭЖХ-МС/МС) для определения остаточного содержания хинолонов в диапазоне измерений от 1 до 2000 мкг/кг.
Отбор проб производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где непосредственно в п. 77 и п. 426 вышеуказанных Перечней включен ГОСТ 9792-73, в соответствии с которым и был выполнен отбор пробы колбасы "Волгоградская".
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Проба направлена в Испытательный центр ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", который аккредитован в национальном органе аккредитации Росаккредитация - аттестат аккредитации N RA.RU.211ПЛ76 от 20.05.2016.
Ссылка Общества на то, что Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и мерологии от 19.08.2014 N 901- cm "О введении в действие межгосударственного стандарта", которым утвержден ГОСТ 32797-2014, не опубликован, в связи с чем ГОСТ 32797-2014 не имеет юридической силы и не может применяться для подтверждения соответствия обязательным требованиям TP ТС 021/2011 и TP ТС 034/2013, судебная коллегия признает ошибочным.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" утверждены прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Кроме того, установлено, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.2007 N 9449) не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования пункта 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" не применимы к Приказу Федерального агентства по техническому регулированию и мерологии от 19.08.2014 N 901-cm "О введении в действие межгосударственного стандарта", которым утвержден ГОСТ 32797-2014, т.к. ГОСТы не подлежат представлению на государственную регистрацию и соответственно не подлежат обязательному официальному опубликованию.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исследования мясной продукции общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности.
Доводы ООО "Царицынский комбинат" судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку результаты испытаний являются достоверными и устанавливают наличие в мясной продукции общества лекарственного средства для ветеринарного применения (офлоксацин), что нарушает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к пищевой продукции и в частности мяса и мясной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушение требований технических регламентов Таможенного союза недопустимо и составляет определенную угрозу, поскольку разработаны регламенты в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей мяса и мясной продукции относительно их назначения и безопасности.
Факт выявления лекарственных средств для ветеринарного применения в мясной продукции в связи с приемом сырья, содержащего офлоксацина, и изготовлением мясной продукции, свидетельствуют о недостаточных мерах, принятых обществом при производстве для выпуска в обращение безопасной мясной продукции и нарушении изготовителем требований технических регламентов.
Представленная обществом программа производственного контроля свидетельствует о том, что обществом достаточных и необходимых мер для проверки безопасности мясного сырья при производстве продукции предпринято не было.
Доводы общества о достаточности контроля качества продукции в связи с действием программы Меркурий правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2016, регистрационный N 45094) утверждены "Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" (далее - Ветеринарные правила).
В пункте 1 Ветеринарных правил установлено, что правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Под эпизоотическим состоянием понимается ветеринарно-санитарная обстановка на определенной территории в конкретно указанное время, характеризующееся наличием болезней животных, их распространением и уровнем заболеваемости (п.2.1.9 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союз, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317).
Представленные обществом копии ветеринарных свидетельств на сырье, из которого изготовлена колбаса, подтверждают лишь безопасность мяса-сырья в эпизоотическом отношении, а именно об отсутствии ограничений по АЧС (африканской чуме свиней), об исследованиях животных на бруцеллез, туберкулез, а также проведенной экспертизы на финноз, трихинеллез.
Исследования, отраженные в протоколах испытаний N 1-3488/19 от 22.04.2019, которые представлены обществом в материалы дела, свидетельствующие об отсутствии выявления каких-либо отклонений по показателям безопасности, в том числе по офлоксацина в продукции комбината, не относятся к спорной ситуации, поскольку отраженная в них продукция была изготовлена гораздо позже, чем та, которая ранее отбиралась управлением для проведения настоящей проверки.
Ссылка общества на результаты экспертизы, в сравнении с результатами, полученными ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора", является некорректной. Административный орган пояснил, что техническая возможность ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора" в сравнении с другими лабораториями, аккредитованными на методики и стандарты с отличными друг от друга метрологическими характеристиками (диапазонами измерений), различна.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, прием сырья и изготовление мясной продукции (колбаса "Волгоградская"), содержащей остатки лекарственных средств для ветеринарного применения (офлоксацина), свидетельствуют о нарушении ООО "Царицынский комбинат" требований технических регламентов, и, следовательно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Наличие у Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия полномочий для осуществления контроля качества готовой продукции подтверждается следующим.
Пунктом "б" Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора: продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках; деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Пункт 1 Приказа МСХ РФ от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора, (Приложение N1), в котором включены Решение Комиссии "Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 в части статьей 5, 6 главы I, главы 3, 4, 6; а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 в части главы I, II, IV - XI, XIV.
Кроме того, п.п. "а" п. 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 предусмотрено, что Федеральный государственный надзор осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы: в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары); в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно Единому перечню товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" под кодом 1601 00 включены "Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе".
Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляет федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные органы в отношении подконтрольных товаров (товаров под кодом "1601 00") при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно п. 8.1.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2013 N 26921), Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" установлено, что федеральный государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" пунктами 3, 4, 6 определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов (далее именуется - мониторинг).
При этом под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов (п.2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883).
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к полномочиям Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (как территориального подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору) относится, в том числе, осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Кроме того, пункт 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" устанавливает общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, которые включены в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Единый перечень товаров), ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза с территорий третьих стран, перемещаются с территории одного государства - члена Таможенного союза (далее - государство- член) на территорию другого государства-члена, при их изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении, а также организации аудита официальных систем надзора третьих стран и совместных проверок (инспекций) организаций и лиц, участвующих в Изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении Подконтрольных товаров (продукции), и принятия гарантий.
В единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317, включены колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе.
Таким образом, довод общества об отсутствии у административного органа полномочий на проведение отбора проб подлежат отклонению, поскольку проверенная продукция входит в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 N 308-АД17-4613 по делу N А53-16306/2016.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, не допущено.
Оценив доводы апелляционной жалобы ООО "Царицынский комбинат" о нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрены случаи организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенной нормы в случае выявления в ходе проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе, но не обязаны, проводить внеплановую проверку.
В рассматриваемом случае проверочное мероприятие было проведено Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в порядке, предусмотренном статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ, без взаимодействия с юридическим лицом, в связи с чем наличие при проведении названного мероприятия представителя юридического лица и понятых не требовалось. Проверка в отношении деятельности самого общества в смысле Закона N 294-ФЗ не проводилась. Каких-либо грубых нарушений порядка проведения мероприятий по контролю со стороны административного органа из материалов дела не усматривается.
Данные, полученные в ходе указанных мероприятий, являются достаточными для возбуждения на основании положений статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения ООО "Царицынский комбинат" к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2019 года по делу N А12-8731/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8731/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (СТАРШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР-ПОНОМАРЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ)
Ответчик: ООО "ЦАРИЦЫНСКИЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: Управление Россельхознадзор по Ростовской и Волгоградской областчм и Республике Калмыкия